Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современному обществу необходимы граждане, которые способны по-новому взглянуть на решение насущных проблем и вести за собой. В связи с этим, особую важность приобретает изучение проблемы лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который в полной мере раскрывается во взрослой жизни. Современной молодежи необходима активная жизненная позиция, которую педагоги хотят привить молодым людям. Однако существующая система образования уделяет недостаточное внимание вопросу формирования и развития лидерских качеств у школьников, а комплекс имеющихся программ по формированию лидерских качеств личности, не отвечает требованиям современного общества, поэтому большинство современных школьников не способны полноценно проявить свои лидерские качества.
Проблема развития лидерских качеств в настоящее время является одной из самых обсуждаемых, причем это касается не только психологии и педагогики, но и таких сфер общества, как политика и экономика. Действительно, ускоряющееся развитие всех сторон жизни общества приводит к тому, что повышаются требования к отдельной личности. Чаще всего в числе таких требований называют умение принимать на себя ответственность, разрешать проблемные ситуации, предвидеть последствия своих действий. Обществу требуется социально активная личность, способная приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни, адаптироваться в малой и большой социальной группе, способная продуктивно решать возникающие трудности и рационально преодолевать препятствия в достижении цели, усвоившая социально-культурный опыт предыдущих поколений и способная его приумножать. Проблемой лидерства занимались отечественные и зарубежные исследователи: Н.С. Жеребова, Е.С. Кузьмин, Е.С. Сорокова, Р. Лайкерт, Р. Стогдилл, Р. Бейлз, Ф. Фидлер и мн. другие.
Подростковый возраст наиболее благоприятен для развития лидерских качеств. В этом возрасте происходит активное включение в систему социальных связей и отношений. Подросток стремится определить свою позицию среди сверстников и взрослых. Исследования показывают, что большая часть качеств, необходимых для взрослой жизни, формируется в подростковом возрасте. Необходимость развития собственной активной позиции в отношении самоопределения личности позволяет более эффективно воздействовать на лидерские качества подростка [2].
Исследованием лидерских качеств личности занимались отечественные и зарубежные ученые Е.В. Горохова, Д. Лори, А.Н. Лутошкин, Т.В. Махина, В.В. Петровский, Дж. Пикен, Л.И. Уманский, Р. Хейфец, А.Г. Шмелев, Л.И. Уманский и др.
Несмотря на то, что в психологии проведено немало исследований, посвященных проблеме лидерства и развитию лидерских качеств, но исследований раскрывающих особенности развития лидерских качеств у подростков во внеучебной деятельности, недостаточно. Понятие «внеучебная деятельность» можно рассматривать как часть учебно-воспитательной работы, основанной на личной заинтересованности участников в целях развития, как в образовательном, так и духовнонравственном плане, суть, которой определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеучебная деятельность создает эффективные психологопедагогические условия для формирования активного и инициативного лидера, ориентированного на творческое развитие своего коллектива, раскрытие потенциала каждого его члена В теории черт лидерство рассматривается как феномен, рождаемый специфическими чертами лидера, такими как искусство убеждения, благородство, любовь к риску, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, честность и справедливость, искренность [1]. В социологических концепциях М. Вебера, Э. Трельча предлагается специальный термин для обозначения специфической черты лидера - харизма (от греч. - милость, благодать), производящая особое впечатление на окружающих его людей и рассматривающаяся как исключительная одаренность человека, имеющего высокий авторитет.
Цель исследования – изучить и проанализировать лидерские качества у подростков.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты лидерских качеств у подростков;
2) проанализировать развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования
Объект исследования – подростковый возраст.
Предмет исследования – лидерские качества.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты лидерских качеств у подростков
1.1 Социально-психологические аспекты развития лидерских качеств в подростковом возрасте
Феномен лидерства остается актуальной проблемой таких наук как философия, психология, социология, педагогика. Многоаспектность и многогранность данного понятия не позволяет ученым придти к какой-то одной точке зрения и вывести единое определение. Не разработаны также критерии, по которым можно понять является ли человек лидером или нет, и как определяется лидерство в период подросткового возраста.
Само понятие лидерства с точки зрения философии ассоциируется с властью, способностью управлять людьми и быть «лучшим из лучших». Психологи рассматривают лидерство как социально-психологический феномен. Разработав множество теорий, они пытаются выделить лидеров по наличию определенных личностных качеств, условий или ситуаций.
