Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Обучение математике школьников с умственной отсталостью носит практическую направленность и связано с другими учебными предметами, трудовой подготовкой и с жизнью.
Математика – объективно наиболее сложный учебный предмет для детей умственной отсталостью. Это обусловлено особенностями их познавательной деятельности, в частности несформированностью логического мышления, абстрактным характером содержания учебного материала.
Сложность организации и реализации процесса обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями подчеркивают в своих исследованиях Н.Д. Богановская, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Н.И. Непомнящая, М.Н. Перова, А.А. Хилько, О.Ю. Штителене, В.В. Эк и др. Авторы отмечают необходимость создания специальных условий для детей данной категории, одним из которых является постоянное вовлечение всех обучающихся в различные виды деятельности на уроке, поддержание активности каждого ребенка, что позволит создать базу для формирования и развития любознательности и познавательного интереса к уроку математики.
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Творческий учитель постоянно ищет пути совершенствования урока, направленные на решение двух актуальных проблем: проблемы развития у обучающихся познавательных интересов, воспитания потребности в знаниях и самообразовании; проблемы активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения.
Актуальность темы обусловлена тем, что математические представления – это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у обучающихся с умеренной умственной отсталостью житейских и научных понятий. Для умственного развития обучающихся существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Фактор, делающий данную проблему актуальной, связан с тем, что обучающиеся с умственной отсталостью это разнообразная категория, которая включает в себя обучающихся с различной степенью тяжести.
Современная коррекционная педагогика направлена на повышение эффективности работы с детьми с умственной отсталостью. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования – педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса с целью эффективного формирования элементарных математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования – выявить особенности формирования элементарных математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью;
2) выявление основных средств развития элементарных математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью;
3) раскрытие основных механизмов формирования элементарных математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью на уроках математики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: системный анализ особенностей формирования элементарных математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью; содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, касающихся организации воспитательно-образовательного процесса младших школьников с умственной отсталостью в школах.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех подпунктов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Понятие и сущность формирования элементарных математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью
Ученые, которые занимались проблемой развития элементарных 24 математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью: Л. Б. Баряева, Э. С. Бейн, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, М. Н. Перова, Б. П. Пузанов, Т. Б. Епифанцева. Л. Б. Баряева «Умственно отсталые дети отличаются своеобразием мыслительной деятельности, которое детерминировано различным расхождением и несогласованностью их уровня актуальных представлений, понятий, знаний и «зоны ближайшего развития». Своеобразие мыслительной деятельности таких детей влияет на формирование элементарных математических представлений и логических структур, являющихся базовой основой последующего обучения математике в школах 7-го и 8-го вида» [3].
В. А. Крутецкий отмечает, что небольшая активность восприятия приводит к тому, что обучающиеся не узнают известные геометрические фигуры, если они даются в необычном расположении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке [19].
Затруднения в мыслительных действиях приводят к тому, что естественное, конкретное восприятие преобладает, препятствуя изучению элементарных математических представлений. Отмечается большая зависимость количественных представлений от ярких качественных характеристик (величины, формы, названия) и пространственного расположения предметов. Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова отмечает, что трудности обучающихся с умеренной умственной отсталостью обусловливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.
Косность и тугоподвижность мышления выражается в «застревании» на принятом способе решения примеров, задач, практических действий, затрудненностью переключения с одной умственной операции на другую, в стереотипности ответов, в «буквальном переносе» имеющихся знаний без учета ситуации, без изменений этих знаний в соответствии с новыми условиями (например, 5см+3мм=8см (или 8мм)) [20].
Также у обучающихся с умеренной умственной отсталостью снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, усвоения законов и правил. С трудом формируются понятия числа, счета, усваиваются закономерности десятичной системы счисления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательной школе [Текст] / Н. В. Бабкина / Дефектологияю. 2012. – № 4. – С. 38-45.
2. Баряева, Л. Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л. Б. Баряева. – Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 296 с.
3. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] / Л. Б. Баряева. СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2002. 479 с.
4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнокова. – Москва, 1987.
5. Бортникова, Е. Ф. Учимся решать задачи (для детей 5-6 лет). Тетрадь [Текст] / Е. Ф. Бортникова. – Екатеринбург : ООО «Литур-К», 2016. – 32 с.
6. Бостельман, А. Математика в любое время! [Текст] / А. Бостельман. – Москва : Нац. образование, 2016. – 96 с.
7. Власова, Т. А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения [Текст] / Т. А. Власова. – М., 1971.
8. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст] / М. А. Габова. – Москва :ДиректМедиа, 2014. – 533 с.
9. Гаврина, С. Е. Математика. Проверяем готовность к школе [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. М. : РОСМЭН, 2014. – 96 с.
10. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психологопедагогические основы [Электронный ресурс] / В. А. Гусев. – 2-е изд. (эл.). – Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 455 с. 108
11. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М. И. Дьяченко. – Москва : АСТ, 2001. – 576 с.
12. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева. – Ростов на Дону : Феникс, 2013. – 486 с.
13. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С. Д. Забрамная. – Москва : Владос, 2008. – 32 с.
14. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 391 c.
15. Кауфман, С. Математика в детском саду. Диагностические материалы: для детей от 5 до 6 лет [Текст] / С. Кауфман. – Москва : Нац. образование, 2016. – 22 с.
16. Колесникова, Е. В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
17. Коноплева, А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития [Текст] / А. Н. Коноплева. Мн. : НИО, 2003. – 232 с.
18. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Норма : Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.
19. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей [Текст] / В. А. Крутецкий. – Воронеж : Институт практической психологии, 1968. – 416 с.
20. Кузьмина-Сыромятникова, Н. Ф. Обучения арифметике в школе восьмого вида. [Текст] / Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова. М., 1999.
21. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Книга по Требованию, 2014. – 392 с.
22. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Кнорус, 2014. – 180 с.
23. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. 109 пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
24. Мартынова, И. И. Формирование у первоклассников с умственной отсталостью опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением [Текст] / И. И. Мартынова. – Москва : Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования, 2016. – 23 с.
25. Медникова, Л. С. Основы специальной психологии: метод. разработка [Текст] / Л. С. Медникова. – Архангельск : Изд-во ПГУ, 2014. – 84 с.
26. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс] : онлайн версия Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения – URL : http://mkb-10.com (дата обращения: 05.01.2017).
27. Микляева, Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей [Текст] / Н. В. Микляева. – Москва : Академия, 2015. – 346 с.