Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современное образование характеризуется
возросшим интересом к проблеме одарённости детей. В этой связи
являются актуальными исследования, направленные на изучение
3
условий и особенностей обучения детей, способствующих у них
формированию и становлению интеллектуальных и творческих
способностей. Младший школьный возраст чрезвычайно важен для
формирования и развития умственной одарённости и креативности.
Одарённость является сложным психофизиологическим явлением, она
развивается в течение всей жизни индивида и неотделима от его
личностного становления. В исследованиях делается акцент на
возрастном характере одарённости, поэтому ее изучение необходимо
проводить на всех этапах онтогенетического развития человека.
Влияние особенностей обучения на интеллектуальную и творческую
одарённость младших школьников недостаточно изучено, поэтому
существует необходимость углубленного рассмотрения данной
проблемы. Разработка данной проблемы поможет разработать методы и
приёмы обучения и воспитания учащихся данной категории,
учитывающие индивидуально-возрастные особенности каждого
одарённого ребёнка. Всё это обусловливает актуальность изучения
особенностей обучения одарённых младших школьников.
Глава 1. Теоретические основы одаренности детьми младшего
школьного возраста
1.1 Одаренность детей младшего школьного возраста как психологопедагогическое явление
В данном параграфе представлена проблема и подходы изучения
одаренности личности, в том числе применительно к возрастной
психологии и педагогике.
В настоящее время одаренность по-разному понимается учеными.
Многозначность термина «одаренность» указывает на многоаспектность
проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как
наиболее общая характеристика сферы способностей требует
комплексного изучения: психофизиологического, диффернциальнопсихологического и социально-психологического.
Сам термин «одаренность» является производным от понятия
«способности».
4
Под способностями психологи понимают такие индивидуальные
особенности человека, которые проявляются и формируются в процессе
деятельности, а также являются условием ее успешного протекания.
Способности могут быть как общие, обеспечивающие продуктивность в
осуществлении различных видов деятельности, так и специальные,
помогающие достигнуть высоких результатов в конкретной сфере. Дети
с общими способностями хорошо учатся по разным предметам, а дети со
специальными способностями могут проявлять себя в каком-либо
отдельном направлении – музыке, литературе, истории, математике и
других.
По поводу наличия способностей и их проявления в психологопедагогической науке до сих пор ведутся многочисленные дискуссии.
Некоторые ученые считают, что человек рождается с индивидуальными
задатками – предпосылками развития способностей. Другие
утверждают, что способности можно и нужно развивать. Безусловно,
врожденные задатки представляют собой мощный фундамент для
будущих способностей, однако при определенных условиях можно
развить у ребенка какие-либо способности. Наиболее благоприятным
периодом для этого единогласно признают дошкольный и младший
школьный возраст.
Так, Б.М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное
сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения
большего или меньшего успеха в выполнении той или иной
деятельностью» . Можно резюмировать, что одаренность — это:
1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее
успешность выполнения деятельности. Совместное действие
способностей, представляющих определенную структуру, позволяет
компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет
преимущественного развития других;
2) общие способности, или общие моменты способностей,
обусловливающие широту возможностей человека, уровень и
своеобразие его деятельности,
3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная
характеристика познавательных возможностей и способностей к
учению;
5
4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени
выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся
достижений в деятельности .
1.2 Психолого-педагогический портрет одаренных детей младшего
школьного возраста по русскому языку и литературе
В данном параграфе выявлены особенности младшего школьного
возраста и характеристики одарённости детей в этот период.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и
усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества
является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем
начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию
каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их
разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно
осуществлять их развитие.
Одарённые дети обладают высоким уровнем развития и наиболее ярко
проявляют свои способности. В целом одаренность – это сложное
психологическое явление, которое охватывает личность во всех
аспектах. Но одаренность по своей структуре неоднородна: она может
быть художественной, интеллектуальной, творческой или социальной
(организаторской). Зачастую одаренность в специальной области
называют также талантом, а если общество всецело признает
достижения личности, то говорят о ее гениальности.
