Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В связи с проблемой личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста изучение тревожности становится актуальной проблемой сферы дошкольного образования. Актуальность основывается на задачах психолого-педагогической практики, которые поставлены перед ней по причине повышения современных требований общества к различным аспектам здоровья ребенка. Особого внимания заслуживает проблема диагностики и профилактики детской тревожности, т.к. при нарастании тревожности в дошкольном возрасте она может перейти в устойчивое личностное качество, как в школьной, так и во взрослой жизни, послужить причиной детских неврозов и психосоматических заболеваний.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования музыкотерапии как средства профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – музыкотерапия как средство профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: программа психолого- педагогической коррекции будет способствовать снижению тревожности детей дошкольного возраста, если:
- включить в работу с детьми методы музыкотерапии;
- проводить работу с родителями по проблеме коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать музыкотерапию как средство психолого- педагогической профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень тревожности в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по использованию музыкотерапии для профилактики
Для решения выделенных нами задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования – анализ литературы, обобщение; эмпирические методы исследования – изучение и обобщение опыта работы по психолого-педагогической коррекции тревожности, экспериментальные методы.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «тревожность» как психологический феномен
В психологической литературе существуют различные подходы к определению термина «тревожность». Психологический словарь, определяет это понятие как личностную черту, проявляющуюся в легком и частом возникновении состояний тревоги [57, с. 365], тогда как словарь практического психолога трактует понятие как готовность к страху, обеспечивающее в ситуации опасности реакцию на страх [8, с. 634]. А философская энциклопедия рассматривает понятие тревожности как не вполне оправданное чувство страха [27].
В психологической литературе выделяются несколько подходов к рассмотрению тревожности как феномена человеческой психики.
Первым из античных философов, употребивший в своем трактате термин «тревожность» был Марк Туллий Цицерон. Он разделял между собой понятия «тревога» и «тревожность», и писал об этом, что тревожность является чертой характера, то есть человек всегда встревожен, а о тревоге можно говорить только тогда, когда речь идет о ситуативном проявлении страха или беспокойства. На взглядах Цицерона на тревожность, которые он описывал в своем трактате, строились современные исследования [19].
В период средневековья человеческое мировоззрение опиралось на теологию, то есть на церковною идеологию. Соответственно взгляды на тревожность в этот исторический период развивались в рамках религии.
Эпоха средних веков привнесла свои мировоззренческие линии в становление понятия «тревожность». Следует отметить, что средневековая философия схожа с античной в аспекте связи между страхом и тревожностью. Отличительной особенностью данного исторического периода является то, что все философские учение и суждения средневековья опирается на теологию и религиозные догмы. Отсюда следует, что страх средневековыми философами рассматривается как явление греха и имеет сотериологическую функцию, то есть подлежит искуплению [3].
Следующая историческая эпоха, в которой также была затронута философами проблема тревожности и страха – новое время. Отличительной чертой этого исторического периода было уход от теологических воззрений и переход к рациональным воззрениям.
Взгляды философов нового времени относительно тревоги и страха различны. Так, Ф. Бэкон считал, что страх – это необходимое чувство, с помощью которого человек сохраняет свою жизнеспособность, а Т. Гоббс отмечал, что страх играет двоякую роль. Он является стимулом для познавательной активности индивида с одной стороны, а с другой стороны, страх, порожденный неведением, является причиной иллюзорных представлений человека. Того же мнения придерживался и П. А. Гольбах, который видел причину страха в невежестве, а соответственно избавлением от него – познание и рациональное мышление [19].
Таким образом, представители философии нового времени более прогрессивно, чем предшественники относятся к вопросу тревоги и страха. Предложенный ими механизм избавления от страха и тревоги заключается в познании и подчинении эмоций разуму. Следует отметить, что уже на рубеже XIX-XX веков, до появления психоанализа, который дает более точную трактовку проблемы тревоги и страха, появляются воззрения, которые предвосхищают современные взгляды на тревожность.
Представители психоаналитического подхода, ярким представителем которого являлся З. Фрейд, описывая механизм тревожности, приходят к такому мнению: мучительные для индивида переживания, вызывающие состояние тревоги, вытесняются из сознания, а те механизмы, которые способствовали процессу вытеснения из сознания негативных реакций, мобилизуются и затрудняют их возвращение в сознание индивида. Если же эти переживания восстанавливаются, то вновь подлежат подавлению, порождая состояние тревоги. Представители этого подхода придают особое значение тревоге в процессе вытеснения, как охранительного механизма психики [24].
Таким образом, проанализировав историю представлений о тревожности и страхе, можно сделать вывод, что каждый из рассмотренных периодов становления феноменологии тревожности внес свой вклад в ее развитие. Отсюда следует, что появлению современных представлений о понятии «тревожность» наука обязана не только ученым нашего времени, но и философам, которые выдвигали различные гипотезы, исследовали и решали вопрос тревоги и страха, начиная с античности до современности.
