Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современными требованиями системы образования является развитие творческих,
духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ
нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания
условий для развития индивидуальности.[14] Именно способностью к творчеству
определяется уровень развития личности, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы
расширить творческий потенциал каждого ребёнка. По словам президента России
В.В.Путина "в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный
принцип - каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов - это наша задача. В этом
успех России”.[14]
В связи с вышесказанным, вопрос о развитии творческих способностей и формировании
этих качеств личности в школе является сегодня актуальным.
Глава 1 Теоретические основы творческого развития подростков в организациях
дополнительного образования
1.1Сущность творчества и его влияние на формирование творческой личности
В настоящее время изучение проблем творчества, влияние его на формирование личности
вызывает большой интерес в мировой науке. Не смотря на проведение многочисленных
исследований на эту тему, до сих пор не существует чёткого определения сущности этого
феномена.
Изучением феномена творчество и творческой деятельности занимаются представители
различных наук - философии, социологии, истории, педагогики, психологии, социологии
и др. В науке выделяют два подхода к определению понятия «творчество».
-творчество рассматривается как новаторство.
-творчество - это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам творец.
3
Что касается значения термина “творчество”, то в энциклопедическом словаре даётся
следующее определение данному понятию - “творчество - высшая форма универсально
понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия:
способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных
трансформаций их структур. Творчество в природе - суть ее обновление и изменение,
переход от хаоса к порядку...”[1]
Творчество может рассматриваться с двух точек зрения: психологической и философской.
Психология творчества исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта
творчества как субъективного акта индивида. Философия изучает вопрос о сущности
творчества, который с разных сторон поднимался в разные исторические эпохи.
1. 2 Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей подростков
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных
отечественных форм внешкольного воспитания.
Согласно историческим данным появление первых форм внеучебной деятельности
связано со Шляхетским кадетским корпусом в Санкт-Петербурге. В 30-х годах XVIII в.
один из воспитанников корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков, вместе с товарищами
организовал литературный кружок. Они собирались вместе и читали свои литературные
пробы.[6]
В XIX веке внешкольное воспитание было представлено в виде кружков, клубов,
мастерских, летних оздоровительных лагерей-колоний. Таких учреждений было очень
мало. Основателями их являлись прогрессивные русские педагоги, которые ставили перед
собой цель - удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи
малообеспеченной части населения.
В начале XX века общественное воспитание в России базировалось на следующих
педагогических теориях - теория общественного воспитания (П.Ф. Каптерев, В.П.
Вахтерев, В.И.Чарноусский), в центре которой были закономерности и сама
необходимость общественного воспитания; теория внешкольного воспитания (Е.Н.
Медынский, В.А.Зеленко), определяющая сущность внешкольного образования; теория
детского движения, выявляющая особенности развития и становления личности в детских
организациях; теория попечительской и благотворительной деятельности (В.И. Орье, К.В.
Рукавишников), акцентирующая внимание на педагогических проблемах оказания
социальной помощи и в создании социально-педагогических механизмов реализации
воспитательных задач.[5]
Е.Н. Медынский утверждал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить
ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно
должно быть дополнено внешкольными формами»[3].
Анализируя становление дополнительного образования, как института образования и
воспитания, необходимо обратить внимание на то, что в первых внешкольных
учреждениях таких как «Дневной клуб для приходящих детей» (1905г.), общество
«Сетлемент» (1906 г.), общество «Детский труд и отдых» (1909 г.), детская летняя
трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911 г.), основополагающим моментом
педагогических исканий было сочетание индивидуальной и социальной педагогик. По
мнению педагогов и психологов, занимающихся этим феноменом, основной функцией
первых внешкольных учреждений была компенсирующая, то есть занятия здесь
компенсировали отсутствие у детей школьного образования.
1.3 Особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте
Современное российское общество с каждым годом предъявляет к подростку всё более
высокие требования. Рост разнообразия и сложности процессов в нашем мире
обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, которые обладают
творческим мышлением и способностью к нестандартному решению проблем. Юноши и
4
девушки должны уметь творчески подходить к деятельности, уметь применить на
практике те знания и навыки, которыми они обладают. Из-за большой конкуренции
подростку необходимо привносить в общество новое своей деятельностью, показать свои
уникальные способности. А для этого, деятельность должна носить творческий характер.
По мнению С. Л. Рубинштейна, процесс развития способностей человека представляет
собой процесс развития человека. Исследователь подчёркивал, что “все специальные
способности человека — это, в конце концов, различные проявления, стороны обшей его
способности ... к обучению и труду”.[11]
Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех
свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. При этом имеется в виду,
что эти свойства, согласно определениям Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна, не сводятся
к знаниям и умениям.[13]
Глава2 Экспериментальная работа по развитию творческих способностей подростков
средствами сюжетно-ролевого моделирования
2.1Разработка и внедрение образовательной программы на основе моделирования
В современном обществе сейчас возрос интерес к проблеме развития творческих
способностей у детей. Одной из важных задач, стоящих перед современной системой
образования, является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию.
Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации
выпускников школы, который отражает их индивидуально-личностные позиции,
личностные качества, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства.
