Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важным критерием продуктивности и осознания профессионального становления личности является способность ее найти личностный смысл в труде профессиональном, ответственно выбирать профессию, специальность и место работы, самостоятельно проектировать, создавать свою профессиональную жизнь. Конечно, данные жизненно необходимые проблемы могут возникнуть пред личностью на протяжении всей жизни. Личность же постоянно развивается, меняется, значит, на разных этапах ее развития по-разному решаются одинаковые задачи профессионального самоопределения. Постоянное уточнение своего места в профессиях (или конкретной профессии), понимание своей социально-профессиональной роли, отношение к труду профессиональному, самому себе и коллективу становятся важными компонентами человеческой жизни. Иногда могут возникнуть отчуждения от профессий, человек начинает тяготиться, получает неудовлетворенность своим положением профессиональным. Часты случаи вынужденной смены места работы и профессии (специальности).
Можно подытожить, что перед личностью часто возникает проблема, требующая от нее определения собственного отношения к профессии, иногда рефлексии и анализа собственных достижений профессиональных, принятия решения о выборе профессии или ее смене, коррекции и уточнения карьеры, решения иных вопросов профессионально обусловленных. Весь данный комплекс проблем можно объяснить понятием профессиональное самоопределение.
Профессиональное развитие человека в начале прошлого столетия стало предметом изучения психологами. В отраслях психологии прикладных– психологии и психотехнике труда – при изучении проблем совершенствования и развития трудовых навыков и умений, рационализации трудовой деятельности, рационального использования кадров и профотбора, психологической характеристики профессий, работоспособности изучались разные аспекты психологии профессиональной успешности работник, а, следовательно, механизм и закономерность развития профессионального. В это же время в индустриальных странах США и Европы возникли психологические теории развития профессионального.
Актуальность работы обусловлена тем, что происходящее в обществе социально-экономическое изменение предъявляет новые требования к личности специалиста. На первый план выдвигают способность быть субъектом своего развития профессионального, самому находить решения профессионально и социально значимых проблем в условиях быстро изменяющейся действительности.
Согласно эвристической модели профессионально образовательного пространства, предложенной Э.Ф. Зеером, профессиональное становление личности представляется в нем траекторией, которая формируется как результат совместного взаимодействия трех факторов:
1) возрастные изменениями, обусловливающие периодизацию развития личности;
2) система непрерывного образования;
3) ведущая профессионально ориентированная деятельность.
Объектом исследования являются подростки в возрасте от 12 до 16 лет.
Предметом является профессиональное становление личности в подростковом возрасте.
Целью исследования является работа по профессиональному становлению личности в подростковом возрасте в общеобразовательной школе, влияние родителей и педагогов на профессиональное становление личности.
Задачи исследования:
- изучение психологических основ профессионального становления личности;
- выявление факторов влияния на профессиональное становление личности подростков;
- оценка влияния действий родителей в процессе становления личности;
- определение методик преподавания в общеобразовательной школе, способствующих профессиональному становлению личности;
- формирование рекомендаций для педагогов и родителей.
Теоретико-методологическая база исследования: исходными теоретическими позициями данного исследования выступили идеи Зеера Э. Ф. в исследовании профессионального становления личности.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключена в том, что данные могут быть использованы для включения в методики преподавания в общеобразовательной школе, техникуме или колледже.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 16 наименований.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме работы, сформулированы задачи и практическая значимость работы.
В первой главе изучены психологические основы профессионального становления личности.
Во второй главе рассмотрена методическая работа по профессиональному становлению личности и приведены рекомендации по ее улучшению.
В заключении приведены итоги исследования, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.
Глава 1. Психологические основы профессионального становления личности
1.1. Факторы становления личности и ее движущие силы
В человеке выделяют три грани: социальное основание (личность); биологическое основание (индивид); «человеческое в человеке» (индивидуальность). Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.
Личность - это система отношений (семейных, дружеских, политических,производственных, и т.д.), а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями.
Структура личности:
направленность - проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, эмоциях, мировоззрении;
умения, знания и навыки;
индивидуально-типологические особенности - проявляются в волевых качествах, способностях, характере, темпераменте.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:
- биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности преимущественно природными факторами и, в первую очередь, теми, которые свойственны человеку от рождения;
- социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы, личность по своей природе социальна, поэтому, источники развития ее психологических и психических свойств находятся в окружающей среде, в обществе;
Однако личность - это целостная система, в которой находит отражение как социальное, так и биологическое.
Развитие личности - это процесс становления личности под влиянием внутренних и внешних, неуправляемых и управляемых природных и социальных факторов.
Основные направления развития личности:
- физическое развитие - включает в себя морфологические (вес, рост, объем), биохимические (состав крови, мышц, костей) и физиологические (созревание, половое развитие, кровообращение и пищеварение) изменения;
- социальное развитие - связано с психическими (мышления, совершенствование памяти, развитие эмоций, воли, характера, потребностей, способностей,), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление, интеллектуальный рост и расширение знаний) изменениями.
Таким образом, приходим к выводу, что становление личности в конечном счете определено внешними условиями и воздействиями, которые опосредуются жизненным опытом человека, человек как активное существо должен сознательно изменять себя, свою личность, то есть заниматься саморазвитием и самовоспитанием, социально организованная деятельность человека является основой и условием становления личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин В. А. Принципы психического развития / В. А. Аверин // Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. Санкт-Петербург, 2012. – 236c.
2. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008. – 129с.
3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 239 с.
4. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
5. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
6. Зеер э. Ф., Павлова А. М. Психология профессионального образования: практикум: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: издат. центр "академия", 2008. – 144 с
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: издат. центр "Академия", 2009. – 378 с.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. МПСИ, 2011. – 179с.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития:учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: издат.центр «Академия», 2011. – 240с.
10. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. - Москва, 2012. – 135с.
11. Мучински П. Психология, профессия, карьера. - Спб, 2004.
12. Психология профессионального развития: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. – 3-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2009. – 240 с.
13. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. – 108 с.
14. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. - Феникс, 2009.
15. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – 96 с.
16. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2009. – 175 с.