Фрагмент для ознакомления
2
Галя Ш. смогла соотнести предметы красного и желтого цвета (задание 1), различить предметы желтого цветов (2 задание) с помощью воспитателя, с остальными заданиями не справилась. Федор Ф. при выполнении первого задания справился с соотнесением предметов красного и желтого цветов, с помощью воспитателя, во втором задании (на называние цвета предмета) не смог назвать ни один цвет из двух предложенных, в задании на различение предметов по цвету (задание 3), с моей помощью смог различить предметы красного и желтого цвета, с различением остальных справиться не удалось. Ренат М. в первом задании смог соотнести красный и желтый цвета, назвать зеленый цвет (2 задание), различить предметы красного, желтого цветов (3 задание) с помощью воспитателя. Роман В. удалось соотнести предметы красного и желтого цветов (1 задание), назвать зеленый цвет (2 задание). В третьем задании (на различение предметов по цвету) смог соотнести предметы предложенных цветов с небольшой моей помощью. Антон Ф. ему удалось соотнести предметы красного и желтого цветов (1 задание), он смог назвать зеленый цвет (2 задание). В третьем задании (на различение предметов по цвету) смог соотнести предметы предложенных цветов с небольшой моей помощью. Дима Ж. в первом задании смог соотнести красный и желтый цвета, назвать зеленый цвет (2 задание), различить предметы красного, желтого цветов (3 задание) с помощью воспитателя и меня.
Павел Ж. при выполнении первого задания справился с соотнесением предметов красного и желтого цветов, с помощью воспитателя, во втором задании (на называние цвета предмета) не смог назвать ни один цвет из двух предложенных, в задании на различение предметов по цвету (задание 3), с моей помощью смог различить предметы красного и желтого цвета, с различением остальных справиться не удалось. Роман В. не выполнил ни одного задания на соотнесение, называние, различение предметов красного и желтого цвета, поэтому ему была нужна моя помощь.
Практические все дети имеющие средний уровень развития с нарушением интеллекта, также не смогли полностью справиться с данными заданиями, это говорит о том, что у таких детей наблюдается особенное развитие. Эти задания выполнялись по названию предметов и определение их цвета (красный, желтый). [1]
Света П. все задания выполняла правильно и самостоятельно на соотнесение, называние и различение предметов красного, желтого, зеленого цвета, но все эти задания она выполняла с моей помощью. Юля Д. все задания выполнила правильно и самостоятельно на соотнесение, называние и различение предметов красного, желтого, зеленого цвета, но все эти задания она выполняла с моей помощью. Оля В. при выполнении второго задания не смогла назвать конкретные предметы, в которых присутствовал красный и желтый цвета, она эти задания выполняла с моей помощью, первое задание (соотнесение предметов по цвету), третье задание (различие предметов по цвету) это задание выполнило верно, но она все равно прибегала к моей помощи.
Анализ освоенности задач по исследуемой проблеме всей группой показал, что основные трудности дети испытывали при выполнении задания № 1 - 40%, с ним справились, № 2 - 25% детей справились; № 3 – 10% детей справилось; не выполнили задание №2, №3 - 5%., выполнили все задания – 20%.
Рисунок 2 выполнение заданий детьми
Рисунок 2. Уровень освоенности задач по исследуемой проблеме всей группой на констатирующем этапе исследования.
На основании приведенных данных можно сделать следующий вывод, что все дети не имеют правильного сформированного представления о красном и желтом цвете.
Поэтом в данном случае необходимо, чтобы воспитатели и дальше знакомили детей с такими цветами, по программе предусмотренной в течение всего года, при этом также нужно проводить первичную диагностику уровня сформированности представлений о цвете у детей третьего года жизни мною она была проведена в начале учебного года. При рассмотрении второго метода исследования мною был проведен следующий анализ предметно-развивающей среды группы. Основной целью является, выявление определенных условий, которые были созданы в группе по исследуемой проблеме: выявить наличие наглядных пособий по проблеме; выявить соответствие пособий эстетическим, методическим требованиям и возрастным особенностям детей; выявить местонахождение имеющихся пособий; выявить наличие дидактических игр.
