Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. За последнее время, как отмечают многие педагоги, существенно снизилась культура общения между педагогами и студентами. Причина кроется в снижении культуры общения как со стороны студента, так и со стороны педагога и, в конечном итоге, в самом учебном заведении. Конфликтогенными являются многие ситуации, суждения, действия, поведение. Они не всегда объективны и носят на себе отпечаток какой-либо конкретной личности.
Взаимодействие в диаде «педагог – студент» является одним из важных моментов во всем социально-педагогическом процессе, в котором происходит передача всего разнообразия знаний, правил, ценностных ориентаций. Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от социальных, индивидуально-психологических и личностных качеств, взаимодействующих субъектов, а также от существующих в вузовском коллективе традиций, норм, правил и тенденций общения.
Организационная устремлённость педагогов является важным условием для развития вуза. Большая приверженность преподавателей предоставляет их полную преданность учебному заведению, желание вносить вклад в развитие университета. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием проблемы конфликта в педагогическом процессе занимались А. А. Арский, Н. Г. Брюхова, Н.В. Гришина, И.А. Курочкина, О. В. Лешер, Манухина Е. А. и другие.
Объект исследования - процесс разрешения конфликтных ситуаций между студентами и педагогами.
Предмет исследования – педагогические условия организации разрешения конфликтных ситуаций в диаде «педагог – студент».
Цель исследования – изучение конфликтных ситуаций в системе «преподаватель - студент».
Гипотеза: конфликтные ситуации в системе «преподаватель - студент» будут сведены к минимуму при соблюдении следующих условий общения между преподавателем и студентами:
• ориентация в ситуации общения;
• проявление инициативы или коммуникативная атака;
• самоконтроль в общении;
• осуществление общения, анализ его результатов.
Задачи исследования:
1) изучить конфликт в истории: к вопросу о теоретической и методологической основе социального конфликта;
2) проанализировать проблемы межличностных конфликтов в педагогическом процессе;
3) провести эмпирическое изучение конфликтных ситуаций в системе «преподаватель - студент»;
4) предоставить практические рекомендации: технология эффективного общения как средство преодоления конфликта между преподавателем и студентами;
5) предложить программу «Педагог будущего» по управлению конфликтами в образовательной среде.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, касающихся изучения конфликтов; анкетирование.
База исследования. Педагогический институт, г. Тобольск, ул. Знаменского.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех подпунктов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы сущности конфликта
1.1 Конфликт в истории: к вопросу о теоретической и методологической основе социального конфликта
В повседневной жизни люди часто сталкиваются с противоречиями, которые развиваются до конфликтной ситуации. В обществе складывается точка зрения о том, что конфликт – это процесс обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждой из них. С каждым годом становится актуальным исследование конфликта, как способа развития конфликтной ситуации. Потому как выделяют позитивные функции конфликта. Изучение конфликтных ситуаций выделило науку прикладного характера – социологию конфликта. Социология конфликта – специальная социологическая теория, объектом исследования которой являются социальные конфликты, а также социальные закономерности отдельных внутриличностных конфликтов. Социальный конфликт признан социологами как естественное состояние общества, он выступает в роли, формирующей социальные связи. Объединив несколько определений, можно сказать, что социальный конфликт – это процесс конкурирующего социального взаимодействия в обществе (может быть имперсональным), приводящий к формированию новых социальных связей.
Для более глубокого изучения социологии конфликтов следует знать, что истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии [23, С.54].
По замечанию немецкого историка и военного теоретика К. фон Клаузевица, история мира – это история войн. И, хотя подобное высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем, что роль конфликтов в истории более чем существенна: вооруженные конфликты уносили множество жизней, приводили к разрухе и голоду, порой они одновременно становились источником обогащения [22, С.32].
В ходе исторического развития не раз менялась суть противоречий, лежащих в основе большинства конфликтов и определявших ту или иную историческую эпоху. Е. Луард видит источник противоречий в мире в XVI – в начале XVII века главным образом в религиозной сфере, в конце XVII – XVIII веках в династической власти, в XIX – в развитии национальных интересов государств, в XX веке в идеологическом противостоянии Востока и Запада [10, С.225].
Значительный вклад в исследование социального конфликта внесли Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, П. Сорокин, Л. Козер, Р. Дарендорф и др. Современное научное общество придерживается основных трех теорий конфликта:
Позитивно-функционального конфликта Л. Козера;
Конфликтной модели общества Р. Дарендорфа;
Общей теории конфликтов К. Боулдинга.
Эти теории отличаются между собой своими положениями о социальном конфликте. Однако, их объединяет единое определение конфликта – это объективная реальность общественного бытия и покончить с ними невозможно. На сегодняшний день, актуально и важно научиться предвидеть и управлять конфликтами.
В ходе исторического развития общества прослеживалась цикличность социально-экономических процессов. Кризис сменялся подъёмом в политике, экономике, культуре, повседневной жизни. Конфликт в истории играл роль катализатора в эволюции человеческого общества, потому что причинами конфликта были материальные ценности людей, их интересы и положение внутри общества. Все чаще в конфликтологии внимание уделяется позитивным функциям социального конфликта. К вопросу о теоретической и методологической основе социального конфликта необходимо отметить, для того, чтобы изучить сущность социального конфликта важно определить значение конфликта в процессе исторического развития.
