Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В настоящее время в системе отечественного дошкольного образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственному воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: Л. И. Божович, Г. В. Бурменская, Л. С. Выготский, М. И. Еникеев, А. В. Запорожец, С. А. Козлова,Т. А. Куликова, Г. Г. Кравцов, И. Ю. Кулагина, А. Н. Леонтьев, B. C. Мухина, В. Г. Нечаева,П. И. Пидкасистый,Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский,М. Ф. Харламов, С. Г. Якобсон и др.
Программа исследования
Цель исследования – изучение нравственного развития детей дошкольного возраста и понимание ими ситуаций морального выбора.
Объект: нравственное развитие
Предмет: нравственное развитие дошкольников
Гипотеза: Наиболее частым в дошкольном возрасте является доморальный уровень развития
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы нравственного развития дошкольников
2. Изучить уровень нравственного развития дошкольников
3. Выявить особенности понимания ими ситуаций морального выбора
Основными методами в работе являются:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- диагностические методы и методики, направленные на изучение степени сформированности у детей нравственных качеств, как показателей морального самосознания:
Методы: ситуации морального выбора для старших дошкольников.
Глава 1. Теоретико-методологическое исследования понятия «нравственное развитие»
1.1. Основные подходы к понятию морального самосознания
В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.
В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я», собственной индивидуальности. По мнению В. С. Мерлина, «объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности».
Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:
1.овладение собственным телом;
2.возникновение произвольных движений;
3.самостоятельное передвижение и самообслуживание;
4.постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
5.принятие оформленного самосознания.
Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте.
Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции. На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».
Согласно точке зрения Р. Лэнга, самосознание включает не только осознание и принятие человеком самого себя, но и понимание того, что он предстает как объект наблюдения кого-то другого. Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, самосознание словно подводит итоги психического развития личности на конкретных его этапах, а с другой – предстает как внутренний регулятор поведения.
Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.
По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды», причем второе рождение связано именно с формированием самосознания, которое исследователь рассматривал с учетом отношения личности к самой себе, на основе стремления к самосовершенствованию. В соответствии с этим, наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Однако в научной литературе предлагаются и другие точки зрения на структурные элемента самосознания.
Достаточно полно структура самосознания рассмотрена в работе В. В. Столина «Самосознание личности» (1983). Исследователь в качестве основной «единицы самосознания» предлагает рассматривать смысл «Я», содержащий когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений В. В. Столина сведена к пониманию того, что множественность видов деятельности порождает множественность смыслов «Я», пересечение разных деятельностей ведет к поступкам, поступки – к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я», в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.
Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов: самопознание, самоконтроль (или саморегуляция), самосовершенствование. Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнaя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.
Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию. Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов:
элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 1999. - 318 c.
2. Вопленко, Н. Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. / Н.Н. Вопленко. - Волгоград: ВолГУ, 2000. - С. 13.
3. Гаджимурадова, З. М. Этническое самосознание личности: структура, содержание, генезис: Монография. / З.М. Гаджимуратова - М.: Прометей МПГУ, 2016. - С. 102–105.
4. Гатальская, Г. В. В школу с радостью / Г.В. Гатальская.- Мн.: Амалфея, 2018.- 240с.
5. Гатилова, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова / Н.Н. Гатилова. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 112 c.
6. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010. - 240 c.
7. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 240 c.
8. Дубко, Е.Л. Анализ фундаментальных этических идей: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1989. - 30 с.
9. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - М.: РГСУ, 2009. - 288 c.
10. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса "Российская семья". - М.: РГСУ, 2009. - 288 c.
11. Еникеев, М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. / М.И. Еникеева - М.: Норма, 2015. - С. 283.
12. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2011. - 136 c.
13. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 1980. - 176 c.
14. Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение молодежи. / А.Б. Купрейченко. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - С. 70-71.
15. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 c.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Изд-во Академия, 2014.- 456с.
17. Мухина, В. С. Шестилетний ребёнок в школе: Кн. Для учителя нач. классов / В.С. Мухина.- М.: Просвещение, 1986.- 144с.
18. Немов, Р. С. Психология: Учеб. пособие для студ. вузов: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 608с.
19. Османова, Н. М. Основные подходы в изучении правового и морального самосознания как проблема научной психологии / Н.М. Османова // Психология в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016.- С. 9-11.
20. Психологические исследования нравственности / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Издательство Института психологии РАН, 2015. - 416 с.
21. Психология дошкольника: Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 408с.
22. Ромашкова, Е. И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2005. - 192 c.
23. Сидорина, Т.Ю. Феномен благотворительности и моральное самосознание / Т.Ю. Сидорина // Вопросы философии. - 2011. - №2. - С. 44 - 56.
24. Харламов, И. Ф. Педагогика в вопросах и ответах / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2014.-256с.