Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Раньше в нашей стране не было рынка массовой информации. Сей-час он есть и быстро развивается, постоянно изменяется. Для рынка ин-формации и идей характерно состояние постоянного дефицита информа-ции. На рынке информации идет непрерывная конкуренция (борьба за аудиторию, монополия, разделение интересов). Конкуренция на инфо рынке обеспечивает широкое поле деятельности для редакционно-издательского маркетинга – это продвижение периодического издания на рынок, направленное на обеспечение его существования и на удовлетворе-ние информационных потребностей его читателей.
Структура СМИ:
1) печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники, бюллетени и т.д.
2) аудиовизуальные СМИ – радио, ТВ, документальное кино, ви-деовещание.
3) информационные службы – телеграфные агентства, рекламное бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью и т.д.
При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. Невозможно игнорировать электронные версии бумажных изданий, доступные каждому без посредства редакции. Часть специалистов считает эти обстоятельства достаточными для того, чтобы безоговорочно причислить кибержурналистику к системе СМИ. Другие столь же категорически выступают против. По всей видимости, на рубеже столетий культура еще не накопила достаточного материала для четкого определения отношения к Интернету. Ни в России, ни в других государствах Интернет законодательно не относится к системе СМИ, но приходится принимать во внимание его силу - преодоление дистанции между всеми сторонами информационного обмена.
Сущность массовой информации и массовой коммуникации, содер-жание массовых информационно-коммуникационных процессов в обще-стве, формы и методы массово-информационной деятельности не являются принципиально новыми предметами научного познания и исследования в России. Еще в середине XX века они стали объектом пристального внима-ния отечественных ученых, представляющих различные отрасли науки.
Актуальность исследованиям видов, структуры и правил работы СМИ состоит в том, что СМИ представляют собой значимое общественное явление, распространяющее информацию, оказывающее существенное влияние на социум. Научное осмысление СМИ – насущная задача сего-дняшнего дня. Актуальность данной работы видится в необходимости си-стематизировать и обобщить актуальную информацию, касающуюся ви-дов, структуры и правил работ СМИ.
Цель курсовой работы: рассмотрение видов, структуры и правил работ СМИ.
Предмет работы – СМИ.
Объект работы – работа СМИ.
Информационной базой работы явилась учебная литература, статьи авторов в периодической печати, аналитические материалы.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что в ней систематизированы актуальные сведения, касающиеся видов, структу-ры и правил работ СМИ.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования ее результатов для дальнейшего исследования видов, структуры и правил работ СМИ.
Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.
Глава 1. История появления СМИ
1.1 Суть средств массовой информации
В 70-х годах прошлого века в нашей стране распространилось вы-ражение «средства массовой информации» – как перевод французского «moyens d'information de masse». Для удобства его сократили по первым буквам всех слов. Так родилась знаменитая аббревиатура СМИ.
Законодательство говорит о том, что СМИ можно считать, как ин-формационный источник, выходящий не реже 1 раза за год, тиражом не меньше 1000 экземпляров.
В современном понимании средства массовой информации – это со-циальные институты, с определенной периодичностью собирающие, обра-батывающие информацию и распространяющие ее на многотысячную аудиторию. Основные характеристики СМИ – массовость и периодич-ность.
Исходя из своей специфики, СМИ должны регулярно обновлять ма-териалы. По поводу того, как часто нужно это делать, жестких правил по-ка нет, но оперативное поступление новой информации приветствуется и делает инфоресурс популярным.
Если печатное издание по тиражу и периодичности выхода достой-но гордого наименования «СМИ», оно обязательно регистрируется в Роскомнадзоре.
Первые средства массовой информации возникли задолго до того, как в обиход вошла знаменитая аббревиатура СМИ. При Юлии Цезаре издавался ежедневный бюллетень «События дня» (Acta diurna).
Некое подобие газет появилось вскоре после изобретения книгопе-чатанья, а глашатай, озвучивавший на площади королевский указ, пред-ставляется прототипом информационного новостного агентства.
Предшественником понятия «СМИ» было выражение «средства массовой коммуникации» (СМК), введенное в 60-х годах ХХ века как пе-ревод английского «media of mass communication».
