Фрагмент для ознакомления
2
этапах исследуются также педагогами с тем, чтобы определить наиболее эффективные способы формирования и совершенствования речевых умений и навыков у детей в процессе обучения.
Начиная с двадцатых годов прошлого века исследователи детской речи стали опираться не только на дневниковые записи, которые часто отличались фрагментарностью и случайностью, а также отсутствием фиксации важных для исследования моментов, но и на эксперименты и тщательно спланированное наблюдение за детьми, и на кросс – секционный метод, который состоит в сопоставлении данных речи разных детей одного возраста, в том числе и говорящих на разных языках. С середины двадцатого века исследования детской речи в основном ведутся уже в рамках психолингвистики, которая только формировалась в это время как научная дисциплина, в задачи которой входит изучение процесса овладения языком, выявление его внутренних механизмов. Детская речь стала объектом изучения этой новой науки интегративного типа, возникшей на стыке психологии и лингвистики, ведь процессы речевого и интеллектуального развития ребенка связаны настолько тесно, что не всегда удается разделить их исследование. Сегодня лингвистическое изучение детской речи предполагает, прежде всего, выявление особенностей речи на разных этапах овладения языком. А также специфики используемых ребенком на разных этапах развития языковых средств и закономерностей их усвоения. В лингвистических исследованиях детской речи рассматриваются разные компоненты языковой способности ребенка.
Содержание культуры речи в старшем дошкольном возрасте, определяется тем, что в данном возрасте первоначально как раз и складывается словарный запас, который обозначает элементы присваиваемой ребенком социальной культуры, как материальной, так и интеллектуальной, и что особенно важно - соционормативной. Воспитатель учит внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.) ; правильно пользоваться интонацией, сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать собственное речевое высказывание. Непосредственное освоение социального опыта в этот период, как и в дальнейшем происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. При сложностях, которые возникают в развитии речи у детей отмечается, прежде всего, позднее начало речи, сопровождающийся дефектами произношения и фонемообразования.
Речевое развитие может выражаться у ребенка, как правило, в различной степени, например, это может быть как лепетная речь, или отсутствие речи, так и развёрнутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития. Причинами неправильного или несвоевременного усвоения звуков являются:
- понижение слуха;
- отклонение в физиологии артикуляционного аппарата, к которым относятся нарушения в строении зубов и челюстной системы, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, расщепления небо, малая подвижность языка, губ, мягкого нёба);
- слабый или укороченный выдох;
- неправильная или ускоренная речь;
- недоразвитие восприятия звуков, когда ребенок не отличает одни звуки от других [9; 29].
При совершенствовании артикуляционного аппарата важно отметить, что при проведении речевой гимнастики, а также организации специальных игр, отработки упражнений необходимо укреплять челюстные мышцы детей. Необходимо учить в процессе разговора широко открывать рот, достаточно для того, чтобы четко произносить звуки.
Необходимо научить их быстро переключать в процессе разговора все мышцы артикуляционного аппарата, при переходе с одного движения на другое, поэтому важно развивать подвижность как языка, так и губ, которым нужно придавать нужное положение для организации правильного воспроизведения звуков. Для правильной организации работы по формированию произношения звуков, необходимо четко представить в какой последовательности непосредственно происходит усвоение звуков детьми. Звуковой состав некоторых слов может быть детям не постоянен, а артикуляция при произношении может постоянно меняться, в результате нарушаются способности детей по воспроизведению слоговых элементов слова. Результаты обучения ребенка связной речи зависят от многих причин. В частности, от социальной среды, которая непосредственно обеспечивает речевое общение в условиях постоянной коммуникации с родителями и остальным близким окружением.
Необходимо отметить, что упущенные возможности в ходе речевого развития особенно в дошкольном возрасте практически не восполняются уже в школьные годы, и будут мешать ребенку развиваться в дальнейшем. Поэтому важно вовремя определить причины нарушений в развитии и организовать весь развивающий потенциал: «Для нормального и эффективного развития речи дошкольника, и для развития его интеллекта, а также эмоционально-волевой сферы очень важно, чтобы окружающая речевая среда обладала целым комплексом развивающих возможностей, а также достаточным развивающим потенциалом и эффективностью» [9; 30].