В результате исследования выяснилось, что в данной группе присутствуют и находятся печатные игры, дидактические игры, пособия, способствующие развитию представлений о цвете у детей (в приложение № 5 – представлены такие игры). Основная часть игр фабричного производства. Игры соответствуют возрастным особенностям детей и программным задачам, некоторые имеют недостатки. Например, в игре «Собери букет» цвет предметов не соответствует программным требованиям (красный цвет имеет розовый оттенок, зеленый цвет – синий оттенок). Есть пособия, выполненные руками воспитателей («Домики для палочек», «Сделай бусы») они полностью соответствуют программным и эстетическим требованиям. Все эти игры находятся в общем доступе, но некоторые из них убираются и используются только в том случае, если проводятся занятия и для индивидуальной работы каждого ребенка. В ДОУ отсутствует методический кабинет, поэтому воспитатели не могут хранить все свои пособия в специальном месте, а также использовать различные методики, пособия о формировании представлений о цвете: «Логические блоки Дьенеша», альбомы для работы с блоками; «Палочки Кюизенера», альбомы для работы с палочками.
При проведении анализа предметно-развивающей среды показал, что весь имеющийся дидактический материал соответствует программным требованиям, задачам воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, но при этом количество игр в данной группе ограничено, но все игры имеют определенные сходства по содержанию и требуют однообразных игровых действий. Третьим методом исследования стало проведение беседы с детьми у которых нарушен интеллект, но эта беседа проводилась вместе с воспитателем Тамарой Юрьевной Р. после обследования детей. Цель беседы: выяснить, как используются имеющиеся дидактические игры в процессе обучения, в какое время, как часто дети используют пособия, проявляют ли интерес к ним. (Протокол беседы см. в Приложении №5). [5]
При проведении беседы выяснилось следующее, что дидактические игры в основном используются в образовательной и самостоятельной деятельности. Наиболее любимые игры: «Сделай бусы», «Подбери узор», «Цвета».
На основании приведенных данных, можно сделать вывод, что представления о цвете у детей развито недостаточно, при этом также отмечается, что у 12 детей низкий уровень развития, а у 6 детей отмечается средний уровень развития. Практический у всех детей не сформированы представления о красном и желтом цвете. Предметно - развивающая среда в группе по исследуемой проблеме оснащена недостаточно. На констатирующем этапе необходимо повысить уровень развития представлений о цвете у детей (особое внимание необходимо уделить Федору Ф., так как он не справился ни с одним заданием). Обогатить предметно – развивающую среду разнообразными дидактическими играми, формирующими представления о цвете.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авраменко О.В. Дошкольная педагогика / О.В. Авраменко. М.: Экзамен, 2017 .234с.
2. Аврамова Р.Ф. Формы организации сенсорного воспитания / Р.Ф. Аврамова. –М.: Проспект, 2017. – 567с.
3. Артемова Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2017. – 234с.
4. Бакаева О.Н. Дошкольная педагогика / О.Н. Бакаева. - М.: Экзамен, 2017. – 234с.
5. Бондарев Р.Ф. Коррекционная педагогика / Р.Ф. Бондарев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 250 с.
6. Бурденко Е.Ж. Сенсорное воспитание дошкольников / Е.Ж. Бурденко. − М.: АСД, 2017. – 446с.
7. Булатов Л.Д. Сенсорное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л.Д. Булатов. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. − 80с.
8. Башкатова Р.Н. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017 – 240с.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2017. – 169с.
10. Веракса А.Н. Педагогика / А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова. − М.: Мозаика-Синтез, 2016. − 144с.
11. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина / Под ред. Л.А. Венгера, - М., Просвещение, 2017. – 123с.
12. Дошкольная педагогика / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: ЮНИТИ, 2017. – 123с.
13. Ерофеев Н.Ф. Учимся различать цвета и запоминать их названия / Н.Ф. Ерофеев. – М.: Проспект, 2017. – 123с.
14. Западников Р.Д. Сенсорное воспитание дошкольников / Р.Д. Западников - . М.: Просвещение, 2017. – 187с.
15. Кирпич К.Г. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / К.Г. Кирпич. – М.: Просвещение, 2017. – 234с.
16. Козленко С.А. Дошкольная педагогика / Козленко С.А. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2017 - 208с.
17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: «Смысл», 2017. – 228.
18. Медведева Л.А.. Цветочная полянка / Л.А. Медведева. // Журнал Дошкольное воспитание. – 2016. – №12 – 22 – 23с.
19. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / С. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2016. – 234с.
20. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию / Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2017. –. 96с.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильевой. – М.:, 2017 – 245с.
22. Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» /Под ред. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. М.: 2017 – 239с.
23. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Поддьякова Н.Н. - М.: Просвещение, 2016. - 145с.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Урунтаева Г.А. - М.: Академия, 2017. – 234с.