Кстати, именно в таком понимании, в контексте сотрудничества со своей аудиторией, рассматривались в то время инфоресурсы в Европе. Потому французы и отказались от употребления выражения «СМИ», со-чтя его отражающим авторитарное воздействие печатных изданий, радио и телевидения – никакого диалога!
В современном понимании СМИ и СМК – это разные понятия. По-следнее значительно шире, оно включает все регулярные зрелищные пред-ставления (кино, театр, цирк), технические средства коммуникации (теле-фон, телеграф и т. д).
Европейцы отказались, а мы взяли на вооружение. С легкой руки отдела пропаганды ЦК КПСС началось внедрение термина, принятого на родине за анахронизм. В таком виде он употребляется по сей день – «средства массовой информации», или просто СМИ.
1.2 Виды средств массовой информации
Все средства массовой информации в зависимости от способа пода-чи сведений делят на несколько групп.
Печатные: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и т.д. Главный недостаток здесь – низкий уровень оперативности. Вопреки прогнозам о скором исчезновении, они до сих пор существуют, более того – развиваются. Число российских газет и журналов за последнее время значительно увеличилось.
Радиовещание. Кто-то может сказать, что радио – это прошлый век. И ошибется! Да, здесь отсутствует видеоряд, но, по мнению экспертов, это может быть преимуществом. Не отвлекаясь на «картинку», человек глубже воспринимает информацию.
Радио можно слушать в любом месте, без привязки к телевизору или интернету (те, кто ежедневно проводит время в многочасовых проб-ках, поймут, да и на работе телевизор не посмотришь, а вот радио не воз-браняется).
Телевидение – это своеобразный гибрид радио и печати. Из-за рас-тущей популярности интернета многие прогнозируют закат эпохи телеви-дения, но пока оно весьма востребовано. Появляются новые виды телеве-щания (цифровое).
Информагентства, ориентированные на сбор и распространение но-востей. Самые крупные в России: «РИА Новости» (образованы как Совин-формбюро в 1941 году), «ИТАР-ТАСС» (старейшее в России, появилось в 1902 году в статусе торгово-телеграфного агентства), «Интерфакс» (рабо-тает с 1989 года).
Интернет. Споры о целесообразности выделения его как самостоя-тельного вида СМИ закончилось тем, что с 2014 года сайты во Всемирной паутине получили право иметь этот статус. Обязательно нужно регистри-ровать в Роскомнадзоре блоги с посещаемостью свыше 3000 человек в сутки. Наряду с преимуществами (оперативностью, обилием материалов, возможностью комментирования событий), интернет кишит непроверенной информацией – и это серьезный недостаток.
Еще СМИ делят по масштабу распространения (от общенациональ-ных до тех, что рассчитаны на малочисленные аудитории). Есть издания научно-популярные, посвященные искусству, хобби («Охота», «Русское искусство»).
Трудно представить себе какую-либо сферу жизни без информаци-онной составляющей, поэтому функции СМИ весьма разноплановые.
Информационная функция (пожалуй, прямая и основная). Это сбор и передача на аудиторию разнообразных сведений из любой жизненной сферы.
Формирование общественного мнения. СМИ способны заострить внимание общества на определенных проблемах или заставить рассматри-вать их под нужным углом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учеб-ных заведений/Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2015.
2. Брайт Дж. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. – М.: Издатель-ский дом «Вильяме», 2013.
3. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Л.И. Гришае-ва, Л.В. Цурикова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
4. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. – М.: Гардарика, 2012.
5. Егоров П.П. Система массовых коммуникаций. – М.: РГГУ, 2013.
6. Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015.
7. Леонидова Е.Б. Эпоха Интернета. – М.: Пегас, 2014.
8. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 2009.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло-гии. – М.: Наука, 2015.
10. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. – М.: Изд-во МГУ, 2013.
11. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной дея-тельности: Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2014.
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. – М.: Поли-тиздат, 2016.
13. Самохина Т.С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств: Учебное пособие по профессиональной коммуни-кации. – М.: Издательство «Р. Валент», 2015.
14. Социальная конфликтология: учебное пособие для вузов / Под ред. А.В.Морозова. – М.: Академия, 2012.
15. Средства массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2013.