Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1.Методы экологического воспитания детей 5
2.Организация предметно-игровой среды в процессе экологического воспитания дошкольников 8
3.Моделирование в экологическом воспитании при формировании представлений о животных 14
4. Модели по экологическому воспитанию «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери» для детей старшего дошкольного возраста 18
Заключение 23
Список литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обуславливается тем, что проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться к живой природе.
Вмешательство человека в окружающую экосистему с каждым годом только увеличивается и носит пагубный, разрушительный характер. Экологическое воспитание детей помогает им увидеть и понять хрупкость экологических цепочек, ощутить себя их частью, прививает уважительное и позитивное отношение к природе, закрепляет понимание необходимости сохранения природного равновесия.
Первые уроки экологического воспитания проходят еще в раннем дошкольном возрасте. Это знакомство с миром природы, ее законами и сезонными изменениями, понимание различных природных явлений.
В дошкольном возрасте прививается интерес к природе как к сложному биологическому механизму, навыки заботы и бережного отношения к природе и живым существам.
Начало экологического воспитания совпадает с началом бурного роста и развития самого ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование морально-нравственных принципов, развивается самосознание, ребенок учится активно анализировать полученную информацию. В это время резко раздвигаются привычные границы семейного мира, ребенку становится интересна окружающая его действительность, идет закладка основ логического мышления, активно развивается воображение. В дошкольном возрасте ребенок перестает быть просто объектом эмоций близких людей, он начинает сопереживать другим, а познавательная активность формирует первичный образ мира.
Все эти возрастные особенности активно используются методами и приемами экологического воспитания детей. При взаимодействии с окружающим миром у дошкольников проходит формирование определенных черт характера, убеждений и интересов, ответственности за свои поступки. Знакомство с природой развивает любознательность, умение логически мыслить, наблюдать и делать выводы.
Знание и понимание ребенком законов живой природы обогащает его представления об окружающем мире, расширяет кругозор, дает толчок к развитию умственных способностей, образной памяти и наблюдательности.
Цель работы: изучить особенности использования метода моделирования для формирования экологических представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
Экологическая культура определяется как степень детского восприятия окружающей среды. К эко-культуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире. Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у дошкольников просто необходима в сложившейся в мире обстановке.
Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л.А. Венгера, А. В.Запорожца, Л.М. Маневцовой, Н.Н. Поддьякова, И.А. Хайдуровой и др. В ходе исследований было выявлено, что для ребенка-дошкольника основным путем развития является эмпирическое обобщение, заключающееся в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта информации. Осуществляется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сенсорных эталонов, символов, знаков).
В работе будут рассмотрены следующие задачи:
1.Ососбенности экологического воспитания дошкольников
2.Методы экологического воспитания
3.Рассмотрен метод моделирования при экологическом воспитании
4. Модели по экологическому воспитанию «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери» для детей старшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.
1.Методы экологического воспитания детей
Рассмотрим основные методы экологического воспитания старших дошкольников. Среди методов экологического воспитания детей дошкольного возраста можно выделить три основных:
• Наглядные
• Словесные
• Практические
Для достижения лучшего результата перечисленные методы экологического воспитания детей должны использоваться комплексно.
К наглядным методам воспитания можно отнести, прежде всего, наблюдение. Например, наблюдение за прилетающими на территорию дошкольного учреждения птицами или высаженными на его территории растениями, обитающими там насекомыми – среда обитания, условия жизни, трансформация при погодных и сезонных изменениях и т.д.
Как метод воспитания наблюдение предполагает, что ребенок, активно отслеживая происходящее с окружающей его природой, определяя правила и законы существования экологических систем, закладывает основы своего экологического мировоззрения.
Самыми используемыми методами экологического воспитания детей дошкольного возраста является рассказ и чтение ху
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бондаренко Т.М., «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» , «Нева», 2008
2. Булатова Т.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся // Наука и перспективы. – 2015. – №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nip.esrae.ru/6–18 (дата обращения: 26.06.2016).
3. Ведина, Л.В. «Мир природы в калейдоскопе игр». Йошкар-ола, Государственный природный заповедник «Большая Кокшага», Н. А. Рыжова «Коллекция увлечений «, М.Линка- Пресс, 2005.
4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
6. Горькова Л.Г «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М. ВАКО, 2009
7. Грехова Л.И., «В союзе с природой» Учебно методическое пособие. Эколого природоведческие игры и развлечения с детьми. М. ЦГЛ, Ставрополь, 2006
8. Гринько М.Н. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников / М.Н. Гринько, Е.В. Михеева, Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19964 (дата обращения: 26.06.2016).
9. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.
10. Коломина Н.В., «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. 1999
11. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни: Методические разработки / М.А. Кондрашова. – Оренбург, 2005. – 116 с.
12. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова. - Л.: Просвещение, 2010. - 110 c.
13. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С.В. Машкова, др.. - М.: Учитель, 2014. - 188 c.
14. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.
15. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
16. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – С. 40–49.
17. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2001 – 432 с.
18. Уланова А.А. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». ОО «Йоча Йук», 2004
19. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 126 c
20. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.