Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы развитие многих способностей детей стало актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с включением инновационных технологий в образовательный процесс. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном люди с выраженными творческими способностями и развитым интеллектом. При этом следует помнить, что основы творческого и интеллектуального развития закладываются в школьном возрасте: повышается объём памяти и непроизвольного внимания, формируется познавательный интерес к изучаемым предметам, осуществляется осознание ребёнком себя как личности и субъекта образовательной и творческой деятельности.
В настоящее время в процесс обучения прочно вошли инновационные формы дополнительного образования, которые предполагают самостоятельный поиск школьниками информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. В связи с этим мы полагаем, что новаторство а рамках дополнительного образования может стать благоприятной базой для развития личности учащихся.
Цель исследования: проанализировать роль новаторства в дополнительном образовании в социализации учащихся.
Объектом исследования является дополнительное образование школьников
Предмет исследования: новаторство в дополнительном образовании.
Проблема исследования. Определение возможностей инноваций в области дополнительного образования для социализации школьников.
Исследования проводили в период с 2018 по 2019 гг.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность современного дополнительного образования.
2. Определить условия и возможности применения инноваций в дополнительном образовании.
3. Проанализировать влияние инноваций в дополнительном образовании на развитие личности учащихся
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов.
Теоретическая значимость. В работе раскрыты принципы и методы развития личности школьников в дополнительном образовании пр использовании инноваций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике классного руководителя, психолога, педагогов дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы внедрения инноваций на современном этапе развития дополнительного образования
1.1. Характеристика современной системы дополнительного образования
Дополнительное образование представляет собой вид образовательной деятельности, направленный на гармоничное развитие личностных качеств [17].
В подготовке к новым условиям взаимодействия в коллективе учащихся при организации различных форм дополнительного имеет место деятельность практически всех участников педагогического процесса. При этом роль отдельных представителей образовательного учреждения особенно важна. Рассмотрим влияние различных участников педагогического процесса на организацию различных форм дополнительного образования.
Согласно данным многочисленных педагогических работ (В. Г. Быковой, Е. А. Жестковой, З. М. Колесникивой, Е. Л. Низиенко, А. С. Прутченкова и др.), эффективность развития учащихся в дополнительном образовании во многом зависят от руководства образовательной организации. Современный подход к управлению образованием подразумевает уважительное отношение ко всем школьникам со стороны администрации образовательной организации, доброжелательное отношение к их адаптации и осуществление поддержки учащихся на различных этапах их социализации. Помимо помощи школьникам в адаптации к новому коллективу, большое значение имеет оказание поддержки педагогам, родителям и даже общественности со стороны руководства образовательной организации[12].
1. Директор образовательной организации. Его важнейшая функция заключается в разработке стратегии воспитательной работы данной организации и в контроле над её реализацией. Также в полномочия директора входит распределение материальных ресурсов, в частности для осуществления дополнительного образования [8].
2. Заместитель директора. Данный участник педагогического процесса контролирует разработку концепции воспитательной работы данной образовательной организации, осуществляет взаимодействие со смежными учреждениями, обеспечивает функционирование дополнительного образования. Также он организовывает участие коллектива организации в различных муниципальных и региональных проектах, находящихся под контролем управления образованием. Всё это неизбежно сказывается на реализации внеурочной деятельности внутри образовательной организации [21].
3. Педагог-организатор. Данный участник педагогического процесса отвечает за содержание различных коллективных мероприятий, за их подготовку и проведение, а также принимает большое участие в организации дополнительного образования и во внедрении его результатов в общественную деятельность. Также он координирует работу детских организаций, функционирующих в составе образовательного учреждения [5].
4. Старший вожатый. Сопровождает учащихся и организовывает их коллективную деятельность, осуществляет контроль над работой общешкольной детской организацией. Его основная работа в реализации внеурочной работы заключается прежде всего в организации практической деятельности коллектива учащихся [21].
5. Педагог-психолог. На основании результатов своих профессиональных методик выявляет лидеров ученического коллектива, которые и составляют актив, обеспечивающий реализацию дополнительного образования. Определяет качества учащихся, необходимые для их адаптации. Помогает развивать лидерские и организаторские способности учащихся, их творческий потенциал, способствует сплочению коллектива [5].
6. Социальный педагог. Выявляет детей группы риска, которые могут оказать негативное влияние на организацию дополнительного образования, и способствует предотвращению нежелательных результатов этого процесса [23].
7. Классные руководители. Имеет возможность исследовать интересы учащихся, проводит активную работу с родителями, хорошо знает атмосферу классного коллектива, возможности отдельных учащихся 16].
8. Учителя-предметники. Изучают склонности учащихся к какой-либо деятельности, их интересы и способности. Консультирует школьников в рамках своего профиля, участвует в подготовке и осуществлении различных мероприятий (конкурсов, олимпиад, конференций, семинаров и др.) [6].
Таким образом, педагогический коллектив в целом призван развивать дополнительное образование. Отдельные его представители вносят свой вклад в этого процесс. Так что эффективность и результативность дополнительного образования во многом зависит от комплексного воздействия всех участников педагогического процесса.
Благодаря положительному опыту различных образовательных организаций, можно выделить следующие актуальные направления дополнительного образования учащихся:
1. Общественно-политическое. Работа данного направления, как правило, определяется деятельностью Совета школы в решении общешкольных и общественных проблем, принятии решений, имеющих значение в школьной жизни. Деятельность в этом направлении затрагивает интересы всех представителей ученического коллектива, поэтому различные решения здесь должны приниматься коллективно, с учётом мнений всех участников [6].
2. Гражданское и патриотическое. Данное направление является очень важным. В современных условиях необходима активная гражданская позиция. Подрастающее поколение должно гордиться историей своего Список используемых источников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
6. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
7. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
8. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
9. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с.
10. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
11. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
12. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
14. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
15. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
16. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
17. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
18. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
19. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
20. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
21. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
22. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
23. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html