1.2 Проблемы межличностных конфликтов в педагогическом процессе
В новых условиях развития современного общества глобальной становится проблема конфликтов между взрослыми и молодежью, преподавателями и студентами, руководителями и подчиненными. Также особое внимание уделяется исследованию правил поведения новых стратегий разрешения проблемных ситуаций в конфликтной среде. Ярким примером объекта исследования конфликтов является образовательная среда. Действительно, изучение и анализ психолого – педагогической литературы показывают, что по своей природе профессиональная образовательная деятельность как одна из основных сфер человеческого взаимодействия в обществе в значительной степени подвержена конфликтному противостоянию. Конфликты в педагогическом общении, ведущие к накоплению негативного опыта взаимодействия в рамках образовательного учреждения, препятствует полноценному развитию личности.
Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Н.Е. Щуркова, В.М. Афонькова, В.И. Журавлев, Г.М. Андреева, А.И. Шипилов, О.С. Гребенюк, А.Я. Анцупов, А.А. Лобанов, Е.В. Буртовая, В.Ю. Питюков, М.И. Станкин, М.М. Рыбакова, А.С. Чернышев и др.
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты: «студент – студент»; «студент – преподаватель»; «преподаватель - студент»;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арский А. А. Основы эффективного управления конфликтом преподавателем вуза / А. А. Арский // Мир современной науки. – 2017. – Т. 2, № 42. – С. 75–78.
2. Брюхова Н. Г. Психология профессионального роста: факторы и закономерности / Н. Г. Брюхова, М. Ю. Виноградская, Н. В. Гуремина [и др.] // Успехи современного естествознания. – 2014. –№ 10. – С. 124–126.
3. Брюхова Н. Г. Способность студентов к саморазвитию в их нравственном самоопределении и принятии решений / Н. Г.Брюхова // Акмеология. – 2018. – Т. 67, № 3. –С. 39–43.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
5. Гущина А. В. Идеи отечественных ученых-педагогов о морали и нравственности в их приложении к воспитанию / А. В. Гущина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология. – 2017. – № 4. – С. 127–135.
6. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг / сокр. пер. с нем. – М., 2016.–318с.
7. Компетентностно - ориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография / под ред. В.В. Николиной, О.А. Сафоновой – Н. Новгород: Мининский университет, 2014. – 354 с.
8. Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. – 229 с.
9. Лешер О. В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как педагогическое условие эффективного управления педагогическими конфликтами / О. В. Лешер, Л. В. Яббарова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 7. – С. 170–177.
10. Манухина Е. А. Конфликты между преподавателем и студентами: основные понятия, причины, пути преодоления / Е. А. Манухина // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика. – 2016. – С. 225–227.
11. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М., 1989. – 301 с.
12. Причины конфликтов между студентами и преподавателями в вузе / Т. В. Петренко, Д. С. Овсепян, С. О. Одинцова // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. ст. Междунар. науч.-практич. конф. – Уфа, 2017. – С. 138–141.
13. Ремизова Н. У. Самобучающаяся организация как фактор повышения профессиональной компетентности преподавателя вуза / Н. У. Ремизова, Л. М. Миляева, Б. В. Рыкова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2 (69). – С. 212–214.
14. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М., 2016.–328с.
15. Рыкова Б. В. Диссеминация педагогического опыта преподавателей вуза / Б. В. Рыкова // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем : мат-лы III Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. памяти В.А. Пятина. – Астрахань : Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2018. – С. 234–237.
16. Самыгин С. И. Психология делового общения / С.И. Самыгин [и др.] ; под ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 222 с.
17. Скибицкий Э. Г. Основы делового общения : учеб. пос. / Э. Г. Скибицкий, И. Ю. Скибицкая. – Новосибирск : НГАСУ, 2017. – 388 с.
18. Собкин В. С. Студенты о конфликтах с преподавателями / В. С. Собкин, А. В. Федюнина // Толерантность в подростковой и молодежной среде. – М., 2014. – С. 133–151.
19. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 416 с.
20. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. – Красноярск, 1996. – 267 с.
21. Цыганков П.А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: Учебное пособие / П.А. Цыганков, Г.А. Дробот, А.И. Слива и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2017. – 336с.
22. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления / Т.А. Чистякова. – Л., 2015.–258с.
23. Шабанова Т.Л. Анализ представлений учителей о педагоге будущего как основание для разработки модели обучения студентов новым педагогическим профессиям в системе разделения педагогического труда / Т.Л. Шабанова, И.Р. Новик // Вестник Мининского университета. – 2016. –№3.–С.54-58.
24. Шабанова Т.Л. Психологические условия формирования компетентности студентов педагогического вуза / Т.Л. Шабанова // Нижегородское образование. –2014. –№3.– С. 10-16
25. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов / Д. Шапиро. – Кишинев, 1997. – 260с.