Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию системы инклюзивного образования, направленной на удовлетворение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня резко возрастает число детей с нарушениями слуха. Тем не менее, современная медицина раскрывает ряд возможностей по восстановлению слуха слабослышащих и глухих детей. к примеру, операция кохлеарной имплантации, представляющая собой внедрение специального слухового аппарата с слуховой анализатор ребенка, позволяет восстановить утраченный слух.
Однако, несмотря на то, что кохлеарная имплантация позволяет восстановить слух, ряд нарушений у детей все же сохраняются. Они требуют специального подхода к обучению, нуждаются в коррекционной работе, помощи логопеда (дефектолога). В частности, у детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации часто наблюдаются нарушения речи. Особенно часто наблюдаются фонематические нарушения (ФФНР). Эта патология представляет собой нарушение произносительной стороны речи при общении на родном языке. При этом такие нарушения неизбежно влекут за собой нарушения и в других сферах, в частности, нарушение восприятия, анализа. Ребенок не способен различать и произносить звуки. В результате нарушается артикуляционный аппарат, правильность построения предложений, умение выражать свои мысли. В связи с нарушением устной речи, развивается и нарушение письменной речи, поскольку эти два процесса тесно взаимосвязаны. Частым последствием такого состояния является дислексия и дисграфия. Если патологию не вылечить своевременно, происходит нарушение фонематического слуха, которое влечет за собой дальнейшее отставание в развитии [9].
Необходимость своевременного проведения коррекционной работы с детьми, страдающими ФФНР, обусловлена тем, что такие дети испытывают трудности в общении. В дальнейшем это влечет за собой нарушение письма, чтения, существенно снижается уровень готовности ребенка к школе. Это негативно сказывается и на психическом состоянии ребенка. Социализация детей с нарушениями речи чрезвычайно затруднена, в связи с неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами [1].
Таким образом, необходимость своевременной коррекции ФФНР у детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации не вызывает сомнений. Проблема коррекции может быть решена только комплексно, с применением различных логопедических упражнений. Заниматься нужно не только с логопедом, активную работу по развитию речи должны проводить и родители дома. При этом в основе логопедической работы с детьми должна лежать коррекция звукопроизношения и фонематического восприятия речи. Важно начать коррекционную работу своевременно, еще в дошкольном возрасте, до того момента, как ребенок начнет осваивать грамоту, либо в максимально короткие сроки после кохлеарной имплантации.
Проблематика исследования. Сегодня перед логопедами стоит серьезная задача, направленная на создание оптимальных условий для коррекции фонематических процессов у детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации. Это позволит детям не только нормализовать произношение и восприятие, но и более успешно социализироваться в обществе, реализовать себя, приспособиться к трудовой, учебной деятельности [1].
Объект исследования – фонематические процессы у детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования – развитие фонематических процессов у детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации.
Цель исследования – рассмотреть специфику формирования фонематических процессов у детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психофизиологического развития детей с нарушениями слуха;
2. Рассмотреть особенности фонематических процессов у детей с нарушениями слуха.
3. Охарактеризовать принципы и методы работы с детьми, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации
4. Исследовать уровень развития фонематических процессов у детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации.
5. Составить программу работы по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, методических рекомендаций); эмпирические (диагностика с применением логопедических методов обследования, педагогический эксперимент; проведение коррекционных и развивающих занятий, тестирование; методы математической обработки результатов).
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования будут использованы для составления методических рекомендаций, учебных пособий. Могут быть полезны практикующим специалистам, работающим с детьми, страдающими нарушением речи и слуха после кохлеарной имплантации. Результаты могут быть использованы для развития фонематических процессов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
1.1. Психофизиологические особенности детей с нарушениями слуховой функции
Слух – один из основных сенсорных каналов для получения информации об окружающем мире. При неправильном функционировании слуховой сенсорной системы, или полном отсутствии слуха, ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на зрение, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими людьми. Дети с нарушением слуха особенно осторожны в новых ситуациях. Кроме того, у них существенно нарушается восприятие, речь [2].
Дети, привыкая к незнакомым людям, вынуждены тщательно прислушиваться к голосам, а глухие дети вынуждены задействовать другие системы для установления контактов с людьми и связей с окружающей средой. Развитие ребенка с нарушением слуховой функции отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов [4].
Нарушения слуха встречаются достаточно и у взрослых, и у детей (вне зависимости от их возраста). Дети с нарушенным слухом - это разнородная группа не только по степени снижения слуха, но и по времени его наступления, по уровню речевого развития и наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии. В зависимости от степени поражения слуховой функции различают два вида нарушения: тугоухость и глухоту [5].
Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, оказывает отрицательное влияние на развитие ребёнка. В первую очередь страдает такой психический процесс, как речь. В то же время при своевременном нарушении слуха и раннем начале психокоррекционной работы может быть достигнут высокий уровень реабилитации ребёнка.
Согласно международной классификации нарушений слуха выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, что зависит от средней потери слуха в диапазоне трёх речевых частот: 500, 1000 и 2000 Гц [3]:
- 1 степень тугоухости – снижение слуха не превышает 40 дБ;
- 2 степень тугоухости – от 41 до 55 дБ;
- 3 степень тугоухости – от 56 до 70 дБ;
- 4 степень тугоухости – от 71 до 90 дБ.
- Снижение слуха более 90 дБ – глухота.
У глухого ребенка, в особенности, если глухота является врожденной, либо приобретенной в раннем возрасте, до того, как ребенок начал говорить, лишает его возможности овладения речевыми навыками. Для обучения коммуникативным навыкам используют специальные приемы обучения. Если же у ребенка уже начала формироваться речь, глухота может привести к недоразвитию ее, либо к распаду уже сформировавшихся, но еще непрочно закрепившихся речевых навыков.
У детей, которые оглохли в более поздние сроки, когда речь уже была сформирована, степень сохранности речевых навыков зависит от многих факторов, в частности, от возраста, когда ребенок потерял слух. Чем позже ребенок потерял слух, тем дольше будет сохраняться речь, даже в том случае, если коррекционная работа не проводится. Также степень сохранности речи во многом зависит от условий, в которых ребенок развивался в дальнейшем, уже после того, как потерял слух.
Существенную роль имеет такой фактор, как наличие или отсутствие специальной коррекционной работы, направленной на сохранение и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., Просвещение, 1990.
2. Безрукова, О.А., Каленкова, О.Н. Моя русская грамматика. / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова - М.: Русская речь, 2012. - 144с.
3. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
5. Вилыианская, А. Д., Прилуцкая М. И., ПротченкоЕ. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012.
6. Григоренко, Н.Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции. / Н.Ю. Григоренко // Дис. кандидата педагогических наук. – М., 2005. – 180с.
7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
8. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. // Под ред. М. Р. Боскиса— М.: Педагогика, 1989.
9. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – / О.Б. Иншакова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 280с.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста./ В.В. Коноваленко, С.С. Коноваленко - М., 1999.
11. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.
12. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.
13. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, в ред. 2016. - 464 с.
14. Семенович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. — М.: Генезис, 2007. — 250 с
15. Смирнова, И.А., Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. / И.А. Смирнова, - М.: Детство-Пресс ,2004.
16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина– М., 1993.- 136 с.
17. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада./ М. Ф. Фомичева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 240с.
18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
19. Чиркина, Г.В. Обследование звуковой стороны речи / Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред.проф. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2005. – 240с. – С.9-10.
20. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.