Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 6
1.1 Информационные революции как этапы развития коммуникации в обществе 6
1.2. Хронология общественных коммуникационных систем и развитие мануфактурного книгопечатания 11
2. СОВРЕМЕННЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 16
2.1 Мультимедийная и электронная информационная культура 16
2.2 Теоретические основы современного социально-коммуникативного знания 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
К концу ХХ века общество вступило в новую стадию развития, именуемую эпохой информационного общества. Данный этап был вызван очередной из волн научно-технической революции, которая характеризовалась развитием новых технологий в области информации и телекоммуникации, которые ключевым образом преобразовали человеческую жизнь отношения в области производства и методов управления, системе ценностных ориентаций, стилей жизнедеятельности и человеческого мировосприятия. Социальный эффект, который был вызван данными трансформациями связан с возникновением Интернет, который ознаменовал начало нового периода в ментальности человека, где доминирует ценность различной информации, дифференциацией в соответствии с принципом «близости к знанию», симбиоз социальной организации с информационными технологиями [1].
Глобальные технологии меняют формы коммуникации, а стремительное развитие Интернета вносит существенные изменения в современное информационно-коммуникационную среду.
Основным объектом деятельности человека в условиях современного социума выступает обмен информацией. Свободная циркуляция информации в обществе становится важным фактором экономического, национального и личного развития. Многоаспектность феномена информации, сложность и противоречивость ее природы, многообразие средств и внешних проявлений привлекают значительное внимание представителей различных наук. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Среди работ по проблемам социальных коммуникаций особое место занимают исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, в частности, таких, как Р. Барт, Д. Белл, Ю. Хабермас, М. Холл, К. Шеннон, В.А. Ильганаева, Ю. М. Лотман, А. В. Соколов, Ф. И. Шарков и др.
Объект исследования – технологические, социально-экономические и культурные аспекты развития коммуникации в обществе.
Предмет исследования – этапы развития коммуникации в обществе.
Цель исследования – изучить основные этапы развития коммуникации в обществе и их технологические, социально-экономические и культурные аспекты
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития социальных коммуникаций.
2. Охарактеризовать современные черты развития коммуникации в обществе.
Методы исследования: методологической основой работы является совокупность методов и приемов научного познания. Системный подход является основой методологии курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
1.1 Информационные революции как этапы развития коммуникации в обществе
Социальные коммуникации - это совокупность процессов и структур, обеспечивающих целенаправленный обмен социально значимой информации и знаний в пространственно-временном континуум. Такой обмен происходит благодаря существованию коммуникационных каналов, анализ эволюции которых, начиная от стадии пракультуры и заканчивая современной электронной коммуникацией, позволяет говорить об их преемственность. При этом следует учитывать, что последовательная смена общественных коммуникационных систем происходит через качественные скачки в процессе так называемых коммуникационных революций.
Коммуникационные исследования или коммуникационные науки – академическая дисциплина, которая занимается процессами человеческого общения и поведения. Существует три типа общения: устное, включающее слушание человека, чтобы понять смысл сообщения; написано, в котором читается сообщение; и невербальное общение, включающее наблюдение за человеком и определение значения.
Исследователи коммуникации разделяют с культурологами интерес к тому, как сообщения интерпретируются через политические, культурные, экономические, семиотические, герменевтические и социальные аспекты их контекста. В политической экономике исследования коммуникации исследуют, как политика собственности влияет на контент. Количественные исследования коммуникации изучают статистику, чтобы помочь обосновать претензии.
В историческом развитии можно выделить четыре этапа развития массовой коммуникации: дописьменный, письменный, печатный этап и аудиовизуальный.
Дописьменный этап характеризовался непосредственным общением людей. Основной его характеристикой было массовое общение.
Первая информационная революция связана и переход к письменному этапу, соответственно, связан с появлением письма. Возникновение письменности стало причиной существенных преобразований в развитии социума и сфере его коммуникации. Возникла возможность фиксации информации и знания на материальных носителях, осуществлять обмен данных носителей и их передачу следующим поколениям.
Первые социально-коммуникационные институты, которые были представлены в виде библиотек, возникли примерно 1700 лет до н.э. в Вавилоне, а в Египте и Финикии – примерно 1100 лет назад до н.э. В первых библиотеках хранились хозяйственные документы, религиозные тексты, карты и другие материалы. Библиотеками выполнялись в основном архивные функции. Первые школьные и частные библиотеки возникли за 400- 300 лет до н.э. Лишь только в 295 г. до н. в соответствии с приказом Птолемея начала развиваться всемирно известная Александрийская библиотека, считающаяся первым специальным хранилищем научной информации. Этим было положено начало возникновения первых библиотек как социально-коммуникационных институтов.
