Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема выбранной автором для исследования в данной работе не теряет свою актуальность уже много десятков лет и будет посвящена трудностям, которые могут возникнуть у подростковой молодежи при освоении материала по вокалу и регулярной необходимостью обновления методик преподавания в данной области. Существует ряд методик, которые успешно применялись еще в дореволюционную эпоху, и с успехом используются сейчас. Однако для того, чтобы владеть современными тенденциями и новыми веяниями, как в музыке, так и в педагогике, они нуждаются в регулярном пересмотре и дополнении с учетом последних тенденций.
Курсовая работа состоит из двух частей.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты использования певческого материала в процессе преподавания в современной школе. Охарактеризована теория пения в певческой школе. Рассмотрены особенности и методики освоения певческого материала.
Во второй главе раскрыты приемы преодоления вокальных трудностей в изучении певческого материала подростками. Рассмотрены вокальные трудности. Проанализирована эффективность практических приемов в преодолении вокальных трудностей. В данной работе на основе системного анализа методологии современной школы пения предпринята попытка выявить основные трудности, связанные с изучением певческого материала.
Целью данного исследования являлось совершенствование методик устранения трудностей в обучении вокалу подростков.
Чтобы выполнить поставленную в данной работе цель необходимо решить поставленные задачи:
1. Рассмотреть теорию преподавания певческого материала в рамках данной курсовой работы;
2. Выявить трудности, возникающие при обучении подростков вокалу и предложены меры их преодоления в работе с подростковой молодежью.
Объектом исследования в данной работе выступит совокупность вокальных и иных трудностей при обучении вокалу подростковой молодежью.
Предметом исследования выступят методики преодоления трудностей при обучении вокалу подростковой молодежи.
Объем данной работы составляет. Она состоит из ВВЕДЕНИЯ, части первой, части второй, ЗАКЛЮЧЕНИЯ и СПИСКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ГЛАВА 1. Теоретические основы преподавания певческого материала
1.1 Теория пения в системе школьной программы образования
В процессе преподавания вокала подростковой молодежи целесообразно строить фундамент своей методики на одном из наиболее важных и применимых положений в педагогическом сообществе о необходимости связи общего обучения и воспитания и творческого развития, в том числе изучить влияние музыкального образования на эмоциональную сферу развития человека, умственное развитие и физическое совершенствование учеников. Психология наравне с педагогикой признает важность и влияние пения на психоэмоциональное состояние личности. Более того, музыка и вокал способны задавать и изменять это состояние. Об этом известно уже достаточно давно и вокал успешно применяется в лечении психических расстройств. Поэтому помимо техники пения педагог обязан научить подростка эмоциональному выражению через песню.
В основе вокального обучения лежат и характерные методики общей педагогики, и специальные методы обучения, которые отличают лишь музыкальное ее направление. Стратегическими среди них являются принципы воспитывающего обучения, принципы научности и принципы сознательности. Обучение является одним из средств воспитания и неотделимо от него. В процессе вокального обучения учащийся не только приобретает знания о певческом голосообразовании, у него формируются, совершенствуются вокально-технические навыки. Также развивается голос, исполнительские задатки, музыкально-эстетический вкус, умственные способности, память, наблюдательность, речь, нравственные качества, воля, эмоциональная мобильность.
Заинтересованность процессом урока и педагога и ученика, доброжелательность и творческая атмосфера, способствуют успешным занятиям. В современном пении не обязательны сила и широкий диапазон голоса. Вполне достаточно интересного тембра, хороших музыкальных данных и обаятельной внешности. Для желающих петь джаз не нужен «красивый» тембр голоса, но широкий диапазон певческого голоса желателен, ну а способность импровизировать – условие обязательное.
Рассмотрим работу голосового аппарата в певческом звукообразовании. Как образуется звук голоса? От сигнала из центральной нервной системы голосовые связки плотно смыкаются. Диафрагма посылает из лёгких струи переработанного воздуха. Они создают давление снизу на связки. Они начинают колебаться, но не по направлению струи, а поперёк её. Струя, прорываясь в щель, периодически образуемую колеблющимися связками, издаёт звук, который проходит дыхательными путями гортани, ротовой полости и носоглотки. По пути звук усиливается и обогащается резонаторными полостями и, выходя в воздушное пространство, образует речевой или певческий голос. На выходе певческий звук может достигать от 70 до 100 и более децибел.
Работая над художественными произведениями, педагог всегда должен помнить не только об исполнительских задачах, но и о совершенствовании вокальных и творческих навыков учеников. Выбирая репертуар, нужно учитывать, насколько он полезен для подростка и насколько полноценно и непринужденно будет функционировать при этом его голосовой аппарат.
Далее автор рассмотрит определения и понятия, которые используются при обучении пению.
1. Упражнения (распевки) – комбинации интервалов, гаммы и арпеджио, используемые для выработки вокальной техники.
2. Вокальные этюды – небольшие пьесы, для развития и закрепления певческой техники.
3. Вокальная техника – владение певческим звукообразованием, позволяющее уверенно и грамотно исполнять вокальную музыку любой сложности.
4. Постановка голоса – выработка вокальной техники для безопасного профессионального использования певческого голоса.
