Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время не существует единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Чтобы получить полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.
Большинство психологов делят детство на периоды. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают - они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу. Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.
Возрастные границы дошкольного возраста относительны. Они соответствуют началу посещения ребенком детского сада и заканчиваются в возрасте поступления в 1й класс.
Это переходный период, ребенок соединяет в себе черты маленького ребенка с уже довольно развитой личностью старшего дошкольника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, дошкольный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые очень важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в дошкольном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития дошкольников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной деятельности. В этом заключается актуальность данной работы.
Объектом исследования в рамках данной работы является психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности психического развития в дошкольный возрастной период.
Цель работы - выявить и проанализировать особенности психического развития испытуемого на предмет психического развития посредством рисунка.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы психического развития детей дошкольного возраста. Найти в таблицах периодизаций психического развития особенности развития психики в данный период: в сфере интеллекта, морального сознания, интенций (жизненных целей), мотивации, эмоций, личностных качеств.
2. Выбрать одного испытуемого.
3. Определить возрастной период, к которому относится испытуемый.
4. Провести качественный анализ полученных данных по каждой методике отдельно.
5. Сформулировать психологические рекомендации испытуемому или его родителям относительно того, какие условия необходимо создать для дальнейшего полноценного психического развития.
Яркость, наглядность, образность произведений живописи и графики созвучны с наглядно-образной природой мышления дошкольника. Однако знакомство детей с произведениями искусства невозможно без активного развития наблюдательности, фантазии, воображения. В трудах многих ученых-психологов (Б. Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Ф.Н. Узнадзе и др.) отмечается, что восприятие — активная деятельность, которой надо учить. А результаты исследований показали, что восприятие — процесс целостный, динамичный, структурный, осмысленный. Оно отличается избирательностью, то есть предпочитает главное второстепенному (объект и фон), зависит от определенной установки человека на восприятие того или иного объекта, а также личностных особенностей воспринимающего.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОУ.
Работа имеет традиционную структуру: во введении формулируются предмет, объект, цели, задачи, методики и актуальность исследования; первая теоретическая глава посвящена анализу и обобщению различных взглядов на развитие ребенка в исследуемый период; вторая практическая глава содержит анализ эмпирических данных, полученных с помощью методики «Несуществующее животное»; в заключении формулируются выводы по работе.
1.Теоретические основы диагностики психического развития детей дошкольного возраста
1.1.Особенности психического развития дошкольников
В дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции. Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.
Развитие речи — одно из частей психического развития Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь. В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога. Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.
Рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Опишем их особенности кратко:
Трансдукция (переход от частного случая к частному).
Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
Синкретизм (нерасчлененность мышления).
Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
Анимизм (одушевление предметов).
Проблема с пониманием противоречий.
Эгоцентризм у малышей доминирует до 6-ти лет.
Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает. Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека. Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.
Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам. К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций. Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.
В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).
Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.
Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем. Пик
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания., М., 1995. – 24 с.
2. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И., Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка, - М., 2001. – 352 с.
3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
4. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М., 2001. – 272 с.
5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – 2-е изд., перераб. – М., 1995. – 112 с.
6. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. – М.: Знание, 1968. – 22 с.
7. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Коменский Я. А. – М.: Педагогика, 1982.
8. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей / В.С Кузин - 2-е изд. исп. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
9. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. Дневник развития дочери. – М., 1996. – 185 с.
10. Миллер С. Психология развития: методы исследования. – СПб., 2002. – 464 с.
11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 1996. – 374 с.
12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – 1996. – 240 с.
13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М., 1996. – 352 с.
14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. – 256 с.
15. Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб, 2001. – 688 с.
16. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб., 2000. – 560 с. - (Серия «Практикум по психологии»).
17. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1991. – 303 с.
18. Ратанова Т.А., Золоторева Л.И., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. – М., 1997. – 219 с.
19. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992. – 256 с.
20. Савинов, А. М. Целеполагание в педагогической деятельности преподавателя рисунка / А. М. Савинов // Искусство и образование. – 2010. – № 3 (65). – С. 30-37.
21. Савинов, А.М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук/А. М. Савинов – М., 1999. – 240 с.
22. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
23. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.
24. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем., Т., - М., 1999. – 400 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
25. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М., 1996. – 264 с.
26. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб, 1999. – 752 с.