Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С самого раннего возраста у ребенка проявляется тяга к красивому и яркому, и именно поэтому художественно-эстетическое развитие стоит начинать уже в детстве. Очень важно,
чтобы в этом процессе ребенок выступал скорее активным творцом красоты, нежели слушателем и наблюдателем. Художественно - эстетическое развитие детей возникает, когда они
делают свои первые шаги, говорят первые слова и совершают первые поступки, и откладывает след в их душе на всем их жизненном пути.
Немало педагогов и психологов сделали вывод, что раннее развитие творческих способностей в будущем приводят к большим успехам. Ребенок получает первые художественные впечатления, приобщаясь при этом к искусству, овладевая различными видами художественной
деятельности, большое место среди которых отведено лепке, рисованию, конструированию и
аппликации. Младший школьный возраст – очень благоприятный период для творческого
развития.
Глава 1. Понятие художественно-эстетического воспитания, его сущность, структура
Одним из самых результативных видов творческой деятельности в педагогической системе
является художественно-эстетическое воспитание.
2
Художественно-эстетическое воспитание является целенаправленным процессом формирования чувства прекрасного, способности воспринимать, видеть и оценивать красоту в окружающей действительности [24, стр.61]. Задача же такого воспитания заключается в формировании художественного вкуса, а основная цель - обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. Также целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности [29, стр. 89].
Неразрывная связь с переживаниями и чувствами является характерной особенностью художественно-эстетического воспитания, проявляющейся в бескорыстной радости и светлом душевном волнении при встрече с прекрасным. Художественно-эстетическое воспитание играет
важнейшую роль в воспитании ребенка, ведь оно способно обогатить чувственный опыт, эмоциональную сферу человеческой личности, улучшить нравственные качества, повысить познавательную активность, и даже повлиять на уровень физического развития.
Художественно-эстетическое развитие проявляется как результат художественно-эстетического воспитания, возникающий под влиянием возникшего умения замечать красоту в природе, искусстве, поступках других людей, понимания прекрасного.
Осуществление процесса художественно-эстетического воспитания в школе осуществляется
при помощи обучения детей рисованию, лепке, конструированию, пению и танцам, ознакомления с бытовой эстетикой, произведениями искусства и т.д.
Художественно-эстетическое воспитание широко затрагивает как художественное творчество,
так и эстетику быта, поведения, труда, отношений, наделяя таким образом человека самым
мощным средством, таким как искусство, предоставляя ему возможность для активной художественно-эстетической жизнедеятельности.
Таким образом, направленность художественно-эстетического воспитания деятельная и созидательная, а не ограниченная лишь наблюдением, формирующая способность к созданию
прекрасного в искусстве и жизни, соприкасаясь с эстетическими явлениями, которых, ребенок, так или иначе, получает эстетическое и художественное развитие. Немаловажно при
этом, чтобы воспитание и развитие качеств и способностей позволило человеку не только сумел стать успешным в его деятельности, но и смог творить художественно-эстетические ценности, а также получать наслаждение от этого процесса и от красоты окружающего мира. Помимо всего этого, художественно-эстетическое воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности, способствуя формированию нравственных качеств человека, расширению его кругозора в областях познания мира, общества и природы, развитию мышления,
воображения, настойчивости, дисциплинированности, организованности и др. [25, с.79].
Глава 2. Особенности художественно-эстетического воспитания младших школьников.
2.1. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников.
В возрасте 6-7 лет уровень развития ребенка определяет его готовность к школьному обучению: физическое развитие, запас представлений и понятий, хорошо развитые речь и мышление, желание идти в школу являются предпосылками того, чтобы систематически учиться.
Младший школьный возраст считается финальной стадией детства, он начинается в семь лет,
когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. В этом периоде ребенок подвержен кризису 7 лет в связи с тем, что меняется ситуация его социального
развития, это связано с приобретением новой социальной роли — роли ученика, связанной с
3
непосредственной учебной деятельностью. Коренным образом изменяется и самосознание,
приводя, таким образом, к переоценке ценностей. Преобладающим видом деятельности на
данном этапе является учебная. Совершенствование высшей нервной деятельности, а также
развитие психических функций являются основными характеристиками младшего школьного
периода. На этом этапе в процессе учебной деятельности происходит осуществление психического развития, познавательной активности, стремления к саморазвитию. Успешная учеба
формирует у ребенка адекватную самооценку, а неудачи – комплексы неполноценности.
Важнейшей личностной характеристикой ребенка младшего школьного возраста является
установление взаимоотношений с авторитетом (доверие, внимательность, подчинение, восприимчивость, послушание, подражательность). Учитель является для них важной личностью,
поэтому от него зависит создание благоприятных условий для формирования высоконравственной личности.
Преобладающей функцией в период младшего школьного возраста является мышление. Благодаря преобладанию в этом возрасте наглядно-образного мышления, детей привлекает все
яркое, это должно учитываться при построении процесса обучения. Младший школьник при
недостаточном осознании собственных мыслительных операций начинает оправдывать свое
мнение перед другими людьми, пытается различать внутренние мотивы, которые его ведут, и
направление, которому следует он. Т.е., младший школьник лишь начинает овладевать способностью к анализу и оценке собственных действий, своей мыслительной деятельности. По
результатам первых лет обучения умственное развитие довольно быстро прогрессирует и в
процессе мыслительных рассуждений приобретает теоретический характер. Индивидуальной
особенностью развития мышления в младшем школьном возрасте является то, что ближе к
окончанию начальной школы дети начинают подразделяться на «теоретиков», «практиков» и
«художников». Первые легко решают задачи в словесной форме; вторым необходимо опираться на практику и наглядность; у третьих проявляется яркое образное мышление.