Проанализировав вышеперечисленное, можно сделать вывод, что тревожность, как психологический феномен, явление многогранное, которое характеризуется сложным строением, является результатом сложного взаимодействия биологических, физиологических, психофизиологических, личностных, социальных факторов, а также имеет большое количество нерешенных вопросов, которые на сегодняшний день вызывают дискуссии ученых по всему миру. Например, разграничение понятий «тревога» и «тревожность», соотношение понятий «тревожность» и «страх», функционал тревожности как явления, типология тревожности, механизм ее возникновения, причины и локализация тревожности в психике человека у разных авторов имеет разную направленность. Все это еще раз подтверждает малую изученность тревожности как психологического феномена и подчеркивает важность разработки данной тематики в науке.
1.2 Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Многие исследователи (В. М. Бехтерев, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Н. П. Сакулина, Г. Г. Филиппова, и другие) сходятся во мнении, что дошкольный возраст является одним из самых сензитивных периодов развития человека. Именно в этом возрасте наиболее активно развиваются все психические функции. Но при всем многообразии новообразований в детской психике, в дошкольном возрасте дети гораздо более уязвимы по отношению к окружающей среде. Экспериментальные исследования В. И. Гарбузова, И. В. Дубровиной, А. И. Захарова, Е. Б. Ковалевой показывают, что увеличилось количество тревожных детей старшего дошкольного возраста, которые отличаются эмоциональной лабильностью, повышенным беспокойством и неуверенностью.
Тревожные дети не могут отреагировать внешне накопленные и переживаемые ими эмоции, зачастую они хранят их в себе, при этом все больше замыкаясь. Часто дети с тревожными чертами обращают негативную энергию, которую не в силах выплеснуть, обращают на себя, что влечет за собой формирование аутоагрессивных и невротических проявлений, среди которых тики, подергивание ногой, ощупывание и тому подобное [30].
Сопутствующая личностная особенность тревожных детей старшего дошкольного возраста – это проверка каждого своего действия и требование его оценки со стороны взрослого, так происходит идентификация себя, через мнение других, полное сосредоточение внимания на оценке себя взрослым [69].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В. М. Астапов // Прикладная психология. – 1999. – № 1. – с. 41-47
2. Астапов, В. М.Тревожность у детей / В. М. Астапов – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 160 с.
3. Баринов, Д. Н. Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии / Д. Н. Белякова //Философия и культура. – 2011.– № 3. – с. 2-9
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – СПб: Питер, 2008. – 439с.
5. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева – Изд.:Тонус.– 2000.– №5.– С.5-14
6. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С.Герасимова, Л. М. Орлова. – М.: Изд.: МОДЭК, 1998. – 256 с.
7. Глотова Г. А. Типологический подход к исследованию тревожности / Г. А. Глотова // Психологический вестник Уральского государственного университета. — Екатеринбург, 2000. — С. 36-44.
8. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога \ С.Ю. Головин – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
9. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров — СПб.: Изд.: СОЮЗ, 2000. — 448 с.
10. Захаров, А. И. Как помочь детям избавиться от страха / А .И. Захаров– СПб., 1995. – 125с.
11. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков / А. И. Захаров– М., 1988. – 192с.
12. Изард, К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. СПб: Питер, 1999. – 469с.
13. Коноводов, А. А. Новые направления в исследовании тревожности : дис. …канд. псих. наук / А. А. Коноводов: Российская академия естественных наук. – Москва, 2011. – 92 с.
14. Краткий психологический словарь / Под ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
15. Лаврова, Г. Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г. Н. Лаврова – Челябинск ЮУрГУ, 2005. – 90 с.
16. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги / Н. Д. Левитов// Вопросы психологии. – 1969. – №1, с 131-137
17. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Монина Г. Б. – М.: Генезис, 2000 — 192 с.
18. Малкова, Е. Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии: автореф. дис. …д-ра псих. наук / Е. Е. Малкова: Российский государственный педагогический ун-т им. А. И. Герцена. – СПб, 2014. – 41с.
19. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. М.: Класс, 2001. – 258 с.
20. Нехорошкова, А. Н. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления //Экология человека /А. Н. Нехорошкова, А. В. Грибанов, Ю. С. Джоюс – 2014. – №6, с. 46-54
21. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова – Изд.: Юрайт, 2016. – 460 с.
22. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.) //«Российская газета», № 6441, от 25.11.2013 г.
23. Прихожан, А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А. М. Прихожан - М., 1990 . – 231с.
24. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен /К. Р. Сидоров - Вестник Удмуртского университета. – 2003. – № 3, с.42-52
25. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер . – М., 1983 – 217с.
26. Тихонова, Е. И. Высокая тревожность детей как следствие неправильного воспитания [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. Методические разработки. URL: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru (дата обращения 01. 09. 2015)
27. Философский энциклопедический словарь / Под ред.Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2003. – 576 с.
28. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хейкхаузен – М., 1986. – 800 с.
29. Хорни, К. Тревожность / К. Хорни - СПб.Питер, 2001. – 180 с.
30. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова — Ростов: Изд.: Феникс, 2004. — 384 с.