Теорию лидерства зарубежные ученные пытались рассмотреть с точки зрения различных подходов: - персоналистический подход (Ф. Гальтон, О. Тид, Р. Стогдилл, А. Менегетти и др.) - ситуационный подход (Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер и др.) - поведенческий подход (К. Левин, Р. Лайкерт, У. Бланк К. Джиб и др.) - трансактный подход (Ф. Хейдер, Дж. Пфеффера и др.) - мотивационно – ценностный подход (А. Маслоу, Т. Митчелл, Сьюзан и Томас Кучмарски и др.) [3].
Наиболее распространенными из них являются следующие теории: теория личностных черт, ситуативная теория лидерства, ситуативно – личностная теория, теория ожидания – взаимодействия, теория гуманистического направления, мотивационная теория, атрибутивная теория. Но ни одна из данных теорий не дает «универсального рецепта» для того, чтобы стать лидером. В педагогике феномен лидерства изначально прослеживается через формирование коллектива (А. А. Бодалев, Л. И. Новикова) с точки зрения «вожачества», лидерство как воспитание социально-активной личности (А. С. Макаренко, Н. К. Крупская), с точки зрения воспитания пионеров (В. А. Сухомлинский, В Д. Иванов и др.), в рамках развития лидерского потенциала (А. Л. Уманский), с точки зрения создания педагогических условий для развития личностных качеств (Т. Е. Вежевич, Т. Л. Хацкевич).
Также лидерство может ассоциироваться с понятиями «руководитель», «организатор», «герой», «актив», «вожак». Для подросткового возраста, характерной особенностью является создание системы ценностей. Е. Ф. Рыбалко определяет, что посредствам нравственных качеств и системы ценностных ориентаций происходит развитие личностных свойств подростка. [1] Ценности подростка, как отмечает Д. И. Фельдштейн, формируются в групповой деятельности, в которой происходит формирование таких качеств как осознанность, умение общаться, проявление социальной активности. Современный подросток – это человек, погруженный в мир технологий и в мир интернета, в котором виртуальное общение преобладает над живым. Подростковый возраст с одной стороны это повышенная познавательная активность, желание выделится ребенком, а с другой стороны, это проявление неуверенности в себе. Дляподростков характерны закомплексованность, желание самоутвердиться, почувствовать себя взрослым, это возраст, который может оказаться как полезным для ребенка, так и способным навредить ему. Как отмечал Г. Олпорт, подростковый возраст характеризуется проприативными стремлениями, во время которого происходит осознание своих целей, желаний и прослеживается настойчивость в их реализации, так подросток приходит к необходимости понимания самопознания [4].
Ссылаясь на ситуативную теорию лидерства наличие определенных лидерских качеств не может быть гарантом того, что личность автоматически
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2016. – 160
2. Абрамова Г.С. Общая психология: учебник для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2012. - 495 с
3. Анфалова И.В. Достижение современного качества дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-практической конференции. Челябинск, 15–16 октября 2015 г. / Под ред. А.В.Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – С. 13-17.
4. Баранова Н.А.; Лозовая В.А.; Федоров Г.О.; Федоров О.Г. Потенциал центра дополнительного образования для развития социокультурных качеств обучающихся // Социальные отношения. – 2015. – 1 (12). – С. 17-30.
5. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка - М.: Знание, 2016. - 240 с
6. Герасимова Н.А.; Рыкалина Е.В.; Федоров О.Г. Система взаимодействия учреждения дополнительного образования в процессе реализации своих функций по предоставлению образовательных услуг: принципы посредничества и методика их реализации // Социальные отношения. – 2016. – № 1 (16). – С. 161-171.
7. Еврасова В.В.; Федоров О.Г. Современные условия и факторы, влияющие на подготовку специалистов // Взгляд в будущее: пути развития человека, социальных отношений и общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 5-6, 12-13 декабря 2015 г. / Авторы-составители: А.Г. Кашуба, А.О. Кашуба, Е.Е. Горина, О.Г. Федоров; Под общей ред. О.Г. Федорова. – Москва: МГППУ, ЦРТДЮ «Бибирево», 2015. – С. 169-174.
8. Еврасова В.В.; Федоров О.Г. Стимулирование социальных потребностей у будущих специалистов // Социальные отношения. – 2014. – № 2 (9). – С. 61-72.
