Фрагмент для ознакомления
2
которые демонстрировали адекватное возрасту поведение, ориентировались на требования педагога.
Поведенческие особенности как младших, так и старших дошкольников с ЗПР особенно отчетливо проявлялись в свободной деятельности виде в виде повышенной возбудимости, отсутствия самоконтроля, когда их сверстники играли, рисовали, конструировали. Поведение в быту, настроение детей, по мнению педагогов, часто определялось ситуацией ухода-прихода в детский сад, временем суток, днем недели. У некоторых детей с ЗПР отмечался плохой дневной и ночной сон, выраженная метеозависимость.
Показателем социально-бытовой ориентировки является овладение детьми элементарными навыками самообслуживания. Большинство детей могли обслуживать себя, владели соответствующими возрасту культурно-гигиеническими навыками. Недостаточная сформированность культурно-гигиенических навыков была связана с состоянием мелкой моторики глухих и слабослышащих младшего возраста с ЗПР: они плохо удерживали ложку, чашку, недостаточно умело пользовались мылом, полотенцем, расческой. Им чаще, чем детям с нарушениями слуха, не имеющим дополнительных нарушений, требовалась помощь взрослого.
У некоторых старших дошкольников с ЗПР отмечены неряшливость, плохое владение гигиеническими средствами, они нуждались в контроле, а иногда помощи взрослого в процессе гигиенических процедур, одевания, в то время как для большинства старших глухих и слабослышащих дошкольников характерны внимание к своему внешнему виду, стремление следить за своей одеждой, личными вещами.
В ходе исследования двигательной сферы относительно простые движения (бег, ходьба) не вызывали трудностей у большинства детей с нарушенным слухом, однако у детей с ЗПР отмечались замедленный темп выполнения заданий, нарушения координации, маленькая амплитуда движений, трудности равновесия, удержания и изменения позы. С лучшими результатами выполнены движения, связанные с ползанием, ходьбой, бегом, хуже - прыжки, бросание и ловля мяча. У некоторых младших детей с на-рушенным слухом без дополнительных нарушений также выявлены аналогичные трудности.
Старшие дошкольники с ЗПР продвинулись в моторном развитии, их движения стали характеризоваться большей точностью, относительно высоким темпом. Однако только 40,7 % детей с ЗПР смогли правильно выполнить большинство предъявляемых заданий в нормальном или слегка замедленном темпе, в то время как аналогичный показатель у дошкольников без дополнительных нарушений равен 81,5 %. У части испытуемых с ЗПР некоторые нарушения, обусловленные органическими расстройствами, в частности, трудности равновесия, пространственной ориентировки сохраняются и к концу пребывания в ДОУ.
Анализ предметно-игровой деятельности выявил заметное отставание детей младшего дошкольного возраста с ЗПР в овладении игрой, обусловленное низким уровнем предметной деятельности, бедностью представлений об окружающем мире, ограниченностью знаково-символических средств. У 76,6 % детей игра чаще всего представляла стереотипные процессуальные действия: катание машинок, простые действия с куклой. На организованных воспитателями занятиях дети интересовались игрой, адекватно использовали игрушки по подражанию взрослому, пытались воспроизводить простые ролевые действия. Необходимо отметить, что дошкольники без дополнительных нарушений также демонстрировали невысокий уровень развития игровой деятельности, большинство из них воспроизводили в основном цепочку игровых действий или отдельные действия.
Старшие дошкольники с ЗПР демонстрировали более выраженный интерес к игре: они охотно включались в коллективные игры, старались ориентироваться на игровое поведение сверстников. Изменения коснулись в основном организованной игры, уровень самостоятельной игры остался низким, дети воспроизводили чаще всего цепочку взаимосвязанных игровых действий, однако подлинной сюжетной игры, включающей развертывание сюжета, игровое замещение, ролевое поведение, не наблюдалось. Набор свободных игр старших дошкольников был весьма ограничен: простые действия с куклами, машинами, самолетами, в то время как старшие дошкольники с нарушенным слухом демонстрировали большую ва-риативность сюжетов, ролевое поведение.
