Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема развития навыков самоконтроля над
устной речью детей с комплексными нарушениями не находит в специальной литературе
достаточного освещения. Недостаточность сведений о формировании навыков самоконтроля,
необходимость разработки конкретных методических приемов, применение которых позволит
повысить качество произносительной стороны речи дошкольников для успешной речевой
коммуникации в обществе, определили важность и значимость данного исследования.
Глава 1. Теоретические основы кустического контроля за речью у детей дошкольного возраста с
открытой ринолалией
1.1 Особенности развития навыков самоконтроля у детей с комплексными нарушениями
На сегодняшний день проблема помощи детям с комплексными нарушениями в развитии
остается одной из наиболее актуальных и сложных как в отечественной, так и в зарубежной
специальной педагогике.
Вопросами изучения и обучения детей данной категории занимались как отечественные ученые
(Т.А. Басилова, М.Г. Блюмина, Г.П. Бертынь, Л.А. Головчиц, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.М.
Мастюкова, А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, И. А. Соколянский, В.Н. Чулков и др.),
так и зарубежные исследователи (Ян Ван Дайк, М. Zaorska, F. Hill и другие).
Т.А. Басилова, Г.П.Бертынь, М.Г.Блюмина, В.Н.Чулков относят к комплексным нарушениям
развития сочетание нескольких первичных психофизических нарушений, обусловливающих
отклонения от нормального течения психического развития и трудности социальной адаптации и
обучения ребенка. Эти нарушения могут быть связаны с повреждениями разных систем, каждое
из них существует в этом комплексе с характерными для него особенностями, а в комплексе они
образуют специфически целостный феномен, характеризующий принципиально особую ситуацию
3
развития. В основном, о комплексных нарушениях принято говорить в случае достаточной
выраженности дефектов, но границы их степени и выраженности в большинстве случаев носят
довольно условный характер, что отражается как на понимании структуры расстройств, так и на
выявлении популяции данной категории лиц.
М.Г. Блюмина охарактеризовала три вида комбинаций дефектов, которые могут быть у ребенка
по характеру взаимозависимости их проявления. Первый вид – когда одно нарушение ведет за
собой вторичные и последующие нарушения. Вторым видом взаимодействия между
нарушенными функциями является взаимосвязь, при которой одни из них осложняют проявления
других, например, осложненные формы олигофрении. Стоит отметить, что при этих видах
взаимодействий между нарушениями нельзя говорить о сложных нарушениях, так как речь идет
только об одной первично неполноценной функции. Как считала М.Г. Блюмина к сложным
нарушениям «надо относить такие аномалии развития, при которых имеются два или более
первичных дефекта, и каждый существует в этом комплексе с характерными для него вторичными
расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта и затрудняет его
компенсацию» [14].
1.2 Симптомы и проявления ринолалии
Ринолалия — это состояние, которое характеризуется дефектами строения органов носоглотки,
вследствие чего возникает искажение произношения звуков речи, а именно расстройство
артикуляции и звукообразования различной степени выраженности. В просторечье данное
состояние называют «гнусавость», то есть все звуки приобретают характерное носовое звучание.
Нередко состояние бывает осложнено недоразвитием — как лексической стороны речи, так и ее
грамматической составляющей. Еще одно распространенное осложнение — это различные
нарушения психологического характера, а также затрудненная социализация пациентов с
ринолалией.
Согласно данным статистики, дети страдают этим заболеванием значительно чаще, чем пациенты
старшего возраста. Кроме различных отклонений от нормы акустических параметров, у пациентов
наблюдаются различные отклонения аэродинамических условий в речеобразовании. Так как
возникают особые условия, речевой аппарат вынужден к ним приспосабливаться, в результате
чего и возникают вариативные искажения произношения.
Классификация ринолалии и её этиологические причины
По характеру патологических нарушений небно-глоточного смыкания можно выделить
следующие формы патологии:
• закрытая ринолалия, которая возникает вследствие пониженного в силу ряда
физиологических причин носового резонанса;
• открытая ринолалия, которая характеризуется свободным одновременным прохождением
воздушной струи через нос и рот.
Среди этиологических причин возникновения данного патологического состояния можно
выделить основные органические и функциональные расстройства. Так наиболее частые причины
закрытой формы ринолалии — это функциональные нарушения небно-глоточного смыкания или
органические нарушения носового пространства.
Глава 2. Развитие акустического контроля за речью у детей дошкольного возраста с открытой
ринолалией
2.1 Организация и методика эксперимента
Эксперимент проходил на базе ДОУ № 59«Ёлочка». В содержании эксперимента мы выделили
направления изучения навыков самоконтроля над:
- речевым дыханием и слитностью произнесения;
- голосом;
4
- звукопроизношением;
- темпом речи
Так же мы учитывали, могут ли дети оценивать свою речь и как. Использовались методики
Архиповой Е.Ф, Беляковой Л.И., Рау Ф.Ф.,
Леонгард Э.И., Шматко Н.Д., Пелымской Т.В., Слезиной Н.Ф., Денисовой О.А., Казанской В.Л.,
Денисовой И.А.