Наличие мотивации к творческому труду представляет собой один из личностных
результатов. Явным показателем её сформированности является развитие интереса к
творческой деятельности. Педагог, который сам является креативной личностью и
использующий разнообразные методики способен грамотно организовывать
образовательный процесс, внедрять новые методы и приемы обучения, а также
содействовать формированию полноценной личности обучающегося, способной к
развитию и реализации собственного творческого потенциала в духовной, предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной сферах.
Летний лагерь представляет собой одну из форм дополнительного образования и
организации свободного времени и развития творчества детей разного возраста и пола.
Его задачей является помощь помочь детям разного уровня воспитания и развития
обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с
окружающими. Основной принцип, на основе которого происходит формирование
творческой личности и развитие креативности - воспитание через вовлечение детей в
программу, через погружение в мир творчества.
2.2Анализ и обсуждение результатов исследования творческих способностей у подростков
в условиях дополнительного образования
Как отмечено в первой главе, подростковому возраста характерен интерес ко всему
новому, необычному. Часто это стремление носит неосознанный характер и поэтому
уровень творческой активности значительно снижается. Но именно этот возраст
максимально благоприятен для проявления своего творческого потенциала [13].
Для проверки выдвинутой нами гипотезы о создании благоприятных педагогических
условий в дополнительном образовании для более успешного развития творческой
активности была организованна экспериментальная работа.
В исследовании была задействована группа подростков, обучающихся в класса ГБОУ
школа№….города….
5
Нами был произведён подбор диагностических методик. В эксперименте были
использованы метод анкетирования и креативный тест П. Торренса,
Для выявления исходного уровня креативности в группе подростков до тренинга в летнем
лагере было проведено диагностирование. Нами был использован Тест Торренса
(фигурный тест) (Приложение 1).
Отличительной особенностью теста принято считать тщательно подобранный набор
заданий, предоставляющий испытуемому широкие возможности для проявления
креативных способностей. Эта особенность существенно повышает надежность теста.
Заключение
Подростковый возраст представляет собой особенно благоприятный период для
развития творческой активности. Подросткам характерен поиск собственных способов
самовыражения и подвергание глубокому сомнению устоявшиеся взгляды, представления
о мире и о своём месте в нём.
На основе теоретического анализа методической и психолого-педагогической
литературы по вопросу творческой активности, можно сделать вывод, что творческая
активность старшеклассника предполагает, как умение освободиться из-под власти
обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), поиск самобытных путей,
так и развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Асфаров О.Г. Современные научные психолого-педагогические подходы к пониманию
творческой личности/О.Г. Асфаров//Вестник Ставропольского гос. ун-та,. – Вып.64, 2009.
– Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.- С. 23- 34.
2.Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: методическое пособие
[Текст] / Н.В. Белобородов. - М.: АРКТИ, 2007. - 104 с
3.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для
учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты
второго поколения).
4.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. -
223 с.
5.Клюкина,Е.В. Развитие творческой активности в дополнительном образовании [Текст]:
Е,В. Клюкина, С.А. Сулейманова // Вестник Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета. Сер. № 1 Психологические и педагогические науки. Вып. 2
: электронный научный журнал [Электронный ресурс] / ред. кол.: Л.А. Косолапова (отв.
ред. вып.), Н.А. Гангнус (отв. секретарь вып.), Е.К. Гитман, Л.В. Коломийченко, А.И.
Санникова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун- т. – Пермь, 2015 – 229 с. (с. 106-115)
6. Командышко, Е.Ф. Универсальная модель творческого развития учащейся
молодежи. Методические рекомендации Командышко. – М.: ИХО РАО, 2011 -56с.
7.Луговцова Е.И Психология формирования ЗОЖ школьников.- Минск: Нац.инст-т
образования, 2012
8.Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления.- СпБ,2007
9.Пед.мышление и интеллект/авт.-сост.В.Н.Пунчик, Н.С.Самсонова.-Минск: КрасикоПринт,2010
10.Попов, В.В. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Текст] / В.В.
Попов, Ю.Г. Круглов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 319с
11.Рогожниковая, Р. А. Cистема дополнительного образования как
6
социально-культурная среда формирования у подростков дисциплинированности как
нравственного качества личности [Текст]: Р. А.
Рогожниковая, Е. О. Борщевская // Вестник Пермского государственного
гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1 Психологические и
педагогические науки. Вып.2:электронный научный журнал[Электронный ресурс] / ред.
кол.: Л.А. Косолапова (отв. ред. вып.), Н.А. Гангнус (отв. секретарь вып.), Е.К. Гитман,
Л.В. Коломийченко, А.И.Санникова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2015 – 229 с.
(с.134-138).
12.Технологии сюжетно-ролевого моделирования/авт.-сост Д.С.Наривончик и др.-Минск,
Красико-Принт,2008
13.Угольникова Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного
образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 22-24.
14.Федеральный закон от 12.07.2001 «О дополнительном образовании»: принят
Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 №1794-III ГД. Филатова, М. Н.
Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей
[Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук : М. Н. Филатова.- Москва, 2013.-
242 с.
15.Яцкова О. Ю. Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности
старшеклассника // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 162-165