Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена ролью семьи в жизни каждого человека. Она является первой школой жизни: именно в семье учат уважать других, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. Во взаимодействии с близкими, в совместном бытовом труде происходит формирование чувства долга. В семье приобретается первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Микроклимат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование его мировосприятия. В общении со взрослым создается зона ближайшего развития, где сотрудничество со старшими позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Именно в семье создаются свои неповторимые традиции, накладывающие отпечаток на характер личности. Чем больше традиций имеет семья, тем более сплоченной и дружной она считается.
Традиции являются определенным стержнем, фиксирующим отношения между супругами, между родителями и детьми. Это могут быть религиозные традиции, времяпрепровождение в праздники, блюда, подаваемые в торжественные моменты или просто по выходным. Сюда же можно отнести игры на свежем воздухе, походы, представления, если родители и дети могут что-то спеть, рассказать и показать. Многообразие семейных традиций связано и с национальной принадлежностью. Но если для ребенка дошкольного возраста семейные традиции, как правило, связаны только с игрой (например, по вечерам папа с сыном устраивает гонки на машинах), то для младшего школьника семейные традиции служат одним из регуляторов, помогающих структурировать его день. К примеру, первоклассник знает, что, придя со школы, он должен убрать в квартире и полить цветы, затем сделать уроки, а вечером вместе с родителями будет смотреть любимый фильм.
Степень разработанности проблемы. В зарубежной науке различным аспектам семьи как ближайшего социального окружения ребенка посвящали свои исследования А. Адлер, Дж. Боулби, Д. Винникотт, Г. Джеймс, М. Клейн, Э. Эриксон и др.; в отечественной – Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и др. Проблемы, связанные с семейными традициями и формированием к ним особых отношений, рассматривались в работах Н.Ф. Виноградовой, В.М. Ивановой, Л.В. Загик, О.Л. Зверевой, Т.М. Марковой и др., в которых даны различные трактовки традиций как части национальной, общенародной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ.
Цель исследования: на основе теоретического исследования определить сформированность представления о семейных традициях у обучающихся первого класса.
Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: формирование представлений о семейных традициях у обучающихся первого класса.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать особенности нравственного воспитания младших школьников.
2) Рассмотреть методические основы формирования представлений о семейных традициях у обучающихся первого класса;
3) Проанализировать программы по формированию представлений о семейных традициях у обучающихся первого класса;
4) Подобрать диагностику развития сформированности представлений о семейных традициях у обучающихся первого класса.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогических, научно-методических источников по теме исследования; сравнение; обобщение.
Поставленные цель, задачи, предмет и объект обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, одной главы, включающей четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЯХ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1. Нравственное воспитание младших школьников
Проблема нравственного воспитания является одной из центральных как в системе психолого-педагогического знания, так и в образовательной практике. И это закономерно: нравственное состояние общества, основы которого закладываются благодаря социальным институтам – семье, детскому саду, школе, учреждениям дополнительного образования, а затем и организациям профессионального образования обеспечивает единство народа и объединяющих его моральных ценностей, что способствует политической и экономической стабильности в стране. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя вопросы формирования и развития нравственных убеждений, потому что они являются способом регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Особую актуальность данный вопрос приобретает в отношении детей, чьи представления о нормах и социальных ценностях только закладываются. Данные обстоятельства обуславливают необходимость обращения к ряду источников, в рамках которых анализируется обозначенная тема.
В кандидатской диссертации К.В. Зелинского, в которой он размышляет о нравственном воспитании младших школьников, содержится следующее определение: это «организованный процесс поэтапного, в соответствии с возрастными задачами, освоения школьниками внешнего и внутреннего мира посредством эмоциональной регуляции, общения и общественно полезной деятельности, самоопределения» [7, с. 8]. Сущность нравственного воспитания, согласно мысли автора диссертации, состоит в интеграции волевой саморегуляции поведения, критической оценки, познавательной активности в единую личностную позицию.
Автор статьи о проблеме нравственного воспитания в школе А.А. Володеева предлагает свою формулировку: «Нравственное воспитание – это двухсторонний процесс, заключающийся в воздействии учителей на учащихся и в их ответных действиях (усвоение учениками нравственных понятий, переживание своего отношения к нравственным поступкам и во всем поведении)» [5, с. 24]. Как отмечает указанный исследователь, сущность нравственного воспитания заключается в нравственных отношениях, которые устанавливаются согласно общепринятым нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. С позиций добра, поясняет А.А. Володеева, расценивается проявление героизма, трудовая деятельность, творчество как компонент культуры. С позиции зла она рассматривает нарушение общественного порядка, ложь. В качестве целевых ориентиров названы формирование гуманизма к окружающему миру, развитие способности морального суждения, обучение самостоятельному принятию решений [5].
