Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы состоит в том, что сегодня направление социально-коммуникативного развития дошкольника становится все более популярным. По большому счету приобретение дошкольниками навыков построения правильной, адекватной коммуникации, а так же умение взаимодействовать с социумом является важной составляющей развития любой личности.
Однако при этом важно учитывать, что в дошкольном возрасте ребенок стремится проверить все приобретенные знания на практике. Такой же процесс происходит и с социально-коммуникативными навыками. Однако дошкольник имеет достаточно ограниченный круг общения.
В самом лучшем случае у ребенка имеются родители и другие близкие родственники в частности дедушки и бабушки, персонал детского сада и одногруппники. Это дает основание предположить, что для успешно развития ребенка в части социальной коммуникации требуется помощь и участие родителей.
Родители являются важной составляющей воспитания и развития ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка родители являются референтными личностями, по поведению которых ребенок выстраивает свое собственное поведение, определяет, что такое хорошо и что такое плохо.
В вопросе формирования социально-коммуникативных навыков помощь взрослых будет неоценима хотя бы потому, что взрослые являются конкретным примером выстраивания взаимодействия социумом, а так же они подают пример формирования коммуникации с окружающими незнакомыми людьми. Например, это касается общения с продавцами в магазине, соседями по этажу или подъезду и т.д.
Ребенок очень чутко копирует такие образцы поведения и воспроизводит их в детском саду на примере уже своих приятелей в группе и персонала учебного заведения. Однако здесь нужно так же отметить, что с педагогом ребенок будет вежливо общаться хотя бы потому, что педагог так же относится к числу референтных взрослых, а прочий персонал – нет. Поэтому на них в худшем случае может обрушиться вся сила негативной коммуникации ребенка почерпнутой им из дома.
Цель работы – выявить особенности взаимодействия с родителями по вопросам организации социально-коммуникативного развития дошкольников.
Объект исследования – социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Предмет исследования – взаимодействие с родителями по вопросам организации социально-коммуникативного развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «социально-коммуникативные навыки».
2. Выявить особенности программы развития социально-коммуникативных навыков.
3. Выявить место родителей и семьи в воспитании дошкольника.
4. Выявить место родителей и семьи в воспитании социально-коммуникативных навыков дошкольника.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие о социально-коммуникативном развитии дошкольников
1.1. Теория социально-коммуникативного развития дошкольников
Базовые личностные качества, в том числе и основы взаимоотношений в обществе, закладываются в дошкольный период детства, поэтому вопросам социализации малышей в современном детском саду уделяется особое внимание. Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие социально-коммуникативных навыков у ребёнка, который только учится налаживать контакт с окружающими, а также с самим собой. И педагог ДОУ выступает своеобразным проводником, обеспечивающим условия полноценного развития социально-коммуникативных навыков у детей. Эта работа требует глубоких теоретических и практических знаний и умений.
Социально-коммуникативным развитием личности называется процесс приобщения малыша к установленным в обществе нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным, семейным, государственным традициям через вовлечение в комбинацию разных форм общения: группового и индивидуального [15, с. 33].
Миссия социально-коммуникативного развития в ДОУ установлена Федеральным государственным образовательным стандартом и состоит в:
• оказании содействия подрастающему поколению в усвоении общепринятых нравственных, моральных ценностей и норм;
• создании условий для взаимодействия малыша и других людей вне зависимости от возраста;
• обеспечении базы для повышения уровня самостоятельности, касающейся саморегуляции, а также целенаправленности поступков;
• накоплении интеллектуального и чувственного содержания личности (развитие способности сопереживать, быть общительным, отзывчивым);
• формировании навыков безопасного поведения в социуме, дома, на природе;
• воспитании уважительного, трепетного отношения к семье, друзьям и Родине [1, с. 45-46].
Достижение поставленных целей возможно при проведении систематической работы по реализации ряда задач [9, с. 40-41]:
1. Развитие речи. В первой и второй младших группах главными задачами педагога является развитие мелкой моторики, формирование звуковой культуры, то есть своевременного освоения малышами звуков (а, о, э, п, м, б – в 1,5-2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х – в 2-4 года), а также обогащение пассивного и наполнение активного словаря младшего дошкольника. В средней группе акцент смещается на создание условий для развития связной речи, то есть усвоение норм построения предложений через рассказывание историй (по картинкам, например). В старшей и подготовительной группах основной упор делается на формирование умения выстраивать диалог с товарищем или взрослым, логично составлять монологические высказывания.
