Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного общества все чаще встречаются люди с различными нарушениями речи, дикции. Особенно часто дикция нарушается у детей школьного возраста. Нарушения дикции у детей - очень сложная проблема, требующая к себе пристального внимания со стороны специалистов. Над правильной, четкой дикцией необходимо работать, ее необходимо нарабатывать. В основе постановки дикции лежит правильное положение губ и рта, которые участвуют в образовании голоса. Нужно учитывать, что постановка правильной дикции очень важна для детей школьного возраста.
В первую очередь, это обусловлено тем, что полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи, правильно поставленного голоса и четкой дикции. При помощи правильной, четкой речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И, наоборот, при нечеткой речи, наличии дикционных нарушений, ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Во-вторых, нужно учитывать, что именно в школьном возрасте происходит основное развитие ребенка, в том числе, и музыкальное. Нарушение дикции может стать серьезным препятствием при обучении вокалу.
Актуальность темы определяется тем, что дикция имеет важное значения для правильной постановки речи, правильного произношения звуков и слов. Особое значение правильная дикция имеет при обучении детей вокалу. Обучение ребенка, имеющего дикционные проблемы пению, весь затруднительно. В первую очередь важно устранить нарушения дикции, и только после этого можно переходить к полноценной постановке голоса и обучению пению. Существуют различные способы коррекции дикционных проблем у детей. В первую очередь, огромным коррекционным потенциалом обладает артикуляционная гимнастика.
Принято считать, что основные изменения и нарушения дикции происходят в детстве и в подростковом периоде. Это связано с изменениями голоса. Голос созревает постепенно и занимает довольно длительный период времени. Становление голоса связано с особенностями соматического и нервно-психического состояния. Голос ребенка имеет ряд отличий от голоса взрослого человека. В особенности голос отличается по таким характеристикам, как сила, тембр, высота. Это обусловлено анатомо-физиологическими параметрами, а также незрелостью голосового аппарата.
Основные изменения голоса, и возникающие в связи с этим дикционные проблемы, наступают в период полового созревания. При этом пик приходится на подростковый период. Наблюдаются изменения голоса при гормональных заболеваниях [2].
В методике преподавания вокала важная роль отводится постановке дикции и детей, профилактике дикционных нарушений. Педагог должен использовать в работе такие приемы и методы, которые будут способствовать формированию четкой и правильной дикции. Чем раньше будет начата работа, тем меньше дикционных проблем будет у школьников, тем эффективнее будет их обучение вокалу.
Объект исследования – дикционные проблемы у детей.
Предмет исследования – особенности дикционных проблем у детей школьного возраста.
Цель исследования – рассмотреть особенности дикционных проблем у детей школьного возраста для дальнейшей разработки системы упражнений для улучшения дикции.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовали понятие «дикция», раскрыли условия ее тренировки.
2. Охарактеризовать основные дикционные проблемы у детей школьного возраста.
3. Разработали систему упражнений для развития дикции у детей школьного возраста.
4. Оценили эффективность разработанной системы упражнений для развития дикции у детей школьного возраста.
Научная новизна. Изучили и обобщили информацию, касающуюся особенностей дикционных проблем у детей школьного возраста. Рассмотрели условия и способы развития дикции, предотвращения дикционных нарушений. Разработали систему упражнений для развития дикции у детей школьного возраста.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны практикующим специалистам, работающим с детьми, имеющими дикционные проблемы, нарушения певческого голоса. Могут быть полезны логопедам, педагогам, психологам, музыкальным руководителям, родителям при обучении и воспитании ребенка.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие дикции и условия ее тренировки
Дикция – это четкое произношение звуков, соответствующее фонетическим нормам соответствующего языка. В основе дикции лежит правильное положение губ и рта, которые участвуют в образовании голоса. Голос - совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков. Голос имеет свои акустические характеристики: силу, высоту и тембр. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи, правильно поставленного голоса.
При помощи голоса и речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И, наоборот, при несвязной речи и нарушениях голоса, ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Для формирования полноценной речи важно, чтобы речь ребенка была связной, и он обладал правильным голосом [1].
Голос представляет собой совокупность звуков, которые исходят из гортани человека. Это могут быть совершенно любые звуки – начиная от крика, стона, кашля, и заканчивая хорошо поставленным профессиональным голосом певца. Голос выступает в качестве одного из компонентов речеобразования. Он обеспечивает слышимость речи, а также ее интонационную выразительность. Интонация сильно влияет на слушателя. Благодаря интонации можно понять не просто речь, но и скрытый в ней подтекст [5].
Интонация может быть разнообразной. Ее разнообразие достигается за счет тембра, высоты, силы голоса. Это и есть основные акустические характеристики интонационных процессов. Это говорит о том, что каждый человек может научиться владеть своим голосом, уметь в полной мере использовать все возможности речевого общения.
Тем не менее, установлено, что развитию голоса, зачастую не уделяется должного внимания ни в школе, ни в семье. Это приводит к тому, что ребенок с самого детства начинает неправильного пользоваться своим голосом. В результате развиваются различные речевые нарушения, которые с возрастом только усугубляются. Нарушения голоса могут быть как кратковременными, так и устойчивыми [6].
Сила голоса представляет собой амплитуду колебаний голосовых складок. Измеряется сила голоса в децибелах. Высоту голоса можно охарактеризовать как частоту колебательных движений голосовых складок. Тембр голоса определяет эмоциональную окрашенность голоса, высказывания и способствует выражению различных чувств. Тембр голоса может придать речи определенный оттенок (это может быть грусть, радость, удивление).
Тембр голоса характеризуется основным тоном и представляет собой первичный звук, который образуется в результате длительных колебаний отдельных фрагментов голосовых складок [7].
Некоторые звуки, которые образуются голосом человека, называются тональными. Они образуются тогда, кода шум практически полностью отсутствует. Это обеспечивает хорошую слышимость звука. В качестве примера таких звуков можно представить гласные буквы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова Е. С. Нарушение голоса у детей и подростков. М.: Медицина, 2016.
2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Издание второе исправленное. М.: Айрис-пресс, 2015. - 192 с.
3. Жукова Н.С. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.,2013.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.М., 2011.
5. Ляпидевский С.С. Очерки по патологии речи и голоса. М., 2017
6. Орлова О.С. Коррекционно-логопедическая работа у детей с нарушением голоса. М., 2016.
7. Орлова О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению наруше-ний голоса. М., 2014.
8. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, в ред. 2016. - 464 с.
9. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону. "Феникс", 2015.
10. Поваляева М.А. Музыко- и хромотерапияв коррекционной педагогике. Ростов-на-Дону.2015
11. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 2014.
12. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего воз-раста с общим недоразвитием речи. М., 2001.
13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, в ред. 2015.
14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
15. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М., в ред. 2016.