Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
2
Отсутствие или неполная формирование учебной мотивации у школьников
старших классов является одной из центральных проблем современного
среднего образования. Актуальность формирования учебной мотивации
обусловлена постоянным появлением нового материала для изучения,
сложностями в формировании у обучающихся интереса и навыков к
самостоятельному приобретению и усвоению знаний и познавательных
интересов.
В отдельную группу можно выделить детей с трудностями в обучении,
характеризующихся слабой успеваемостью, отсутствием мотивации при
обучении, социально-деструктивным поведением и рядом симптомов
пограничного расстройства личности.
Наиболее распространенными причинами для работы над повышением
мотивации школьников является снижение общей успеваемости,
незаинтересованность и пассивность в ходе урока, крайне низкий уровень
познавательных и коммуникативных навыков.
1. Мотивация, формы и методы ее проведения
1.1 Понятие мотивации личности в учебной деятельности
Постоянное обновление учебного материала и совершенствование методик
системы обучения ожидаемо усложняет также требования к психологической
зрелости учащихся школы. На современном этапе учащемуся необходимо не
только овладеть объемом знаний, но и навыками самостоятельного
обучения, включая поиск, систематизацию, понимание и анализ полученной
информации. Если рассматривать данные аспекты с психологической точки
зрения, то для успешной реализации всего вышеперечисленного необходимо
иметь позитивный настрой и желание к обучению.
Мотивация — это внутренняя психологическая побудительная
характеристика личности, выраженная в совокупности причин
3
психологического характера, которая находит выражение во внешних
проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам
деятельности и определяет активность поведения человека. Деятельность без
мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо
оказывается крайне неустойчивой.[15]
От психологического самосознания учащегося в различных ситуациях,
зависит объем стараний в освоении предлагаемого материала и знаний.
Поэтому цель педагога в первую очередь, заключается в том, чтобы привить
интерес к теме и процессу обучения, а также внутреннее побуждение к
знаниям, любовь к умственному труду и моральное удовлетворение от
результатов данного труда.
1.2 Методики диагностики мотивации учащихся
В настоящее время наибольшее распространение в учебном процессе
получили следующие методики:
1. Карта мотивации.
Одним из эффективных способов диагностики мотивации старшеклассника
является сопоставлении карты мотивации с ответами учащегося. Данная
методика используется, как правило, при профессиональном
ориентировании учащегося старших классов.
Первым этапом является разработка карты мотивации, состоящей из
следующих разделов:
o власть - развитие
o достижение успеха - избегание неудач
o защищенность - принадлежность
4
По карте мотивации учащемуся задаются вопросы и ответы фиксируются в
таблице. Можно задать как вопросы-кейсы, так и проективные вопросы.
Примеры вопросов для оценки мотивации учащегося:
o Назовите основные критерии, на которые вы обращаете внимании при
выборе будущей профессии?
o При одинаковой финансовой мотивации, какую деятельность вы
выберете?
Примеры проективных вопросов:
o Почему одни ученики учатся хорошо, а другие имеют среднюю
успеваемость?
o Почему некоторые ученики не любят посещать школу?
o Какие условия, в первую очередь, обеспечивают высокие результаты
учебы?
1.3 Методики в проводимом исследовании
У учащихся старших классов уже достаточно высокий уровень
сформированности самосознания и мировоззрения. Поэтому изменение
отношения к образовательным учреждениям, учителям, образовательной
системе может изменяться.
Изменяются и сами мотивы учения, меняется иерархия мотивов. Наиболее
важным в формировании мотивации к обучению является отслеживание
динамики мотивационной сферы учащихся.
Зачатки учебной мотивации обнаруживаются у ребенка с самого детства: в
младенчестве и раннем детстве родителя являются центром вселенной
ребенка, именно их реакция на происходящее побуждает ребенка к
познанию, главная мотивация для него – одобрение и поддержка близких ему
людей.
5
В дошкольном периоде в формировании учебной мотивации начинают
участвовать воспитатели и педагоги.
В начальной школе учебная мотивация учащихся во многом зависит
симбиоза усилий родителей и учителей по формированию мотивации.
В течение всего периода обучения у учащихся по ряду внутренних и
внешних факторов может изменяться уровень мотивации и сами мотивы к
обучению
Зимняя И.А. [3] говорит о том, что учебную мотивацию определяют такие
факторы как образовательное учреждение и специфика учебной
деятельности внутри него, непосредственно уровень организации
образовательного процесса, психологические особенности школьника,
психологические особенности и опыт педагога и его субъективное
отношение к ученику, особенности степень трудности для усвоения
учебного предмета.