Возраст обследуемых – от 4 до 7 лет. В ходе констатирующего изучения в ЭГ были определены
уровни психического развития: низкий и средний.
Диагностическое изучение, в целях выявления сформированности навыков самоконтроля над
устной речью проводилось автором выпускной квалифицированной работы в течение 3 месяцев,
2 раза в неделю, в свободное от занятий время, чтобы не нарушать реализацию образовательного
процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Работа проводилась в индивидуальной и подгрупповой формах.
Подача экспериментального материала была в следующей последовательности:
- называние картинки;
- повторение слова, словосочетания, фразы;
- ответы на вопросы (с целью определения возможности оценки своей речи).
В предложении материала мы старались соблюдать одинаковую последовательность для всех
диагностируемых детей, но были ситуации, когда ребенок не воспринимал задание, инструкции и
тогда предлагали выбрать задание самому, пробуждая интерес.
Изучение навыков самоконтроля над речевым дыханием и слитностью произнесения
Цель – исследовать навыки самоконтроля в отношении речевого дыхания.
Стоит заметить, что дети с тяжелой патологией обучались в детском саду третий учебный год, не
считая адаптации.
Речевой материал старались адаптировать под каждого ребенка:
Описание действия, изображенного на картинке;
Описание различных объектов;
Описание происходящего перед глазами детьми;
Рассказ о пережитом самими детьми;
Выражение различных эмоций.
Материал предлагался устно, а если ребенок не мог справиться с заданием
– добавляли наглядную основу. После произнесения речевого материала и выполнения
дыхательных упражнений определяли резерв самооценки, наличие приемов самоконтроля. С
этой целью задавались вопросы: «Как ты дышал?», «Ты дышал правильно?», «Проверь себя, как
ты сказал».
2.2 Результаты эксперимента
Результаты исследования навыков самоконтроля над речевым дыханием и слитностью
произнесения
Данные обследования по этому направлению работы показали, что в основном у испытуемых ЭГ
состояние речевого дыхания можно считать неудовлетворительным, однако дети (Алексей (5 лет),
Владислав (5 лет), Кирилл (6 лет), Егор (7 лет), Матвей (5 лет), Максим Л (5 лет), Никита (5 лет))
показывали результаты средние по шкале оценивания в силу того, что в структуре дефекта не
отмечается тяжелых форм умственной отсталости, тяжелых нарушений зрения и слуха, а так же
важно отметить, что с этими детьми очень продолжительно занимались специалисты – логопеды,
воспитатели, педагог по сенсорной интеграции и Томатис-терапевт. У этих детей правильное
речевое дыхание зависит от вида речевой деятельности – называния картинок, самостоятельный
рассказ; от понимания заданий; от специальных дыхательных упражнений. Высокий уровень мы
можем наблюдать только у детей СГ - 85%, средний уровень отмечался у 15% детей СГ.
Это исследование показало, что у детей ЭГ в возрасте от 4 до 7 лет в 80% случаях самоконтроль не
обнаружен. Также осознанный самоконтроль в ЭГ мы не отметили. Большие трудности возникали
у 37% дошкольников, имеющих умственную отсталость умеренной и тяжелой степени,
5
расстройство аутистического спектра, тяжелые нарушения коммуникации, ДЦП, нарушения
зрения (косоглазие, миопия, нистагм), нейросенсорную тугоухость Ⅲ-Ⅳ степени, так как они не
всегда имели желание быть на занятии, проявляли неадекватные действия по отношению к
дидактическому материалу, не понимали и не слушали инструкций, соответственно неправильно
выполняли задание. В 13% случаев (Родион (6 лет), Кирилл (6 лет), Никита (5 лет)) наблюдали
неосознанный автоматизированный навык. В данном случае дети могли произнести правильно
речевой материал, но не могли проверить себя. В данном направлении в ЭГ дошкольников мы так
же отметили одинаковый процент ориентации на реакцию педагога – это составило 93%. (см.
Рис.1 и Рис.2)
2.3 Организация и методика эксперимента
На основании полученных данных констатирующей диагностики нами были разработаны цель и
задачи формирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента: развитие навыков акустического контроля за речью у детей
дошкольного возраста с открытой ринолалиейв процессе использования специально
разработанного комплекса дидактических игр.
До обучающего эксперимента мы поделили детей с открытой ринолалией на две группы –
контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).
Коррекционная работа проводилась автором в течении 6 месяцев 2 раза в неделю на
специальных коррекционных занятиях и в свободное от занятий время. Работа на занятиях
проводилась только в подгрупповой форме, в свободное время только индивидуальные. К
участию в экспериментальной работе были привлечены воспитатели и помощники воспитателей.
Настоящее пособие состоит из трех частей. В структуру каждой главы входят:
• Раздаточный материал,
• Условные обозначения,
• Инструкция.