В дальнейшем, когда перед ребенком встает задача обучения грамоте, у него формируются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать синтаксическими единицами, что обеспечивает возможность сознательного выбора языковых средств.
Основные направления развития и воспитания звуковой культуры речи ставит перед воспитателем следующие задачи:
- Развивать речевой слух, который представляет умение анализировать услышанные звуки речи.
- Развивать звуковысотный и фонематический слух, который умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка.
- Развивать слуховое внимание посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий.
- Формировать восприятие темпа и ритма речи, также рекомендуется в игре.
Что касается произносительной стороны речи, то в этой связи необходимо:
- Обучать правильному произношению звуков родного языка.
- Постоянно развивать артикуляционный аппарат.
- Формировать речевое дыхание
- Воспитать умение использовать голос в соответствии с созданием условий в общении.
- Выработать ясное и четкое произношение каждого звука, слова и фразы в целом, то есть развивать хорошую дикцию.
- Необходимо формировать также и нормальный темп речи, чтобы ребенок не убыстрял и не замедлял ее.
Развитие интонационной выразительности речи состоит в умении точно выражать мысли и настроение при помощи логических пауз, а также ударений, темпа, мелодики, ритма и тембра. Все разделы этой работы по звуковой культуре речи должны быть взаимосвязаны. Поэтому для последовательного и систематического проведения занятий по воспитанию культуры речи должна быть взята за основу работа, прежде всего, над «живым» звуком. Поэтому на каждом возрастном этапе необходимо постепенно усложнять фонетический материал, при этом обязательно включать в него различные разделы по воспитанию звуковой культуры речи.
Формирование речи ребенка это одна из главных задач дошкольного образования в рамках государственного стандарта. Перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений государственным стандартом ставится ряд задач по созданию оптимальных психологических и педагогических условий для организации полноценного речевого развития. С целью поэтапного и целенаправленного решения проблем по развитию речи. В связи с этим в годовой план ДОУ необходимо включать задачи по речевому развитию дошкольников. Организация развития речевых умений должно осуществляется посредством различных мероприятий с детьми, а также их родителями.
Согласно ФГОС у всех, кто участвует в педагогическом процессе в ДОУ есть важная цель, которая состоит в поиске эффективных приемов по повышению качества речевого развития ребенка.
Поэтому согласованность действий воспитателей, а также родителей и узких специалистов должно помочь поднять как качество, так и эффективность работы по развитию культуры речи дошкольников, при этом обеспечив максимальный учет индивидуальных особенностей детей.
Необходимо создать условий именно для полноценного развития речи, которые предусматривают:
- создание предметно-пространственной среды развивающего характера;
- вести целенаправленную работу среди воспитателей и специалистов, которые работают над речевым развитием детей в различных видах детской деятельности;
- обеспечение профессионального роста воспитателей в вопросах развития речи дошкольников;
- организовывать предоставление дополнительных услуг, связанных с развитие речи детей;
- организовать изучение состояния речи детей;
- обеспечить непосредственное участие родителей в постоянном речевом воспитании детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: 2015. – 195с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М., 2001. – 280 с.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, Москва, Вентана - Граф, 2013. – 280 с.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций М.: Просвещение. – М, 2014. – 156 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб, 2007. – 180 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М.: Педагогика. 1986. – 180 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феликс. –2014. – 480с.
8. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности детей начальных классов. - Екатеринбург, 2013. – 320 с.
9. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А.Колунова. - М.: Дар, 2014. С. 28 – 32.
10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 2014. – 220 с.
11. Михайлова З. А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008. – 280 с.
12. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2015. – 220 с.
13. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2012. – 280 с.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 2016. – 180 с.
15. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2012.
16. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. //Вопросы психологии. 2012. №2. С. 22-37
17. Хамитова И. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов. // Московский психотерапевтический журнал. 2013. №3. С. 67 - 72