Одаренность выделяет ребенка среди других детей. Это связано с
особенностями его психосоциального развития: склонность к лидерству,
самостоятельность, соревновательный дух, богатое воображение,
творческий подход к делу. Организация работы с такими детьми требует
от педагога особых знаний, умений и навыков.
Многие педагоги испытывают некоторые затруднения при работе с
одаренными детьми. Это связано с особенностями таких детей:
повышенная возбудимость и чувствительность, нетерпеливость,
преувеличенные страхи, склонность к самообвинению, предъявление
завышенных требований к себе и окружающим. Порой одаренный
ребенок даже замыкается в себе или мало общается с окружающими.
6
Кроме этого процессы развития могут протекать неравномерно.
Родители и педагоги часто совершают ошибки, требуя гармоничности и
разносторонности от всех одарённых детей.
Для того, чтобы распознать одаренного ребенка, необходимо проводить
определенные диагностики и использовать различные разработанные
психологами методики. Основным методом изучения детской
одаренности считается наблюдение за ребенком в процессе его
свободного взаимодействия с окружающей средой. Если он постоянно
выбирает одно и то же занятие, это может свидетельствовать о наличии
у него одаренности в данной области.
Глава 2. Педагогические условия работы с одаренными детьми
младшего школьного возраста на уроках русского языка и
литературного чтения
2.1 Выявление и диагностика одаренности у детей младшего школьного
возраста на уроках русского языка и литературного чтения
Задачами данного параграфа являются проведение экспериментального
исследования и его объяснение.
Развитие одаренности младших школьников связано с формами
организации учебной деятельности. Они могут быть представлены
системой мер по дополнению традиционного учебного плана
специальными, интегрированными курсами. Такие курсы качественно
отличаются от традиционных предметных занятий и направлены на
решение проблемы развития ребенка в трех основных направлениях:
сфера психосоциального развития; сфера когнитивного развития: сфера
физического развития. Таким образом к традиционному учебному плану
добавляются три специальных курса: «социальная компетенция» — для
совершенствования сферы психосоциального развития; «обучение
мышлению» — для совершенствования сферы когнитивного развития;
специальные занятия, ориентированные на изменение традиционной
схемы решения задач физического воспитания .
Специальные занятия будут выполнять в образовательном процессе
следующие функции: развития, коррекции, диагностики и
прогнозирования, что позволяет реализовать образовательный процесс
в соответствии с высокими стандартами современных требований.
7
Второй путь развития одаренности детей – это изменение содержания
образования, которое предполагает качественные изменения в
содержании всех учебных программ, входящих в систему основного и
дополнительного образования. Ориентация на развитие детской
одаренности требует вытеснения стандартных программ
инновационными.
Содержание образование одаренных детей направлено на развитие
следующих сфер:
1. Сфера когнитивного развития: усложнение содержания учебной
деятельности за счет углубления и большей абстрактности
предлагаемого материала; паритет заданий дивергентного и
конвергентного типов; доминирования развивающих возможностей
учебного материала над его информационной насыщенностью;
осуществление образовательной деятельности в соответствии с
познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной
логической схеме; сочетание уровня развития продуктивного мышления
с навыками его практического использования; максимального
расширения круга интересов.
2. Сфера развития креативности: доминирования собственной
исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
ориентация на интеллектуальную инициативу; неприятие конформизма.
3. Сфера психосоциального развития: раскрывается в максимально
глубокой проработке изучаемой темы; высокой самостоятельности
учебной деятельности; формирование способности к критичности и
лояльности в оценке идей; ориентации на соревновательность и
здоровую конкуренцию.
4. Организационно-педагогическая сфера: информационное обогащение
среды; активизация трасформационных возможностей предметнопространственной среды; гибкость в использовании времени, средств,
материалов; сочетания индивидуальной учебной и исследовательской
деятельности с её коллективными формами.
