Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Коренные преобразования в системе образования нашей страны, направленные на обеспечение качества обучения и воспитания учащихся, способных самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, активно взаимодействовать с социумом в различных сферах жизнедеятельности, существенным образом повлияли на требования общества к школе. В Законе «Об образовании в РФ», Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года; Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011г.) подчеркивается важность вовлечения учащихся школ в проектную и исследовательскую деятельность, которая способствует развитию культуры умственного труда, коммуникабельности, ответственности, умений вести совместную деятельность.
Системно-деятельностный подход, являющийся основой ФГОС НОО, предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся. Одной из технологий образования, способствующей формированию умения осуществлять поиск информации учащихся является проектная деятельность, в ходе которой происходит изменение личности учащихся. В проектной деятельности учащиеся приобретают новые способности: распознавать проблему, преобразовывать ее в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения выдвинутой цели, осуществлять его, добиваться результата, анализировать свои успехи и промахи, чтобы не допускать их в будущем.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема проектной деятельности как средства формирования умения осуществлять поиск информации учащихся всегда была одной из ведущих в педагогической науке. В исследованиях отечественных и зарубежных педагогов конца Х1Х-начала XX веков (П.П.Блонский, Дж.Дьюи, А.Г.Калашников, В.Х.Килпатрик, Э.Коллингс, Т.Д.Корнейчик, Л.Э.Левин, А.С.Макаренко, С.Ривес, А.В.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, и др.) представлены философско- методологические основы организации проектной деятельности учащихся. В настоящее время проектная деятельность, как средство формирования умения осуществлять поиск информации учащихся, является предметом исследований с точки зрения педагогических закономерностей (Т.Г. Везиров, В.В. Гузеев, И.А.Зимняя, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, В.Ф. Сидоренко, В.Д.Симоненко, В.Э. Штейнберг и др.), психологических (Н.В. Матяш, В.А.Моляко и др.), познавательных (С.В. Аксючиц, Ф.Н. Алипханова, Р.М. Ахмедбекова, Г.М.Гаджиев С.И.Мелехина, Л.Н.Серебренников и др.). Сущность проектной деятельностии, ее влияние на умение осуществлять информационный поиск учащихся рассмотрена в исследованиях С.А. Аксючиц, Е.Н. Бичеровой, Л.Р. Зиангаровой, Н.М. Конышевой, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, Н.В. Серегиной, Н.Н. Смагиной, И.Д. Чечель и др.). Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для развития умение осуществлять информационный поиск (Е.Д.Божович, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).
Таким образом, анализ исследований показал, что учеными разработаны отправные методологические принципы, аккумулирован значительный теоретический и практический материал, который позволяет определить тенденции в психолого-педагогических исследованиях по формированию познавательной активности учащихся в проектной деятельности. В целом этот процесс осуществляется традиционными формами и методами обучения. Важной педагогической проблемой остается определение педагогических возможностей проектной деятельности как средства формирования умения осуществлять информационный поиск младших школьников в образовательном процессе школы.
Изложенные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий реализации возможностей проектной деятельности как средства формирования развития умения осуществлять информационный поиск младших школьников. Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие у младших школьников умения осуществлять информационный поиск в процессе проектной деятельности».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия реализации возможностей проектной деятельности как средства формирования умения осуществлять информационный поиск младших школьников.
Объект исследования – формирование умения осуществлять информационный поиск младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия реализации возможностей проектной деятельности как средства формирования умения осуществлять информационный поиск младших школьников.
Гипотеза исследования: проектная деятельность как средство формирования умения осуществлять информационный поиск младших школьников будет эффективной.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были опре- делены следующие задачи исследования:
-определить сущность, структуру, содержание проектной деятельности как средства формирования умения осуществлять информационный поиск у младших школьников;
-выявить и экспериментально проверить педагогические условия реализации возможностей проектной деятельности как средства формирования умения осуществлять информационный поиск младших школьников, обеспечивающие эффективность процесса формирования умения осуществлять информационный поиск младших школьников;
Методологической основой исследования являются: деятельностный (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), личностно-ориентированный (Ш.А. Амона- швили, Е.В. Бондаревская, А.В.Сластенин, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.), системный (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Э.Г. Юдин и др.), В.П.Беспалько, Г.М. Гаджиев и др.) и культурологический (Ш.М.- Х.Арсалиев, Х.А. Алижанова, Р.А. Алиханова, В.Библер, Л.Буева, Е. Быстрицкий, М.Каган, В.Семенов, и др.), средовой (Л.И.Новикова, Ю.Мануйлов, Д.М. Абдуразакова и др.)подходы.