2. Побуждение к разным видам активности: играм, труду. В первой младшей группе, например, ребята играют сами с собой или тет-а-тет с игрушками (куклами, пазлами, пирамидками), зато во второй младшей и средней дошкольники с удовольствием играют в парах, мини-группах (ролевые, подвижные игры). В подготовительной группе ребята уже имеют чёткие предпочтения относительно того или иного вида деятельности и, найдя единомышленников, осознанно объединяются с ними для той или иной деятельности. К примеру, несколько человек играют в дочки-матери, поливают цветы в группе, заполняют календарь природы и т.д., часть малышей, умеющих читать, устраивают читки вслух, а любители спорта играют в мяч.
3. Развитие навыков самообслуживания. В младшей группе это работа, направленная на соблюдение последовательности одевания на улицу, перед дневным сном. С воспитанниками средней группы педагог минимизирует свою помощь в этих вопросах самообслуживания. А в старшей и подготовительной упор идёт на поощрение инициативы, то есть желания или необходимости помыть руки до того, как педагог напомнит это сделать, например.
4. Воспитывать навыки терпимого отношения к обстоятельствам. Так, если в старшей группе при обсуждении того или иного литературного произведения возник спор, решать его нужно мирно и спокойно.
5. Прививать позитивное отношение к миру вокруг, воспитывать привычку делиться с товарищами.
6. Прививать навыки оценивания других и самооценки в той или иной деятельности.
7. Приучать к вежливому общению.
8. Воспитывать уважение к старшим.
Содержанием понятия «социально-коммуникативное развитие» определены факторы, влияющие на формирование подрастающей личности:
• семья (индивидуальные черты личности, такие как темперамент, привычки, определяются наследственностью, поведением взрослых в семье);
• среда, определяемая в контексте рассматриваемого вопроса детским садом (становление характера, выбор способов взаимодействия с окружающими определяется ещё и тем, что малыш видит за пределами дома);
• воспитание (комбинация способов воздействия на личность со стороны семьи и ДОУ) [10, с. 52].
Чтобы каждый из этих факторов отдельно и все вместе способствовали, а не мешали гармоничному развитию ребёнка, необходимо соблюдение определённых условий [11, с. 49]:
• учёт индивидуальных особенностей каждого малыша (не стоит настаивать на том, чтобы флегматик активно участвовал в подвижной игре, а холерик 15 минут складывал мозаику);
• создание позитивного эмоционального фона (плохое настроение взрослых остаётся за пределами группы);
• стимуляция самостоятельности (желание двухлетнего ребёнка застегнуть пуговицы на кофте без помощи взрослого, конечно, существенно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Взаимодействие с родителями по вопросам организации социально-коммуникативного развития дошкольников. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с.
2. Власова А.О., Богданова Е.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
3. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Методы развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
4. Измайлова В.П. Родители в воспитании дошкольников. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
5. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Развитие дошкольника. Задачи родителей. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
6. Калдор М. Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников. / пер. с англ. П. Бортник, М. Давыдов. – СПб.: ИД Черная речка, 2016. 446 с.
7. Карнаухов Г.З. Психология дошкольника. Методики воспитания ребенка. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
8. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Дошкольный возраст. Психолого-педагогическая характеристика. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
9. Корецкий В.И. Социально-коммуникативные навыки. Особенности формирования. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
10. Котов М.С., Егоров С.С. Социально-коммуникативные навыки у дошкольника. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
11. Кревельд М. Взаимодействие с родителями по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников / пер. с англ. под ред. В. Петровой; 2-е изд. Калининград: Маяк, 2015. – 336 с.
12. Курочкин В.В. Современные подходы к формированию социально-коммуникативных навыков у дошкольников / Курочкин В.В. // Интерактивная наука. // Раздел «Педагогика». – №10. – 2016. – С.137-140.
13. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Современный детский сад. Принципы взаимодействия с родителями. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
14. Суворов В.А. Родители дошкольника. Особенности взаимодействия с детским садом. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 1431 с.
15. Терентьева О.В., Логинова В.С. Родители помеха или помощники? Проблема взаимодействия детского сада и родственников детей. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
16. Титова Н.С. Воспитание и развитие дошкольника. Принципы организации. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
17. Федорова О.Д. Современный дошкольник как проблема современной педагогики. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.