Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную является одним из признаков правового государства. Ветви власти независимы друг от друга и самостоятельны.
Судебная власть в Российской Федерации занимает особое место, так как осуществляет функции по защите личности, восстановлению нарушенных прав и свобод.
Верховный Суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) в системе правосудия является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам и экономическим спорам. Он осуществляет надзор и контроль за деятельностью судов общей юрисдикции.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что деятельность ВС РФ направлена на обеспечение охраны чести, достоинства, прав и свобод граждан, восстановление справедливости. Именно на него возложена обязанность рассмотрения наиболее важных дел, пересмотр решений нижестоящих судов. Изучение организации деятельности ВС РФ позволяет раскрыть имеющиеся проблемы в судебной системе, исследовать порядок его организации для понимания роли суда при осуществлении правосудия. Рассмотрение вопросов формирования суда и его полномочий также способствует выявлению проблем, связанных с правовым регулированием судопроизводства.
Объектом исследования являются отношения, формирующие организационно-правовую деятельность ВС РФ во взаимодействии с судами общей юрисдикции.
Предметом настоящей работы выступает совокупность процессов, возникающих при формировании суда, осуществлении им функции.
Целью исследования является комплексный анализ особенностей ВС РФ.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение общей характеристики судебной власти в Российской Федерации;
- изучение структуры и порядка образования ВС РФ;
- анализ полномочий суда;
- исследование формирования судебной практики.
Научно-теоретическое значение работы заключается в том, что в ней сформулированы теоретические положения о понятии, сущности, принципах и эффективности деятельности ВС РФ. Основные результаты работы могут быть использованы в педагогических целях.
Практическое значение работы состоит в том, что изучение полномочий и порядка образования ВС РФ позволяет определить значимость данного органа и применить полученные знания в практической деятельности, в том числе при осуществлении защиты прав и свобод граждан. Кроме того, исследование судебной практики суда дает возможность правильно находить решения при разрешении юридических споров.
В основе курсовой работы лежат научные методы: нормативно - логический, социологический, а также методы комплексного анализа и синтеза, аналогия, индукция и дедукция и метод сравнительного правоведения.
Теоретической базой курсовой работы являются нормативные правовые акты, труды отечественных авторов, научные статьи, размещенные в электронных средствах массовой информации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
1. Общая характеристика судебной власти в Российской Федерации.
Судебная власть в Российской Федерации занимает особое место. Её значимость заключается в осуществлении защиты прав и свобод граждан в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 21.07.2014 №11- ФКЗ), «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается» . В данной статье содержатся основные положения о судебной власти в Российской Федерации. Более детально нормы, связанные с осуществлением деятельности судов, изложены в Федеральном Конституционном Законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон).
Так, согласно статье 1 Закона «судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» .
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что вышеуказанные акты являются одними из основных в сфере судопроизводства России, они обеспечивают единство судебной власти и устанавливают правила и порядок её осуществления.
Судебная система Российской Федерации представлена федеральными, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации.
К первой группе относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Осуществление судебной власти основывается на общих принципах, которые определяют организацию и деятельность судов. Основные положения выступают своего рода постулатами, которые закрепляют идеи правосудия.
1. Правосудие осуществляется только судом.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никто, кроме вышеуказанных субъектов не вправе осуществлять правосудие. Выполнение функции иными лицами, не являющимися судьями, влечет ответственность.
2. Принцип законности (общеправовой принцип).
Деятельность судебной власти и решения судей основаны но нормах законодательства, закрепленных в нормативных правовых актах. Порядок при осуществлении судебных полномочий регламентирован также правовыми нормами. Главная обязанность судов – точное соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных действующих на её территории нормативных правовых актов.
Доказательства, полученные при осуществлении правосудия, должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством.
3. Самостоятельность судов, независимость судей.
Суды являются самостоятельными и независимыми органами. Они подчиняются только действующему законодательству. Судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены соответствующей квалификационной коллегией судей не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Их привлечение к уголовной ответственности осуществляется в установленном законодательством порядке. Запрещается вмешиваться в деятельность судов и судей. Противоправное воздействие на судей влечёт ответственность.
4. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, участие граждан в осуществлении правосудия.
Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется единолично или коллегиально. Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. Законный состав суда по различным делам устанавливается процессуальным законодательством.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Их участие в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
5. Право на судебную защиту.
Всем гражданам гарантирована судебная защита их прав и свобод. Принимаемые решения судебных органов могут быть обжалованы в вышестоящую инстанцию.
6. Состязательность и равноправие сторон.
Все граждане, независимо от пола, возраста, вероисповедания, имущественного и должностного положения, равны перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации). Стороны судебного процесса, как правило, обладают равными процессуальными правами.
7. Гласность судебного разбирательства.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством (например, раскрываются сведения о гражданах конфиденциального характера). Решение суда, принятое как в открытом, так и в закрытом заседании, провозглашается публично.
8. Государственный язык судопроизводства.
Судопроизводство и делопроизводство в судах осуществляется на русском языке либо на государственном языке субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен суд. Лицам, не владеющим русским языком, предоставляются право выступать и давать объяснения в суде на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, пользоваться услугами переводчика.
9. Право на квалифицированную юридическую помощь.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.