У детей младшего дошкольного возраста с ЗПР совсем не наблюдалось интереса к рисованию, попытки взрослого привлечь детей к совместной изо-бразительной деятельности вызывали кратковременную заинтересованность. Чаще всего отмечался уровень доизобразительного черкания, когда на бумаге воспроизводились неопределенные линии, круги, ничем не напоминающие предметы. Старшие дошкольники со сниженным слухом и ЗПР также имели низкую мотивацию к рисованию, в основном старались воспроизводить изображения знакомых объектов по образцу. В рисунках никогда не отражались социальные явления, события из жизни детей, окружающие их взрослые и дети. Более успешно дети с ЗПР выполняли задания по декоративному рисованию, аппликации по образцу.
В отличие от рисования конструирование вызывало у детей значительно больший интерес: младшие дошкольники с ЗПР охотно конструировали из кубиков и из палочек по подражанию и по образцу. Они допускали ошибки, часть из которых могли исправить после указания на них. 80,0 % детей с ЗПР выполнили задания с помощью взрослого, в то время как 73,3 % детей без дополнительных нарушений смогли в соответствии с заданием самостоятельно выполнить задания. В процессе конструирования по образцу дети с ЗПР допускали ошибки в пространственном расположении фигур, выборе количества элементов, чередовании геометрических фигур по форме и цвету. Наиболее доступным способом выполнения заданий для младших дошкольников с ЗПР было подражание действиям взрослого.
Анализ познавательной деятельности свидетельствует о наличии у большинства детей с ЗПР интереса к действиям с предметами и игрушками, к сотрудничеству со взрослым в процессе дидактических игр, отсутствии неадекватных действий. В сенсорном развитии младших дошкольников с ЗПР выявлено отставание от сверстников с нарушенным слухом без дополнительных нарушений. Они могли установить соотношения по одному признаку (цвету, форме, величине ) при ограничении количества предметов до 3-4 , в то время как их сверстники устанавливали соотношение при выборе из 6-8 предметов, могли осуществлять дифференциацию с учетом двух при-знаков, например, цвета и формы. Наибольшие различия между двумя группами детей наблюдались в способах выполнения действий: как правило, дети с ЗПР действовали методом проб при заполнении коробки форм, складывании матрешки, разрезной картинки, в то время как их сверстники использовали примеривание, сочетание практического примеривания со зрительной ориентировкой на свойства предметов. Дошкольники с ЗПР чаще выполняли задания по подражанию, некоторым требовалось помощь в виде совместных действий со взрослым, в то время как детям с нарушенным слухом без дополнительных нарушений было достаточно демонстрации образца выполнения задания, они могли исправить ошибку при указании на нее.
У старших глухих и слабослышащих дошкольников с ЗПР выявлена положительная динамика в раз-витии зрительного восприятия, наглядно-образного мышления. Дети с ЗПР были успешны в кратковременном запоминании мест расположения знакомых предметов, также как и их глухие и слабослышащие сверстники. До конца пребывания в дошкольном уч-реждении сохранялось отставание детей с ЗПР от их сверстников с нарушенным слухом без дополнительных нарушений в развитии наглядно-образного и логического мышления, выявлен очень низкий уровень словесной памяти. Недостаточный уровень словесной памяти был свойственен и многим детям без дополнительных нарушений. В процессе анализа познавательной деятельности установлена бедность представлений о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствие словесных и жестовых средств их обозначения. В процессе выполнения заданий отмечена низкая концентрация внимания, переключаемость, быстрая истощаемость, усиливающаяся при предъявлении трудных для ребенка заданий, отрицательном результате их выполнения. Таким образом, можно говорить о неравномерном отставании в по-знавательном развитии глухих и слабослышащих детей с ЗПР, воспитывающихся в специальных детских садах, что подтверждает результаты исследований Т. В. Розановой.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Бертынь, Г. П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом / Г. П. Бертынь // Дефектология. - 2013 - №6. - С. 9-17.
2. Головчиц, Л. А. Система воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. А. Головчиц. - М., 2017.
3. Головчиц, Л. А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. - 2014. - №1. - С. 27-33.
4. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М., 2013.
5. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: Сборник научных трудов / под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. - М., 2014.
6. Матвеев, В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В. Ф. Матвеев. - М., 2015.
7. Розанова, Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом / Т. В. Розанова // Дефектология. - 2014. - №2-3. - С. 5-11.
8. Розанова, Т. В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Розанова // Дефектология. - 2013. - №4. - С. 56-67.
9. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М., 2013.
10. Фишман, М. Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения / М. Н. Фишман. - М., 2014.