2.2. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников
Процесс последовательного изменения и усложнения системы отношений с окружающим миром, в том числе, природой, трудом, другими людьми и самим собой приводит к формированию личности человека, которое происходит на протяжении всей его жизни. При этом большую роль здесь играет детский и юношеский возраст. Этот процесс подвержен влиянию как
внешних и внутренних воздействий, свойственных человеку, как живому организму.
Под внешними факторами подразумевается окружающая среда человека (естественная и социальная), а также деятельность, направленная на формирование у детей определенных качеств личности (воспитание).
К внутренним факторам относятся биологические (наследственные) факторы.
Результаты человеческой деятельности и его общения также формируют и развивают его личность. Вовлекаясь в различную деятельность (труд, игра, учеба, спорт и др.) и общаясь при
этом, ребенок приобретает социальный опыт. Общение имеет огромное значение с самого
рождения ребенка для его правильного развития, ведь только в этом процессе им осваивается человеческая речь. Основные черты личности развиваются под воздействием влияния на
личность и ее внутренний мир из вне. Только во взаимодействии, а именно непосредственном контакте с обществом, человек становится личностью. Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив.
4
Вступление ребенка в школьный коллектив оказывает огромное влияние на его социальноличностное развитие. Характер деятельности, на основе которой построен такой коллектив и
отношений внутри него существенно отличаются от дошкольной группы. Особенностью такого коллектива является учебная целеустремленность.
Глава 3. Художественно-эстетическое воспитание школьников как целостный педагогический
процесс.
В целом процесс построения художественно-эстетического воспитания в образовательном
учреждении опирается на определенные условия, формы, задачи, содержание и методы.
Художественно-эстетическое развитие школьника невозможно без соблюдения определенных педагогических условий.
Педагогические условия являются совокупностью мер, которые направлены на то, чтобы на
повысить эффективность педагогической деятельности. Особенность данного понятия заключается в содержании всех элементов процесса обучения и воспитания (целей, методов содержания, форм, средств). Существует определение понятия «педагогических условий», как
внешних обстоятельств, влияющих на то, как протекает педагогический процесс, организованный педагогом и ведущий к достижению конкретного результата.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические условия прежде всего представляют собой комплекс взаимодействующих друг с другом мер, которые направлены на эффективное достижение поставленной педагогической цели.
Рассмотрим несколько педагогических условий, которые используются учителями с целью
успешного нравственного развития и воспитания школьников.
Разнообразие условий художественно-эстетического воспитания зависит от возраста ребенка,
объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности.
Основу художественно-эстетического воспитания составляет совместная деятельность детей
и взрослых, направленная на формирование творческой способности к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанному отношению к социальной
среде. В основе индивидуального эстетического восприятия явлений лежит эмоциональный
отклик ребенка на красоту природы, искусства, предметов и проявления добрых чувств других людей, т.е. особое значение отводится личному опыту, эмоциям и чувствам [1, стр.608].
Современная педагогика утверждает, что на развитие личности в процессе обучения и воспитания влияют внешние и внутренние условий. Под внешними условиями понимают правильную организацию педагогического процесса, наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения. Такие условия всегда должны опираться на индивидуальность личности, ее
деятельность и взаимоотношения с другими людьми, что относится к внутренним условиям
воспитания, представляющим собой психологические факторы, которые определяет личность
ученика и педагога. Такие факторы влияют на процесс формирования системы эстетических
взглядов, вкусы, эталоны, отношение к людям и их действиям, то есть на эстетическое воспитание в целом. В результате оказывается, что на успешное эстетическое воспитание влияет
совокупность внутренних и внешних условий.
5
Заключение
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание формирует у учащегося чувство прекрасного, развивает личность, ее творческий потенциал, повышает культуру поведения. Эти
проявления воспитания имеют специфические критерии-измерители, помогающие определить уровень эстетического развития младшего школьника. Эстетическое воспитание предполагает разнообразные формы, методы и приемы, которые можно реализовать через организацию и осуществление внеурочной деятельности.
Период младшего школьного возраста очень важен для развития ребенка по причине изменения социальной ситуации, вследствие приобретения им новой социальной роли, которая
открывает новые права и возможности. По-прежнему в этом возрасте главный социальный
институт – семья, но уже много нового социального опыта приобретается в общении со
сверстниками.
Большой скачок происходит в развитии психических функций: речь, память, мышление, значительно повышается уровень восприятия (зрительного и слухового). Память в младшем
школьном возрасте приобретает свойства к пониманию многоуровневых задач, с использованием новых способов запоминания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2004
2. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо,
2008
3. Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Наука, 1983
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/ Д.,
1983
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.-Воронеж: НПО МОДЕК, 1999.
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983
8. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1992
9. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. М.: Академический проект,
2005
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981
11. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований –
М.: 1987
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.,
1981.
13. Гликман И.З. Воспитание и образование. №2. 1999
6
14. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная
и педагогическая психология – М.: 1973
15. Дж. Холт. Залог детских успехов. СПб: «Дельта», 1996.
16. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка. 1998
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 1999
18. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика,
1984.
19. Занков Л.В., Зверева М.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников.
– М.: Педагогика, 1973
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2000
21. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
22. Комарова, Т.С. Школа творческого воспитания. М.: Зимородок: Карапуз, 2006.
23. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников. М., 1974.
24. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. М.:
Дрофа,»2002.
25. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Наука, 1980
26. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённой// Вопросы психологии. 1989. №6.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2006.
28. Новожилова Л.И. Эстетическое воспитание в школе. - Л, 1982. -
29. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998
31. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2008
32. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. № 1
33. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. - М.: Владос, -2000 г.
34. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987