Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в настоящее время вопросы управления
персоналом становятся приоритетными для большинства предприятий малого бизнеса и во многом
определяющими эффективность ведения бизнеса. Высококонкурентный рынок характеризуется нехваткой
нужных квалифицированных специалистов, что является причиной высокой мобильности сотрудников. Это
2
создает прекрасное поле деятельности для отдельных соискателей, но вырастает в серьезную проблему для
компаний, которые вынуждены слишком часто искать новых людей, что негативно сказывается на
эффективности бизнеса.
Глава 1. Теоретические аспекты подбора и отбора персонала
1.1. Сущность, цели и задачи управления персоналом
Для дальнейшего выявления целей и задач системы управления персоналом, необходимо рассмотреть сущность
самого феномена «управление персоналом».
Так, по мнению М.М. Латыповой «управление персоналом – это процесс технологизации функций планирования,
мотивации, контроля, оценки и увольнения персонала организаций, направленный на принятие решений в
области кадровой политики организации». [27, c.125]
Эффективное управление персоналом представляет собой понимание значимости и необходимости человеческих
ресурсов и уважительное отношение к сотрудникам. Для эффективного функционирования в системе управления
персоналом должна быть выработана определенная политика:
• соответствующая общим намерениям организации;
• включающая обязательства постоянно повышать ее результативность;
• создающая основу для установления и анализа целей в области управления персоналом.
3
Политика системы управления персоналом должна быть доведена до сведения персонала и понята внутри
организации, а также анализироваться на предмет ее продолжающей пригодности.
Среди основных целей системы управления персоналом Н.В. Демина выделяет следующие: [17, c.44]
• создание высокопроизводительного коллектива, способного быстро приспосабливаться к условиям рынка;
• создание благоприятного климата между работниками;
• рост прибыли предприятия за счет повышения удовлетворенности трудом персонала и повышения
производительности труда;
• повышение уровня компетентности персонала;
• совершенствование системы подбора персонала;
• проведение маркетинговой деятельности в сфере управления персоналом;
• создание мотивационных программ.
Профессор А.Я. Кибанов [24, c.85] дает следующую трактовку феномена «управление персоналом», определяя его,
как «целенаправленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов
подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой
политики, принципов и методов управления персоналом организации»
1.2. Особенности построения системы подбора и отбора персонала
4
Залогом успеха внедрения единой кадровой политики на предприятиях малого бизнеса является четкое
понимание и принятие целей в сфере управления персоналом всеми менеджерами, а также их эффективное
взаимодействие с HR-специалистами.
Необходимо определить, какие функции выполняет эффективная система управления персоналом и какие
задачи она решает. Их условно можно разделить на организационные и функциональные.
В функциональном отношении система управления персоналом должна заниматься разработкой стратегии
предприятия, формированием структуры управления в соответствии с ней, начиная от планирования
потребности в персонале, привлечения сотрудников, их отбора и заканчивая оценкой их деятельности.
В организационном отношении система управления персоналом должна осуществлять комплекс мер по
построению работы персонала и управлять соответствующими затратами. [14, c.44]
Алгоритм механизма управления персоналом в системе внутрифирменного планирования представлен в
Приложении 1.
Формирование эффективной системы управления персоналом на предприятии малого бизнеса начинается с
построения «дерева целей», с разбитием целей на общие цели предприятия, цели административноуправленческого аппарата, а также целей каждого их работников предприятия, для возможности обеспечения
наименьшей противоречивости при их достижении. Кроме того, производится сопоставление целей системы
управления персоналом с главными стратегическими целями предприятия.
На следующем этапе решаются вопросы формирования структуры управления персоналом предприятия путем
определения необходимых структурных звеньев, определения основных целей, задач и функций каждого звена
5
системы управления персоналом. Кроме того на данном этапе решаются вопросы взаимосвязи структурных
подразделений в рамках системы управления персоналом предприятия не только между собой, но и с другими
структурами в рамках систему управления предприятием. [13, c.96]
1.3. Основные направления анализа и оценки системы подбора и отбора персонала
Повышение эффективности труда персонала предприятия связано с формированием оптимального соотношения
между основными показателями системы управления персоналом: численность персонала и его состав, объем
выполняемых работ, производительность труда, а также использование рабочего времени.