В основу разработки данного пособия легли материалы выпускников кафедры дошкольной
дефектологии Белеховой Д., Гудиной А., Мазурец О., Дириной Е., Хрисановой Г. и Гореловой Я.
2.4 Результаты контрольного эксперимента
Анализируя полученные результаты, можем сказать об эффективности развития акустического
контроля за речью у детей с открытой ринолалией при помощи разработанного комплекса
дидактических игр.
Мы отметили возрастание показаний в овладении навыками самоконтроля над
звукопроизношением - 53%. Дошкольники спустя два месяца работы стали проявлять интерес к
наглядному материалу, у многих (Вениамин (7 лет), Захар (7 лет), Ярослав (7 лет), Марк (7 лет)
появилась усидчивость, они стали слушать и понимать инструкции. Если в начале мы фиксировали
нежелание заниматься, проявление агрессии к дидактическому материалу и рядом сидящих
детей, то уже в середине нашего обучающего эксперимента мы обнаружили даже попытки
научить рядом сидящего, особенно это показывали Нина (5 лет), София (7 лет) и Ярослав (7 лет).
Динамика наблюдалась и над речевым дыханием и слитностью произношения
- 40%. Заметно улучшилось произношение Вениамина (7 лет), Даниила (6 лет), Серафимы (5 лет),
Виктора (7 лет) и, когда наш эксперимент подходил к концу, отметили улучшения у Марка (7 лет).
Оценивая динамику по всем показателям направлений изучения у Родиона (6 лет) из группы
среднего уровня психического развития мы смело можем констатировать, что произошли
заметные улучшения. А это говорит о том, что разработанный нами комплекс дидактических игр
действительно способствует развитию акустического контроля за речью.
Заключение
6
В ходе исследования мы разработали и апробировали методику развития акустического контроля
за речью у детей с комплексными нарушениями, необходимой для коммуникативного
взаимодействия особых детей со сверстниками и взрослыми на основе зрительных,
двигательных, тактильно - вибрационных и слуховых образов, которые предполагаются для
восприятия. Каждая часть пособия включает в себя цель, инструкции, условные обозначения,
наглядный материал. При определении структуры пособия мы опирались на дидактические
принципы: от простого к сложному, доступность, наглядность, активность и самостоятельность,
учет степени тяжести нарушения, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Е.И. Психолингвистические основы обучения глухих устной речи //
Дефектология. – Л., 1976.
2. Анохин Л.А. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для
психологии // Вопросы психологии. – 1955. - №6.
3. Багрова И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля
за произношением // Дефектология. – 1973. - №6.
4. Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников. – М., 1993.
5. Басилова Т.А Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми
множественными нарушениями// Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А.
Стребелевой. - М.: Академия, 2013.
6. Белова Н.И. К вопросу о произношении глухих дошкольников // Активизация
познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся / Отв.ред. Е.И.Андреева. – Л.,
1973.
7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.
8. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной
речи (в норме и патологии). – М. :Педагогика, 1977.
9. Бельтюков В.И. К проблеме восприятия устной речи // Вопросы психологии. – 1971. - №4.
10. Бертынь Г.П., Певзнер М.С. Клиническая характеристика глухих детей с затруднениями в
обучении // Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом / Под
ред. М.С.Певзнер, Т.В. Розановой. – М., 1980.
11. Бефани А.А. Роль движений в процессе восприятия ритмических раздражителей //
Вопросы психологии. – 1971. – №1.
12. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. :Просвещение, 1981.
13. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: АПН РСФСР, 1963.
14. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических
проявлений сложных дефектов // Дефектология. – 1989. - №3.
15. Бурлаков Ю.А. Физиологическая характеристика формирования речевых навыков и
умений. – М., 1985.
16. Ван Дайк Ян. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными
нарушениями // Дефектология. – 1990. - №1.
17. Волкова К. А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей
произношению. – М.:ВЛАДОС, 2008.
18. Выготский Л.С. Основы дефектологии //Собр.соч.: в 6 т. / Под ред. Т.А.Власовой. – М.:
Педагогика, 1963. – Т.5.
19. Гальперин П.Я., Кобыльницкая Л.С. Экспериментальное формирование внимания. – М.,
1974.
20. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР 1961.
21. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.:
Просвещение., 1983.
22. Головчиц Л.А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные…»
нарушения развития // Дефектология. – 2011. - №3.
7
23. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT:
Астрель, 2005. — (Высшая школа).
24. Денисова О.А. Формирование навыков самоконтроля над произношением глухих детей
старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук. – М., 1997.
25. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов,
психологов, дефектологов / под. Ред. Л.М.Шипицыной, Е.В.Михайловой. – СПб.: Институт
специальной педагогики и психологии, 2012.
26. Енько М.Д. Методика обучения глухонемых по естественному способу. – СПб., 1912.
27. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.:АПН РСФСР, 1958.