2.2 Формы и методы работы с одаренными детьми младшего школьного
возраста в начальной школе на уроках русского языка и литературного
чтения
8
Развитию творческих способностей детей способствует также
использование при анализе литературного произведения приема
«творческое исследование произведений» с применением эмоциональнооценочной лексики. Например, при проведении урока-семинара
«Творческий проект Сергея Михалкова», учащиеся работают в группах,
каждой из которых предоставлено индивидуальное задание:
- «Я чувствую» (Какие чувства вызывают стихи С. Михалкова?)
- «Я думаю» (Что вы думаете о поэте и его героях?)
- «Я оцениваю» (Как можно оценить и имеем ли мы право оценивать
поэта и его героев?)
- «Я творю» (Сочинение собственных стихов о поэте)
Несколько примеров творческих занятий с элементами драматизации
1.Игры со словами
1. «С каждой буквы». Придумать слова на каждую букву заданного
слова. Например: «искорка» - игра, сила, красота, очарование, радость,
конкурс, аккуратность.
2. Игра-аукцион в «весенние», «осенние», «летние», «зимние» слова.
Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к
определенному сезону.
3. «Составь словарик» печального (веселого, пластилинового,
стеклянного, глиняного) человека. Можно предложить детям составить
словарик мамы; папы, продавца, доктора, повара, сторожа и т. д.
4. «Хвосты». Подобрать слова к их «хвостам» (окончаниям слов).
Например: ...чка - птичка, ...еть - лететь и т. д.
5. «Слово на схеме». Составить слово по заданной схеме. Например:
Б... (белка, буква, баран, балка, банан...).
Ст.. (стол, стул, стоп, стог, стая, стоп...).
.ы... (рысь, дыра, лыко, мыло, пыль...).
..а... а (малина, калина, ракета...).
9
6. «Точка зрения». Рассказать, что видит расположившаяся на верхушке
дерева гусеница.
7. «Чем похожи и чем отличаются?», например: слова: снег и снежинки;
мороз и морозец, весельчак и веселый.
8. «Пары слов». Это первые шаги ребенка к стихосложению. Детям
предлагается подобрать пары слов, у которых последние 2-3 буквы
одинаковые. Например: роса - коса, трава - дрова, почки - кочки, ель -
трель, врач - грач.
3.Психологические игры, развивающие внимание, наблюдательность,
память
Заключение
В результате проведения исследования все задачи были выполнены:
Было раскрыто понятие одаренности в науке. Понятие одаренность
понимается учеными как новое психологическое качество, не сводимое
к совокупности способностей, и рождающееся во взаимовлиянии и
взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость
обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность
достижения этого успеха. Были проанализированы направления
исследования одаренности личности: общепсихологическое, социальнопсихологическое, психогенетическое, тестологическое и др. Раскрыты
виды одаренности: специальная и общая.
Дана характеристика психологии младшего школьника. Установлено,
что психическое развитие ребенка данного возраста проходит под
влиянием ведущей деятельности – обучения, развиваются
познавательные процессы – мышление, внимание, память, речь,
воображение. Психические процессы проходят путь совершенствование
произвольности, интеллектуализации. Вхождение в коллектив
сверстников способствует развитию социально-психологических
качеств у младшего школьника: чувству коллективизма, лидерских
способностей. Под руководством учителя дети начинают усваивать
содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства,
морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми
социальными ожиданиями людей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бакаева О. Н. Изучение одаренности детей старшего дошкольного
возраста методом экспертных оценок / О. Н. Бакаева // Одаренный
ребенок: науч.-практ. журн. - 2013. - № 5. - С. 16-24.
2. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б.
Богоявленская, М. Е. Богоявленская; Федер. гос. бюджет. науч.
учреждение "Центр исслед. проблем воспитания, формирования
здорового образа жизни, профилактики наркомании, соц.-пед.
поддержки детей и молодежи. - М.: ЦНПРО, 2013. - 207 с.