2. Диагностика и анализ мотивации исследуемой группы
2.1 Диагностика уровня учебной мотивации учащихся исследуемой группы
Для проведения диагностики мотивации у группы учащихся 55 человек
были использованы методики, приведенные в пункте 1.2 данной курсовой
работы, такие как «Тест юмористических фраз», «Четыре рисунка», «Карта
мотивации» и проективная методика неоконченных предложений. Для
суммирования и оценки результатов использовалась балльная система.
По результатам проведенного исследования у 46 человек уровень
мотивации находится в пределах нормы или имеет не существенные
отклонения по объективным причинам и не требующие психокоррекции.
Однако у 9 учащихся были выявлены существенные отклонения по
совокупности ряда критериев, таких как уровень учебной мотивации,
6
тревожности, социальной адаптации, самооценки, познавательных навыков и
способностей.
Все учащиеся являются мальчиками, все состоят на внутришкольном
учете, 8 из 9 учащихся имеют трудности с социализацией и высокий уровень
конфликтности, 5 из 9 состоят на учете в ИПН, 6 из 9 проживают в
неблагополучных семьях, 2 имеют условные судимости.
С учетом вышеописанных фактов для формирования программы
исследования были использованы ряд диагностических методов
исследования, в том числе модификация методики М.Р. Гинсбурга,
проективные методики по определению социальной позиции, разработанной
Р. Жилем, Методика «Лесенка» для определения самооценки, элементы
методики определения уровня средовой адаптации по Лутошкину А.И.,
коллективные и индивидуальные психологические занятия.
2.2 Анализ результатов занятий
Занятия с учащимися исследуемой группы проводились в течение 2-х
месяцев в количестве 26 академических часов, из которых 12 часов –
индивидуальные занятия. После окончания занятий был проведен итоговый
срез по методикам, использованным во входящей диагностике. Были
получены следующие результаты:
Источник: разработка автора
Источник: разработка автора
При сравнении результатов диагностики первичного и итогового
исследований выяснилось, что в процессе психокоррекции и психологопедагогического сопровождения произошло улучшение показателей по ряду
критериев, в том числе повысился уровень учебной мотивации, произошло
повышение уровня самостоятельности и логического мышления,
7
существенно возросло число учащихся с адекватным уровнем самооценки и
зафиксирована отличная динамика снижения уровня тревожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При проведении анализа работы с исследуемыми, которые имели
трудности в обучении, главным образом из-за несформированности учебной
мотивации, автором были выявлены критерии, которые способствовали
формированию, развитию и закреплению учебных навыков.
К данным критериям автор относит уровень самооценки, уровень
социальной адаптации, уровень тревожности и уровень познавательных
способностей.
При выполнении исследования в ходе курсовой работы была проведена
первичная диагностика исследуемых учащихся по данным критериям.
По итогам данного исследования у учащихся исследуемой группы выявлены
сниженный уровень учебной мотивации по всем основным критериям.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших
школьников / И.И. Вартанова // Психологический журнал Международного
университета природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4.
2. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной
психологии / А. С. Герасимова/ Институт психологии Российской академии
наук [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/g
erasimova.html
8
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А.
Зимняя. – Изд. второе, доп., исп., и перераб. – М.: Логос, 2004. – 384 с
4. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика
М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н. Ц. Влияние
мотивационного фактора на развитие умственных способностей:
Монография. – Улан-Удэ, 2004, – С. 149–150.
5. Божович Е.Д. Регуляторный компонент в позиции субъекта учения//
Субъект и личность в психологии саморегуляции/под ред. В.И. Моросановой.
М.: Изд-во ПИ РАО, 2009.
6. Ильин Е. П. Мотивы и мотивации // С-Пб., ПИТЕР – 2010. – 512с.
7. Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся //
Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — 2012. [Электронный
ресурс] — Режим доступа URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/psikhologiya/2012/11/01/motivatsiya... (дата обращения: 24.09.2017).
8. Млодик И.Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О
том, в чем так непросто признаться – М.: Генезис, 2012г. – 232с.
9. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Лучшие
страницы педагогической прессы. – 2009
10. Божович Е.Д. Регуляторный компонент в позиции субъекта учения//
Субъект и личность в психологии саморегуляции/под ред. В. И.
Молокановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2009.
11. Ильин Е. П. Мотивы и мотивации // С-Пб., ПИТЕР – 2010. – 512с.
12. Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся //
Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — 2012. [Электронный
ресурс] — Режим доступа URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/psikhologiya/2012/11/01/motivatsiya... (дата обращения: 24.09.2017).
9
13. Мелодика И.Ю. Современные дети и их несовременные родители, или
О том, в чем так непросто признаться – М.: Генезис, 2012г. – 232с.
14. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Лучшие
страницы педагогической прессы. – 2009.
15. Петрушенко Ирина Викторовна «Формирование учебной мотивации
учащихся группы риска» Фестиваль психолого-педагогических идей - 2018