Как правило процесс оценки эффективности системы управления персоналом на предприятии состоит из
следующих основных этапов:
Этап 1 – оценка обеспеченности предприятия и всех его бизнес-единиц трудовыми ресурсами в целом, а также по
категориям и профессиям;
Этап 2 – исследование показателей движения персонала (текучесть кадров, постоянство персонала и т.д.);
Этап 3 – определение резервов трудовых ресурсов для более эффективного их использования. [32, c.156]
В этапе анализа обеспеченности предприятия и всех его бизнес-единиц трудовыми ресурсами рассматривается:
- соответствие фактической и плановой численности персонала;
- определение дефицита или излишка рабочей силы;
- сравнение динамики численности персонала и динамики объема производства и реализации;
6
- изменения в составе кадров по профессиональным и квалификационным характеристикам;
- состав персонала по отдельным категориям;
- влияние автоматизации трудоемких процессов на изменение численности работников предприятия и др.
Глава 2. Исследование системы подбора и отбора персонала в ИП Соловьева Л.В.
2.1. Организационная характеристика ИП Соловьева Л.В.
На первоначальном этапе необходимо представить краткую характеристику ИП Соловьева Л.В. (см. таблицу
2.1).
Таблица 2.1 – Краткая характеристика ИП Соловьева Л.В. [5]
Таким образом, малое предприятие ИП Соловьева Л.В. является микропредприятием с численностью 15 человек,
основным видом деятельности которого является производство красителей и пигментов. [6]
Организационная структура управления представлена на рисунке 2.1, из которого видно, что она линейно–
функциональная.
Представленная организационная структура ИП Соловьева Л.В. сочетает в себе жесткую иерархическую
линейно-функциональную структуру и плоскую адаптивную горизонтальную структуру. Это позволяет говорить
о том, что организационная структура ИП Соловьева Л.В. интегрирует в себе централизацию и децентрализацию
7
управления. Централизация реализована на уровне функциональных блоков (коммерческая служба и
производственный отдел). [1]
Децентрализация управления реализована на уровне финансового менеджера, менеджера по персоналу и юриста,
что подразумевает определенную самостоятельность субъектов управления в аспекте принятия оперативнотактических решений в рамках делегированных им полномочий. Таким образом, в управлении исследуемого
предприятия ИП Соловьева Л.В. можно выделить два структурных уровня: производственный и оперативнотактический, которые позволяют интегрировать два основных подхода к управлению: централизацию и
децентрализацию, это обеспечивает гибкость в разработке и реализации стратегии и адаптивность в текущем
управлении. [2]
Рассмотрим основные показатели деятельности ИП Соловьева Л.В.
Выручка от реализации является основным источником доходов ИП Соловьева Л.В. По фактическим данным в
2017 году по сравнению с 2016 годом выручка от продаж снизилась с 28 662 до 27 875 тыс. руб. (на 2,75 %).
Одновременно со снижением выручки наблюдается снижение себестоимости по сравнению с 2016 годом на 2,23%
(на 524 тыс. руб.). Несмотря на менее интенсивное снижение выручки от реализации по сравнению со снижением
себестоимости, в 2017 году наблюдалось снижение прибыли от реализации на 5,11% или на 263 тыс. руб. в
абсолютном выражении.
В связи со снижением прибыли от реализации наблюдалось снижение рентабельности услуг и рентабельности
продаж, которые в 2017 году составили 21,22% и 17,50%, что примерно соответствует среднеотраслевым
значениям (25% и 20%, соответственно).
8
Численность персонала ИП Соловьева Л.В. в 2017 году осталась на уровне 2016 года и составила 15 человек.
Из рисунка 2.4 видно менее значительное снижение среднемесячного объема реализации одного работника по
сравнению со среднемесячной заработной платой, что говорит о более или менее эффективном управлении
кадрами предприятия.
В целом, в результате анализа основных показателей деятельности ИП Соловьева Л.В. были выявлены
негативные тенденции которые могут быть связаны с неэффективностью системы управления персоналом,
анализ которой будет проведен далее.
2.2. Анализ системы отбора и подбора персонала в ИП Соловьева Л.В.
На первоначальном этапе анализа системы управления персоналом ИП Соловьева Л.В. необходимо провести
оценку кадрового потенциала предприятия, что подразумевает анализ обеспеченности трудовыми ресурсами.
В целом, успешность любого предприятия, зависит не только от того на сколько оно обеспечено необходимым
оборудованием, но и насколько оно обеспечено трудовыми ресурсами, какой квалификации рабочие и
специалисты работают на данном предприятии.