Теоретической основой исследования выступают теории: деятельно- сти (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Л. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); формирования познавательной активности школьников (А.И.Аникеева, Б.Т. Лихачев, Н.Х. Дежникова, A.M. Матюшкин, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина), фундаментальные положения теории развития личности в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.М. Маллаев, А.К. Маркова, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и др.); концептуальные идеи организации проектной деятельности учащихся в системе основного и дополнительного образования(С.А. Аксючиц, Е.Н. Бичерова, Г.М. Гаджиев, В.В. Гузеев, Дж.Дьюи, Л.Р. Зиангарова, П. А. Маслов, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, И.Д.Чечель, Н.В. Серегина, С.И.Мелехина и др.).
Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (анализ философской, культурологической, психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования); практические (наблюдение; беседа; анкетирование; опытно-экспериментальная работа; описание; обобщение и систематизация полученных данных); статистической обработки (обработка экспериментальных данных исследования, их качественный и количественный анализ).
Экспериментальную базу исследования составили: МБОУ СШ № 38 г. Москва.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— уточнена сущность понятия «проектная деятельность учащихся», под которым понимается форма индивидуальной или групповой познавательной деятельности, предполагающая разработку и реализацию личностно и социально значимого продукта, оказывающая существенное влияние на развитие умения осуществлять информационный поиск учащихся при условии обеспечения их участия в проектах различного типа с учетом возрастных особенностей;
выявлены возможности проектной деятельности как средства формирования умения осуществлять информационный поиск учащихся на основе выделения ее существенных признаков: творческий, исследовательский, интерактивный, социальный характер, самостоятельность участников на всех этапах проектирования;
разработаны, апробированы модель и педагогические условия реализации возможностей проектной деятельности как средства формирования умения осуществлять информационный поиск младших школьников: мотивирование младших школьников к проектной деятельности; педагогическое сопровождение проектной деятельности, создающей ситуацию успеха; контроль и коррекцию процесса работы над проектом.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Сущность и содержание проектной деятельности младших школьников как педагогическая проблема
Важной задачей современных школ является формирование условий, необходимых для полноценного развития личности всех детей, и его активных жизненных позиций. Она наиболее актуальна для начального этапа школьного обучения. Как отмечают в Законе «Об образовании в РФ» и ФГОС нового поколения для НОО, на этапе начального образования важно обеспечивать гармоничное сочетание учебной деятельности, в рамках которой происходит формирование базовых знаний, умений и навыков, с видами творческой, исследовательской деятельности, позволяющей развивать индивидуальные задатки учеников, их познавательную активность, способность находить решения нестандартных задач.
В современной педагогике и педагогической психологии происходит активная разработка новых образовательных технологий, построенных на исследовательском поиске, который ведутся учениками во время учебного процесса. Учителя-практики активно пользуются различными педагогическими технологиями в рамках обучения, ориентированного на личностное развитие, такими, как виды обучения в сотрудничестве, интерактивное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, внедряется про- ектная технология. Основной задачей педагогов начальных классов является не обучение детей именно в такой форме (проектной), а включение их в активный процесс, формирование субъектной позиции. В данном контексте проектная деятельность является еще более актуальной, так как, соответствует требованиям нового ФГОС НОО – включение детей в различные виды деятельности.
Как отмечает Н. В. Матяш, проектная активность учеников младших классов интегрирует в себе атрибуты познавательной, игровой, ценностно-ориентированной, преобразовательной, учебной, коммуникативной деятельности [127]. Прежде чем описать сущность и содержание проектной деятельности, определимся с родовым понятием проект.