9. Еремина Ж.С.; Кашуба А.Г.; Кашуба А.О.; Лозовая В.А.; Переседова И.А.; Федорова Н.В.; Филиппова Е.А. Потенциал системы дополнительного образования для развития человека будущего: проблемы и тенденции, адаптация к общественным изменениям, условия реализации // Социальные от ношения. – 2017. – № 4 (23). – С. 6-21.
10. Ермолова М. В. Психология развития [Текст]: Методическое пособие / М. В. Ермолова. - М. Воронеж. 2008. – 336 с.
11. Жданова М.Ю. Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности // Молодой ученый. – 2016. – Ч.1 – № 7.6 (111.6). – С. 77-78.
12. Жолудева С.В., Пуголовкина, К.О. Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом // Вестник Челябинского государственного университета – 2016. – №8 – С. 126–130.
13. Кашуба А.Г.; Кашуба А.О.; Минаева С.В.; Михайлов М.Г.; Яковлева Т.И. Формирование у обучающихся предпосылок к творческой деятельности: гармонизация урочной и внеурочной деятельности // Социальные отношения. – 2016. – № 4 (19). – С. 25-33.
14. Кашуба А.Г.; Кашуба А.О.; Михайлова Т.А.; Михайлов М.Г. Социально значимые направления развития системы дополнительного образования с учетом интересов личности и современных тенденций в обществе // Личность в природе и обществе: Научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений. Москва, 7 апреля 2017 г.) / Сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. – Москва: РУДН, 2017. – С. 86-89.
15. Кашуба А.Г.; Кашуба А.О.; Федоров О.Г. Возможности системы дополнительного образования как воспитательного и исследовательского центра // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. Москва, 7-8 июня 2016 г. – Москва: Изд-во Московского психологического университета, 2016. – 816 с. – С. 374-377.
16. Львова С.В. Трудности адаптации пятиклассников к обучению к средней школе [Текст] / С. В. Львова / В сб.: Open innovation: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – М., 2017. - С. 204-207.
17. Львова С. В. Развитие творческого мышления и воображения младших школьников [Текст] / С. В. Львова, К. А. Аракелян // ЦИТИСЭ – М., 2017, №2(11). С.13.
18. Львова С.В. Профессионально значимая мотивация у студентов педагогического университета [Текст] / С. В. Львова, // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2007. № 2. С. 29-38
19. Михайлова Т.А. Роль учреждений системы дополнительного образования в процессе социализации выпускников старших классов в профессиональной деятельности // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 6 (125). – С. 148-153.
20. Мокшина Н.Г. Формирование лидерских качеств у детей и подростков как психолого-педагогическая проблема // Фэн-наука. – 2013. №2(17). – С.31-34
21. Наука и общество: проблемы современных исследований. ХI Международная научно-практическая конференция : сборник статей в 2 ч. – Ч. 2 ; под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева. – Омск : Изд-во ОмГА, 2016. – 196 с.
22. Немов Р.С. Психология. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 2012. - 220 с.
23. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова – М.: Эксмо, 2012. – 341 с.
24. Охлопкова Д.К. Социально-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме // Наука и современность. 2013. № 25-1. С. 118-123.
25. Охлопкова Д.К.; Трунова А.П.; Яковлева Т.И. Использование потенциала социальной среды для помощи обучающимся в их профессиональном самоопределении // Социальные отношения. – 2014. – № 1 (8). – С. 60-67
26. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. - СПб: СПбГУП, 2010. - 533 с.
27. Пенская Е.А. Учет особенностей подросткового возраста при формировании и развитии лидерских качеств. // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. №66. - С.79-84.
28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологическая характеристика лидерства. - М.: Теоретическая психология, 2012. - 281 с
29. Рябышева Ю.Ю., Валеева Р.А. Особенности развития лидерских способностей у старших подростков // Образование и саморазвитие. – 2012. Т.4. №32. – С.131-136.
30. Сергунина С.В Развитие лидерских качеств подростков в процессе тренинговых занятий. [ТЕКСТ] / С. В. Сергунина//Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции Саранск, 2016.- с 284-288
31. Федоров О.Г. Развитие системы дополнительного образования на основе создания в ней образовательно-исследовательских центров // Социальные отношения. – 2016. – № 1 (16). – С. 39-45.
32. Чаморро-Премузик, Т. Уверенность в себе: Как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 266 с.
33. Лидерские качества подростка. - http://www.relaxon.net/vsyako-razno/liderskie-kachestva-podrostka
34. Проблема уверенности в себе в подростковом возрасте. - https://elibrary.ru/item.asp?id=35659612