3. Брославская Т. Л. Создание условий для формирования и развития
предметной одаренности / Т. Л. Брославская / Одаренный ребенок:
науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина. - М.: ред. журн. "ОР", 2002 -
2014г. № 6 –С. 22- 40
4. Воронцова, И. А. Содержательная основа программы
образовательного учреждения по выявлению и развитию одаренных
детей / И. А. Воронцова. - Одаренный ребенок: науч.-практ. журн./ шефред. Т. Ерегина. - М.: ред. журн. "ОР", 2002 -. 2014г. № 1 - С.39-45
5. Гладилина И. П. Профессионализм педагогов как необходимое
условие эффективности развития детской одаренности / И. П.
Гладилина. - Методология, теория и практика в современной
педагогике, психологии, социологии, философии: материалы Междунар.
науч.-практ. конф., 19 авг. 2013 г., Новосибирск / Центр содействия
развитию науч. исслед. - Новосибирск: Сибпринт, 2013. - С.128-142
6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. -
Спб.: Питер, 2011, с. 147.
7. Интеллект XXI века: проблемы и перспективы развития науки и
образования: сб. материалов науч. Интернет-конф. и проф. пед.
конкурсов: избранное / Центр образоват. и науч. консалтинга http://
conseducenter.ru/. - Чехов: Студия Полиграфии, 2013. - 263 с.:
8. Клочко, В. Е. Проблема одаренности: трансспективный анализ
тенденций развития / В. Е. Клочко. Теоретическая и экспериментальная
психология: ежекв. науч. журн./ у - М.: Психол. ин-т РАО, 2012г. Т. 5 №
3- С.67-77
11
9. Мелик-Пашаев, А. А. Проявление одаренности как норма развития
/ А. А. Мелик-Пашаев. - С.15-21 // Психологическая наука и образование:
журнал/ Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Психол. ин-т Рос. акад.
образования. - М.: - 2014г. № 4
10. Психологическое сопровождение развития способностей,
одаренности и компетенций детей в образовательном процессе:
материалы VI обл. науч.-практ. конф. - Псков: ПОИПКРО, 2012. - 94 с.
11. Савенков, А. И. Прогнозирование развития детской одаренности /
А. И. Савенков / Одаренный ребенок: науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т.
Ерегина. - М.: ред. журн. "ОР", 2002 -. - 2012г. № 3 – С. 26-42
12. Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи,
опыт, профессионализм: материалы 5-го Междунар. фестиваля пед.
творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог" / Сетевое
сообщество педагогов «Виртуальная мастерская», Оргком. Фестиваля
пед. творчества «Одаренному ребенку-одаренный педагог». - М.:
МАОРИ, 2014. - 260,.
13. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология
индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
14. Целикова, В. В. Технология выявления одаренности у
обучающихся / В. В. Целикова, М. С. Егорова. - Методист: науч.-метод.
журн./ Учредитель: Изд. дом " Методист ". - М.: Методист, 2001, июнь -
2014г. № 3 - С.2-5.
15. Шатунова, О. В. Конкурсы и олимпиады по технологии среди
школьников как средство диагностики и развития их одаренности / О. В.
Шатунова, А. Б. Сергеева.. - Библиогр. в конце ст. Образование и наука:
изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования: журн. теорет. и прикладных
исслед./ Рос. акад. образования, Урал. отд-ние. - Екатеринбург , 2014г. №
9(118) - - С.143-154.
16. Шуруба, И. Г. Использование игровой технологии в работе с
интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста / И.
Г. Шуруба. - Одаренный ребенок [Текст]: науч.-практ. журн./ шеф-ред.
Т. Ерегина. - М.: ред. журн. "ОР", 2002 -. - 2014г. № 1 - С.122-152.
17. Щебланова, Е. И. Возрастная динамика показателей общей
одаренности учащихся в младших и начале средних классов / Е. И.
Щебланова. - Феноменология современного детства: сб. науч. ст.: в 3 ч. /
12
М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. ин-т развития
образования; под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Федер. ин-т развития
образования, 2012 – - С.127-145