В представлениях П.Л. Трошина, в работе которого раскрывается понятие и сущность нравственного воспитания, это «процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения» [18, с. 885]. Под взаимодействием он имеет в виду отношения субъектов образовательного процесса. Целевым ориентиром нравственного воспитания П.Л. Трошин считает развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм личности учащегося [18].
В публикации Т.В. Емельяновой [6], также посвятившей свою статью вопросам нравственного воспитания младших школьников, сказано о том, что содержание воспитания будет разным, в зависимости от специфики возрастного развития детей. Так, работая с учащимися первых классов, педагог должен сформировать у них первоначальные основы нравственности. На занятиях и во внеучебной деятельности они осваивают правила культуры поведения в отношениях со сверстниками, педагогами, научаются нравственному отношению к природе, заботе об окружающих, привыкают к культуре ненасилия; у них вырабатывается ценностное отношение к труду. В статье Л.В. Строгановой о нравственном воспитании учащихся начальных классов сказано, что в работе с младшими школьниками часто используют игры, в которых моделируются проблемные ситуации [16]. На их основе целесообразно проводить этические беседы, эффективность которых зависит от выполнения ряда условий:
1) Беседа должна носить проблемный характер.
2) Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов.
3) Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
4) Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно прийти к правильному выводу.
Выбор тематики бесед определяется различными причинами:
1) ситуацией, сложившейся в классе (равнодушное отношение друг к другу, неприязнь и вражда между детьми различных национальностей);
2) нравственными познавательными интересами детей (у них существуют искаженные представления о нормах морали – так, очень часто они воспринимают ложное товарищество как истинную дружбу, не различают честность и ябедничество);
3) событиями, происходящими в стране, городе или другом социуме. Успех проведения беседы, пишет Л.В. Строганова, зависит от отношения детей к теме, от желания принять в ней участие. Проводится она двумя способами – индуктивным и дедуктивным: «В первом классе лучше всего начать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе их анализа учитель подводит ребят к выводам, к формулировке нравственных понятий» [16, с. 81].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Батуева С.А. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников // Учителя.ком: учительский портал. – Режим доступа: http://uchitelya.com. – Дата обращения: 10.05.2018
2) Биктагирова Г.Ф. Семейные традиции: вопросы теории и социального проектирования: монография. – Казань: Отечество, 2012. – 229 с.
3) Васильев С.А. Активизация педагогического взаимодействия школы и семьи в физическом воспитании детей младшего школьного возраста: дисс. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2014. – 133 с.
4) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 174 с.
5) Володева А.А. Проблема нравственного воспитания в общеобразовательной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. № 6. – с. 23-25.
6) Емельянова Т.В. Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. № 4. – с. 119-122.
7) Зелинский К.В. Нравственное воспитание младших школьников на занятиях с православно-культурным компонентом содержания: автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2011. – 24 с.
8) Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы. – М.: Дрофа; Астрель, 2017. – 52 с.
9) Маркова Т.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям: автореф. дисс. канд. пед наук. – Ярославль, 2017. – 19 с.
10) Мединская В.В. Семейные традиции как основа духовно-нравственного развития личности ребёнка // Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков. ‒ Сыктывкар: КРИРО, 2017. – с. 125-132.
11) Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография / Н.В. Мельникова, Р.В. Овчарова. – СПб: Амалтея, 2018. – 336с.
12) Пермовская О.С. Формирование у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности: дисс. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2016. – 256 с.
13) Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
14) Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.
15) Программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир». 1 – 4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 304 с.
16) Строганова Л.В. Формируем нравственную культуру младших школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2019. № 5. – с. 77-81.
17) Сушкова Н.Н. Семейные традиции и их влияние на экологическое здоровье школьника // Все для классного руководителя. – 2016. № 2. – с. 6-7.
18) Трошин П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. – 2016. №8. – с. 884-887.
19) Федотова О.Н. Окружающий мир: примерная рабочая программа: 1 – 4 классы / О.Н. Федотовна, Л.Г. Кудрова. – М.: Академкнига, 2017. – 112 с.
20) Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2014. – 1072 с.
21) Формирование семейных ценностей у детей школьного возраста средствами образовательной деятельности. – СПб.: ВВМ, 2015. – 128 с.
22) Формирование семейных ценностей у детей школьного возраста средствами образовательной деятельности: методическое пособие / Под ред. А.А. Щекиной. – СПб.: ВВМ, 2015. – 128 с.
23) Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: УМК «Психология», 2013. – 268 с.