Обеспеченность трудовыми ресурсами ИП Соловьева Л.В. представлена в таблице 2.2, так же в данной таблице
отражена профессионально-административная структура персонала ИП Соловьева Л.В.
Как показывает анализ, проведенный в таблице 2.2, за анализируемый период общая численность персонала ИП
Соловьева Л.В. увеличилась всего на 1 человека в связи с приемом в штат предприятия в 2016 году второго
9
менеджера по продажам, а в 2017 году – прием еще одного рабочего. Общая динамика численности персонала ИП
Соловьева Л.В. по категориям представлена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 - Общая динамика численности персонала ИП Соловьева Л.В. по категориям, чел.
Из представленных данных видно, что наибольшее количество сотрудников ИП Соловьева Л.В. являются
рабочими – 7 человек.
2.3. Анализ системы кадрового планирования в ИП Соловьева Л.В.
Успехи любого предприятия во многом зависят от эффективности стратегии управления персоналом,
формирования конкретных методов, подходов и процессов, ценностей, учитывающих специфические
особенности компании, конкретную фазу жизненного цикла, культурное своеобразие . Таким образом, в
современных условиях персонал – главный ресурс и достояние компании, его ценность как фактор успеха все
время возрастает. Способность персонала к творчеству становится решающим условием в любой деятельности.
На предприятии ИП Соловьева Л.В. управлением персонала занимается непосредственно менеджер по
персоналу. Согласно должностной инструкции в функции менеджера по персоналу ИП Соловьева Л.В. входит:
- подбор персонала, прием и оформление документов о приеме;
- оформление договоров и т.д.;
- подготовка и оформление документов об увольнении.
- оформление актов и протоколов;
10
- оформление документов об отпусках и переводах сотрудников;
- ведение, хранение и сдача в архив документов.
Для изучения анализа кадровой работы был проведен опрос менеджера по персоналу ИП Соловьева Л.В.,
результаты представлены ниже в таблице 2.4. Изучая данные можно отметить, что фактически, менеджер по
персоналу ИП Соловьева Л.В. выполняет регистрационные функции, оформляя трудовые отношения.
Заключение
На основании исследования, проведенного в работе, были сделаны следующие выводы:
Управление персоналом представляет сложную структуру взаимодействующих функций, основанную на таких
областях науки, как психология, социология, экономика, экономика труда, экономика предприятия, менеджмент,
юридически регулируемая законами.
Процесс управления персоналом представляет собой:
- подбор и оценку персонала;
- адаптацию работников и развитие их карьеры;
- анализ деятельности работников.
Эффективное управление персоналом является одной из основных задач эффективного функционирования
предприятий малого бизнеса, т.к. является залогом развития трудового потенциала, личных качеств и
способностей персонала, а также удовлетворение персонала выполненной работой и системой мотивации. При
11
этом оценка системы управления персоналом является мощным рычагом для дальнейшего роста
результативности процесса принятия управленческих решений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря
1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции
Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-
ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 15.02.2016 N
32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/
3. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 19.04.1991 № 1032-
1ФЗ, ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
(25.11.2016)
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ —
Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (02.06.2014)
12
5. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. -
№33. - Ст.3431.
6. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к
оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1 июля 2002г. - №26. - Ст.2586.
Учебная и методическая литература
7. Аверина А.Д. Современные методы набора персонала на вакантные должности // В сборнике:
Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы материалы III международной научнопрактической конференции. Ответственный редактор Ильина Н.А.. Ульяновск, 2014. С. 47
8. Агапова О.Ю., Поляков В.У. Мошенничество со стороны кандидатов при поступлении на работу //
Управление человеческим потенциалом. 2013. № 3. С. 158-167.
9. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих. Учебное пособие /
Под общ. ред. А.А. Деркача. 2-издание. − М., 2015. – 241 с.
10. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. — М.:
Генезис, 2014. — 248 с.
13
11. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
– 250 с
12. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. - М.: «ЮНИТИ-Дана», 2015. – 240 с.
13. Батаршева А.В., Лукьянова А.О. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов,
работающих с персоналом / А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. – М., 2013. – 560 с.
14. Бек М. А., Бек Н. Н. Производство знаний и инноваций: условия, эффективность и роль в инновационном
развитии экономики // Менеджмент инноваций. 2014. № 1. С. 44
15. Бескровная Н., Терминов В. Управление персоналом в российском бизнесе //ЭКО.— 2015. — №12.