Необходимо отметить, что библиотеки в тот период создавались в качестве информационных служб при иных общественных институтах – религиозных (монастыри) и образовательных (университеты и академии).
Следующая информационная революция связана с развитием книгопечатания. Данный этап является главным в формировании ключевых социально-коммуникационных институтов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Соколов, А. В. Введение в теорию социальной коммуникации [Текст] / А. В. Соколов. – СПб.: Питер, 2016. – 320 с.
2. Гришаева, Л. И.Введение в теорию межкультурной коммуникации Текст: учеб. пособие для студентов вузов /Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова.- М., Академия.,2017.- 336 с.
3. Конецкая В.П. Социология коммуникации Текст: учебник/ В.П. Конецкая.-М.;Международный университет бизнеса и управления, 2016.-304 с.
4. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций Текст / Р. Харрис, пер.: С.Рысев, Л.Орданская; Ред. Д.Гиппиус.- СПб., прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2015.- 448 с.
5. Филатова, О.Г. Социология массовой коммуникации Текст: учеб. пособие /О. Г. Филатова.- М., Гардарики, 2012.- 288 с
6. Коммуникация: теория, методы исследования, технологии Текст: учебное пособие / Сост. Вашкевич В. Р., Терещенко О. В. – Минск: БГУ, РИВШ, 2016. – 270 с.
7. Тютюнджи, И.М. Новые формы социального активизма Текст /И.М. Тютюнджи // Социологические исследования. – 2012. – №5. – С. 149-154.
8. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации [Текст]: учеб. пособие / О. Л. Гнатюк. – М.: КНОРУС, 2015. – 256 с.
9. Киреев, П. Новые медиа в современном информационно-коммуникационном пространстве Текст / П. Киреев // Социология. – 2015. – № 2. – С. 115–128.
10. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества [Текст] / Д. Белл //Новая технократическая волна на Западе : [сб. ст. : переводы] / сост. и вступ. ст П. С. Гуревича. – М., 2016. – С. 330–342.
11. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека [Текст] / М. Маклюэн; пер. с англ. В. Г. Николаева. – 2-е изд. – М. : Гиперборея : Кучково поле, 2017. – 464 с.
12. Shannon, C. E. A Mathematical theory of communication [Text] / C. E. Shannon // Bell system technical journal. – 2015. – Т. 27. – P. 379-423.
13. Холл, М. Магия коммуникации: использование структуры и значения языка [Текст]: пер. с англ. / М. Холл. – СПб. : ПраймЕВРОЗНАК; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2014. – 345 с.
14. Лотман Ю. М. Семиосфера [Текст] / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство-СПБ, 2015. – 704 с.
15. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман // Об искусстве / Ю. М. Лотман. – СПб.: Питер 2013. – С. 14–285.
16. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре [Текст] / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство-СПБ, 2014. – 399 с.
17. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. [Текст] / Р. Барт ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 2015. – 616 с.
18. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас; пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева ; послесл. Б. В. Маркова. – СПб.: Наука, 2015. – 380 с.
19. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации [Текст]: учеб. пособие / А. В. Соколов. – СПб. : Изд-во Михайлова, 2015. – 461 с.
20. Шарков, Ф. И. Интегрированные бренд-коммуникации: (бренд в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций) [Текст] / Ф. И. Шарков. – М.: РИП-холдинг, 2014. – 243 с.
21. Социальные коммуникации (теория, методология, деятельность) [Текст]: словарь-справочник / авт.-сост. В. А. Ильганаева. – М.: КП «Гортипография, 2015. – 391 с.
22. Ильганаева, В. А. Социальные коммуникации: сфера практической деятельности и объект теоретизации [Текст] / А. Ильганаева // Социальные коммуникации в стратегиях формирования общества знаний: в 2 ч.: Материалы междунар. наук. конф., 26-27 февр. 2019 / Харьков. гос. акад. культуры, Акад. искусств Украины, Ин-т культурологии. - Х., 2019. - Ч. 1. - C. 8-10.
23. Ильганаева, В. Институционализация социально-коммуникационной сферы общества [Текст] / В. Ильганаева // Образование региона. Политология, психология, коммуникации. - 2018. - № 1/2. - C. 148-153.
24. Ильганаева В. А. Теоретико-методологический синтез социально-коммуникационного знания [Текст] / Ильганаева В. А. // Философия общения. Философия, психология, социальная коммуникация. - 2019. - № 2. - C. 96-101.
25. Соляник, А. А. Когнитивная институализация научных исследований в области социальных коммуникаций [Текст] / А. А. Соляник // Культурология и социальные коммуникации: инновационные стратегии развития: материалы междунар. наук. конф. – М., 2016. – C. 7-10.