Какие природные данные необходимы начинающему певцу? Выразительный голос, музыкальный слух и музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку, выгодная сценическая внешность. Каковы основные качества певческого голоса? Способность голоса привлечь внимание и взволновать слушателя. А тембр и силу голоса даст усилительная аппаратура.
5. Что такое певческое вибрато? От колеблющихся голосовых связок, пульсирующий певческий звук меняет свою высоту, силу и тембр. 6-7 пульсаций в секунду - норма стандартного певческого голоса. При большей частоте колебаний, в голосе отмечается «барашек». При меньшей частоте – «качание». Вибрационные ощущения в пении, возникают в области губ, низа живота и промежности (Рауль Юссон). В верхней части груди, ближе к гортани, ощущается приятное тепло, щекочет по верней губе, хочется почесать кончик носа… Ученику необходимо уловить и сохранить в мышечной памяти и в своём сознании эти ощущения. Они верный показатель естественного певческого звукообразования в нужной позиции.
6. Носом или ртом дышать в пении? Дышать через нос. В коротких паузах приходится дышать ртом или одновременно носом и ртом.
7. Какой тип дыхания применять? Деление дыхания на типы весьма условно. Неважно как вы дышите, важно умение «держать» дыхание. Ведь пение – это звукообразование на задержанном выдохе.
8. Что такое певческая опора звука? Это такое ощущение, которое воспринимается певцом как устойчивость, звучность пения. Чувство опоры звука – складывается из ряда простых ощущений. Всякие ощущения по своей природе субъективны и поэтому, чувство опоры ощущается и понимается каждым певцом различно.
9.Атака звука и её разновидности. Момент начала, зарождения звука и есть атака. Условно различают три вида её – твёрдая – звук рождается после напряжения амбушюра и мышц живота; мягкая – атака без напряжения, придыхательная – звук на слышимом выдохе
10.Что называют регистром голоса? Певческий регистр – это ряд звуков однородного тембра. В мужских голосах различают два регистра – грудной и головной (фальцет). У женщин определяют три регистра – грудной, средний и головной. В эстрадные певцы в основном поют в натуральном регистре.
11. Что называют натуральным регистром? Диапазон голоса, данный природой, без искусственного его расширения. Натуральный регистр высокого мужского голоса граничит с Фа – Соль первой октавы, у женских голосов Ля – Си первой октавы.
Переходные звуки. Это звуки, на которых осуществляется переход от одного регистра к другому. Чтобы выйти за пределы натурального регистра без регистровых «швов», требуется искусственно вырабатывать (микст, прикрытие) способ смешанного звукообразования.
Прикрытие звука. Формирование певцом округлённого и затемнённого, умеренно глубокого, мягкого звука. В эстрадном пении прикрытие звука не используется.
12. Что называют микстом? Микст – смешанный звук. Например: Слияние грудного и головного звучания. В хорошо сформированном голосе регистры смешаны (микст) на всём диапазоне голоса певца. При этом доля головного звучания увеличивается по направлению вверх.
Вокальные навыки – то условные рефлексы, выработанные регулярными, многократными повторами, разделёнными во времени. В постановке голоса это: освоение вокальной артикуляции, певческого дыхания, выработка устойчивой интонации, ощущение позиции, опора звука. Певцы, не учившиеся пению, обладают певческими навыками, которые сложились с детства до начала обучения. Их условно определяют как «натуральные» певцы. Каждый человек может обладать: врождёнными певческими качествами – тембр, сила, слух и др.; приобретёнными самообучением, или у педагога; интуитивным пением – поёт «правильно» от природы, не понимая, как это у него получается.
13. Вокальная артикуляция Способ исполнения певческого звука. Основные приёмы: Legato – связное исполнение звуков, плавно переходящих один в другой Non legato – выделяется каждый звук не связанный с другим Portato – звуки подчёркиваются и отделены друг от друга «дыханием»; В нотной записи – точки или чёрточки под лигой. Staccato – короткое, раздельное, отрывистое исполнение звуков. Glissando – «скольжение» от звука к звуку. Portamento – глиссандо на усмотрение исполнителя.
14. Как понимать выражение «вокальное исполнение»? Как усиленное выражение своего эмоционального состояния.
15. «Голос посажен» или «голос просел»? От долгого пения противоестественным способом, или чрезмерной вокальной нагрузки голос может «просесть» или быть «посажен».
16. Фразировка Манера пения вокалиста. Цезура – еле заметная пауза, как перевод дыхания внутри фразы. Определяется исполнителем, как элемент выразительности. Между музыкальными построениями цезурой могут быть паузы, лиги, каденции, а также смена артикуляционных приёмов. Значение цезуры сравнимо со знаками препинания в письме и речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багадуров В. «Очерки по истории вокальной методологии», Москва, 1932г - 380 с
2. Вайнштейн Л.И. «Камилло Эверарди», Киев, 1934 -120с
3. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам-вокалистам», Москва, 1963 г. -252с
4. Гутман О «Гимнастика голоса», Санкт-Петербург, 1999г, 120с
5. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики», Москва, 1963 – 287с.
6. Дмитриев Л. Б. «Солисты вокала в вокальном искусстве», Москва, 2002. – 225с
7. Иванов А. «Искусство пения», Москва, 2006 – 212с
8. Далецкий О. В «Основы вокальной педагогики. Физиология и гигиена голоса» Москва 1983г.-330с
9. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь», Ленинград, 1988г.-83с