16. Герасимов Е.С. Критерии отбора, подбора и найма персонала: отечественный и зарубежный опыт решения
вопроса. Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 2. С. 184-187
17. Демина Н.В. Принципы, критерии и подходы к отбору персонала как специальной функции кадрового
менеджмента. Современные гуманитарные исследования. 2015. № 1. С. 43-49
18. Деркач А.А. Зазыкин В.Г. Роль организационной среды в становлении личности профессионала //
Акмеология. №3. 2016. С. 5−12.
19. Дубиненкова Е. Н. Техники подбора персонала. Искусство находить лучших. - М.: Речь, 2012. - 478с
20. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. — 3-е изд. Н.Новгород: НИМБ, 2014. - 720 с.
21. Казаков М.В. Эффективная система подбора персонала для организаций // Управление развитием
персонала. 2012. № 3. С. 176-181.
14
22. Казанцева Е.Е. Привлечение квалифицированного персонала для решения текущих и перспективных
задач. Эффективность поиска. // Управление человеческим потенциалом. 2013. № 1. С. 46-60.
23. Калабухова Ю.В. Нормативно-методическое обеспечение процесса набора и отбора кадров в организации
как инструмент повышения качества работы системы управления персоналом // Проблемы совершенствования
организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных
трудов. 2015. № 1-1. С. 157
24. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 448 с.
25. Кукина С.Д., Паршукова О.В., Воспельникова Я.Г. Методы оценки кандидатов при приеме на работу и их
надежность. Наука - промышленности и сервису. 2014. № 6-2. С. 25-31
26. Куприянчук Е.В.Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие. Учебное
пособие / Е. В. Куприянчук, Ю. В. Щербакова. – М.: РИОР: ИНФРА - М, 2012. - 255 с
27. Латыпова М.М. Поиск и отбор персонала в организацию на современном этапе. // Горный информационноаналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. № 11. С. 125-128
28. Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: Омега-Л 2011 – 263 с.
29. Лядская А.В. Опыт применения системы Адизеса в выстраивании HR-процессов компании. Управление
человеческим потенциалом. 2013. № 2. С. 124-137.
30. Малюгина А.Н., Самохвалова С.М. Современные тенденции управления персоналом в сфере подбора
персонала // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С.
213-217.
15
31. Маслова В.М. Управление персоналом. Бакалавр. Базовый курс. – М.: «Юрайт», 2012. – 492 с.
32. Миплер М.Э. Подбор персонала: системный подход: дис. канд. экон. наук. - Омск, 2015. – 315 с.
33. Морозова И. Н. Эффективный сотрудник. Технологии подбора персонала. Серия: Профессиональное
мастерство. - СПб.: Феникс, 2014. - 328с.
34. Мякушкин Д.Е. Отбор и подбор персонала 2. Учебное пособие. - Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2011. –
31 с.
35. Новиков Д.А. Методология управления. Серия умное управление. - М.: Либроком, 2012. – 128 с.
36. Олегов, Ю. Г. Управление персоналом : учебник для бакалавров / Ю. Г. Олегов, Г. Г, Руденко. — М.:
Издательство Юрайт, 2014. — 513 с.
37. Петрушихина Е.Б. Психологические аспекты принятия кадровых решений руководителям. Современная
социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. № 1. С. 39-46
38. Платонов Ю.П. Актуальные проблемы управления персоналом - СПб., Делком, 2013. - 247 с.
39. Поляков В.А. Новое в подборе персонал // Управление развитием персонала. 2014. № 1. С. 46-53.
40. Сидоркина С.В. Ассесмент-центр как инструмент повышения эффективности бизнеса. Управление
человеческим потенциалом. 2011. № 1. С. 66-70
41. Стадник А. Оценка персонала. – М.: ООО «Бегин Групп», 2015. - 234 с.
42. Степанова М.В. Ассесмент-центр как одна из технологий оценки персонала. Ученые записки Российского
государственного социального университета. 2012. № 8 (108). С. 124-130.
16
43. Суханова Е.В. Технология подбора персонала для компаний малого бизнеса // Российское
предпринимательство. 2014. - № 11. С. 99-101.
44. Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б.. Управление человеческими ресурсами. Модуль 4. Модульная
программа «Руководитель XXI века». - М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2012. – 104 с.
45. Управление человеческими ресурсами : учебник для бакалавров / под ред. И. А. Максимцева, Н. А.
Горелова. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2014. — 526 с.