Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Участие школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников [2].
Актуальность исследования. Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий, которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в учебных заведениях, обусловлена рядом проблем и противоречий практики. Учителю необходимо преобразовывать учебный процесс в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в педагогическом процессе. Более всего интересна для учащихся либо поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха.
Таким образом, актуальность темы определяется:
• Необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся
• Зависимостью процесса обучения от развития познавательных универсальных учебных действий
• Переходом от традиционных подходов к организации взаимодействия с учащимися, к инновационным технологиям.
Объект исследования: познавательные способности школьников
Предмет исследования: развитие познавательных способностей школьников посредством игры
Цель исследования: доказать эффективность игровых средств для развития познавательного начала детей школьного возраста.
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:
- развитие познавательного начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей школьного возраста;
- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Задачи исследования:
Изучение специальной литературы по данной проблеме.
Выявить педагогические возможности использования игры для развития познавательных способностей младших школьников.
Проведение педагогического эксперимента по данному исследованию.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения исследовательских задач используются также наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование; изучение, анализ продуктов деятельности учащихся.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы.
База экспериментального исследования: МОУ СОШ №122 г. Новосибирска. В исследовании приняли участие 20 детей 2 класса А, в возрасте 8-9 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством игры
1.1. Развитие познавательных способностей в рамках реализации ФГОС
Роль познавательных универсальных учебных действий в обучении и воспитании очень велика: они обладают возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению учащимися умений и навыков, являются мотивом учения и активной деятельности, способствуют формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.
На уроках каждый ученик должен работать активно и увлеченно, а у учащихся должна развиваться любознательность, познавательный интерес. Ведь, увлёкшись, ребёнок не замечает, что он учится, узнаёт новое, ориентируется в необычной ситуации. Поэтому в межаттестационный
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся:
осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.) Перед собой педагог должен ставить задачу развивать у учащихся знаково-символические универсальные учебные действия, овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач; а к концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п. Условия формирования моего вклада в развитие образования сложились из анализа подходов к организации работы по формированию познавательных УУД, анализа организации видов деятельности, способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий, использование в процессе усвоения учебного материала современных образовательных технологий, комплекта методических материалов и дидактических средств, выполнение которых осуществляет самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Задача педагога заключается в выработке новых форм организации учебной деятельности – чтобы он стал запоминающимся, непохожим, современным и притягательным.
Перед учителем стоит вопрос: как формировать познавательные учебные действия? Рассматриваемая в данной работе тема достаточно актуальна сегодня.
Можно выделить следующие вопросы для рассмотрения темы:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. [Текст]/ А.А. Бодалев, В.В,Столин, В.С.Аванесов. – СПб.: Речь - 2000- 40с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 2006. № 6. – с.40-48
3. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий [Текст] П.Я. Гальперин //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления – М., 2001
4. Кларин М.В. Образовательные возможности игры/ М.В. Кларин. – М., 2005. – 108с.
5. Колосов Д.В. О психофизиологии творчества [Текст] / Д.В.Колосов, Е.Н.Соколов // Психологический журнал. 2003. Т. 14. №.6. - С. 43-54.
6. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие [Текст] /В.Т. Кудрявцев // Психол. журн. 2001. № 5-6.
7. Кудрявцев В.Т. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура [Текст]/ В.Т. Кудрявцев, Б.Г.Урмурзина. - М.,Актобе, 2002. – 128с.
8. Кудряцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы [Текст] /В.Т. Кудрявцев// Психологический журнал. Т. 18. № 1. - С. 16-31.
9. Кулюткин Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст]/ Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб., 2002. – с. 98.
10. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. [Текст] /Н.С. Лейтес //Хрестоматия по детской психологии. М.: Институт практической психологии, 2006. - С. 179-186.
11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]/ М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2006.- 144 с.
12. Матышкин А.М. Концепция творческой одаренности [Текст]/ А.М. Матышкин // Вопросы психологии. № 6. 2009. - С. 29-33.
13. Меерович М.И. Технология творческого мышления: практическое пособие [Текст]/М.И. Меерович, Л.И.Шрагина. – М.: АСТ, 2000. – 224с.
14. Методы психологической диагностики. [Текст]/ Выпуск 2- под. редакцией Воронина А.Н. – М.; 2004 – 202 с.
15. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта [Текст]/ В.С, Мухина – М., 2001. – 168с.
16. Немов Р.С. Психология – М.: ВЛАДОС, 2009 – кн.3: Психодиагностика [Текст] /Р.С. Немов// Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики – 632 с.
17. Пиаже Ж.. О природе реактивности [Текст] / Ж. Пиаже // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1996. № 3. - С. 8-17.
18. 34. Поддяков Н.Н. Развитие комбинаторных способностей [Текст] / Н.Н. Поддяков //Дошкольное воспитание, 2001 – 310 – с.90-99.
19. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Под редакцией Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой – М: Педагогика – 2005. – 200с.
20. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Текст] /С.Л. Рубинштейн // Исследование проблем психологии творчества. 2000. № 3. – 34-46
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн – Спб: Питер, 2002. – 720с.
22. Семенов С.Ю. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления [Текст] / С.Ю. Семенов // Исследования проблем психологии творчества. - М., 2003.- С. 27-62.
23. Степанов С.Ю. Исследование проблем психологии творчества [Текст]/ С.Ю. Степанов, И.Н.Семенов, В.К.Зарецкий. - М., 2003. - С. 101-133.
24. Стернберг Р. Инвестиционная теория креативности [Текст] /Р.Стернберг, Е.Григоренко // Психологический журнал. Т. 19. №2. - С. 144-161.
25. Формирование личности в онтогенезе. [Текст] /Под ред. И.В. Дубровиной/ -М: АПН СССР, 1991. - 159 с.
26. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст]/ Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000. – 238с.