В словаре В.И. Даля проекту дается определение плана, предположения, предначертания, задуманного, предположенного дела, и непосредствен- но его изложение в чертежах или на письме [60]. В словаре С.И. Ожегова слово «проект» имеет следующие значения: 1) разработанный план сооружения, устройство чего-нибудь; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) план, замысел; 4) брошенный вперёд [141]. Следует отметить, что все эти значения касаются определенных сторон проектной деятельности. Проект является мысленным предвосхищением, прогнозированием того, что впоследствии приобретет воплощение в предмете, услуге, творческом акте или действии. Проект в более широком понимании представляет собой обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на создание у школьника определенного комплекса практических и интеллектуальных умений. Зарождение проектной деятельности как метода началось в сельскохозяйственных школах США после середины XIX в. и имело в качестве основания теоретические концепции «прагматической педагогики». Метод был основан американским философом-идеалистом Джоном Дьюи (1859- 1952). По его утверждению, характер ребенка содержит идею, что вслед за человечеством ребенком в онтогенезе повторяется путь в познании внешнего мира [64]. Концептуальные положения выдвинутой Джоном Дьюи теории могут быть сформулированы так:
ребенком в онтогенезе повторяется путь в познании, пройденный человечеством;
усвоение знаний является спонтанным, неуправляемым процессом;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулшехидова, Х.Э. Познавательная активность младших школьников в проектной деятельности // «Успехи современной науки и образования» - Белгород, 2016. №12
2. Абдуразакова, Д.М. Особенности средового подхода в воспитании учащихся сельских национальных школ Дагестана: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1995. - 181 с.
3. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии. / Г.С. Абрамова. — М., 1998.
4. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А.Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335с.
5. Абульханова-Славская, К.А. Проблема активности личности: Методология и стратегия исследования. - М., 1989. -С. 110-133.
6. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш.А.Амонашвили. — Минск: Университетское, 1990. —560с.
7. Белкин, A.C. Идеология, методология, научный аппарат историкопедагогического исследования Текст. / А.С.Белкин, Е.В.Ткаченко // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО, 2006. №1 (37). -С.21-29.
8. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?: Книга для учителя.
9. М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
10. Беспалько, В. Основы теории педагогических систем Текст. / В.П. Беспалько. — Воронеж.: Изд-во Воронежского университета, 1997. — 304 с.
11. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / В.П.Беспалько. — М.Воронеж: МОДЭК, 2002. - 352с.
12. Бичерова, Е. Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности / Е. Н. Бичерова, Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Брянск : БГУ, 2009. - 127 с.
13. Бичерова, Е.Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Брянск, 2009. -23 с. http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения: 13.11.2019).
14. Богданова, Р. А. Педагогическое сопровождение проектной дея- тельности младших школьников // Сибирский педагогический журнал. –2012.– № 3 – С. 241–247.
15. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления Текст. / Дж. Дьюи; пер. с англ. Н.М.Никольской; ред. Ю.С.Рассказова. - М.: Лабиринт, 1999.- 189с.
16. Дьюи, Дж. Школа и общество Текст. / Дж. Дьюи; пер. с англ. — М.: Работник просвещения, 1923. — 46с.
17. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
18. Замошникова, Н.Н. Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников Текст.: дис. . канд. пед. наук; Забайк. гос. гуманитарно-пед. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. -Чита, 2006. — 196с.
19. Занков, Л. В. О предмете и методах дидактических исследований Текст. / Л.B.Занков. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 148 с.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь Текст.: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров.
21. - М.: Academia, 2005. - 173с.
22. Козлов, М. М. Проектная деятельность младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 451-453.
23. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование Текст.: учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова- Сибирская. М.: Академия, 2005. - 288с.
24. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? Текст. / Н.Ю.Пахомова
25. // Школьные технологии. 2004. - №4. - С.93-96.
26. Педагогика Текст: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004. 608с.
27. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов [и др.]; под ред. С.А.Смирнова. М.: Академия, 1998. - 512с.
28. Рубцов, В.В. Совместная деятельность в контексте проблем соотношения социальных взаимодействий и обучения Текст. / В.В.Рубцов // Вопросы психологии. 1998. — №5 - С.49-59.
29. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании Текст. / А.И.Савенков // Школьные технологии. - 2004. №4. - С.82-89.
30. Сасова, И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: учебно-методическое пособие, М.,2003. - с.43.
31. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие Текст. / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
32. Ушинский, К.Д. Избранные труды Текст.: в 4 кн. / К.Д.Ушинский - М.: Дрофа. - Кн. 1: Проблемы педагогики. - 2005. - 638с.
33. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996 – 96с.