Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В Российской Федерации проживает 42 млн. пенсионеров, из них 35,5 млн. – пенсионеры по старости, что составляет третью часть всего населения. В связи с этим, вопросы пенсионного обеспечения российских граждан постоянно находятся на пике актуальности. Перешагнув рубеж тысячелетий, Россия ужу пережила 2 пенсионные реформы (2001 и 2013 гг.), целью которых было преобразование пенсий граждан в страховые, предоставляемые на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и иной общественно-полезной деятельности.
Таким образом, сфера пенсионного обеспечения выводится из поля ответственности только государства и возлагается на плечи самих работников. За государством сохраняет обязанность выплаты пенсий гражданам, не имеющим страхового стажа по объективным причинам.
С 1 января 2015 года понятие «трудовые пенсии» утратило свое значение и на смену ему пришло понятие «страховые пенсии». Кроме того, еще более усиливая страховую природу пенсий по старости, ставя их зависимость от страховых выплат, помимо страховых пенсий с 1 января 2015 г. российским гражданам также предоставляется право на накопительные пенсии.
При этом часть взносов по обязательному пенсионному страхованию гражданин может перевести на свое усмотрение в любой негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию (частную или государственную). Выбранная организация будет инвестировать взносы и со временем увеличивать суммы пенсионных накоплений.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере назначения и выплаты страховой пенсии по старости.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения.
Целью исследования является анализ страховой пенсии по старости, ее условий и последствий.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие пенсионного обеспечения в РФ;
изучить понятие страховой пенсии по старости и условия ее назначения;
охарактеризовать изменения, касаемые назначения страховой пенсии по старости;
выявить последствия изменения пенсионного законодательства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ
1.1 Понятие пенсионного обеспечения в РФ
Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.
В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России. В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете Пенсионного фонда России, составляемом ежегодно Правительством .
Задачей обязательного пенсионного страхования, как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.
В данной системе участвуют три субъекта:
застрахованные лица (работают на страхователя);
страхователь, который отчисляет страховые взносы (страховщику);
страховщик выплачивает пенсии и пособия при наступлении страхового случая .
Осуществляется он путем открытия индивидуального лицевого счёта в пенсионном фонде РФ с последующей выдачей гражданину страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
На данный лицевой счёт каждый месяц приходят отчисления (страховые взносы) от лица работодателя застрахованного человека во время перечисления последнему заработной платы.
В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.
Страховая пенсия действует в рамках распределительной политики. Взносы, поступающие на лицевой счёт в Пенсионный фонд России, идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам – таким образом финансируется пенсия каждого будущего поколения .
С учетом роста инфляции и заработных плат Пенсионный фонд России ежегодно проводит индексацию страховой части трудовой пенсии.
Накопительная же пенсия – это средства, которые накапливаются и хранятся на лицевом счёте вплоть до пенсионного возраста, и получить эти средства гражданин может лишь при достижении данного возраста.
Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления – это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).
Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. У мужчин с 1953 по 1966 г. р. и у женщин с 1957 по 1966 г. р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.
Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.
Такую структуру страховая система России обрела лишь в 2002 году, до этого система функционировала на основе принципа распределения, т.е. пенсии полностью финансировались с налоговых отчислений работодателей с фонда заработной платы.
1.2 Понятие страховой пенсии по старости и условия ее назначения
Финансовой основой формирования пенсий в новой рыночной системе стали страховые взносы работодателя за работника в Пенсионный фонд России. Общий тариф страховых взносов работодателя на обязательное пенсионное страхование составляет 22% от суммы начисленной заработной платы, из них 16% поступают на формирование страховой пенсии, а 6% – на формирование фиксированной выплаты пенсионерам.
В составе выплачиваемых пенсий также действуют страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.
Страховая пенсия по старости назначается гражданам, достигшим пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Под страховым стажем в системе пенсионного обеспечения понимается общая
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
2. Федеральный закон от 03.10.2018 № 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 41. – Ст. 6189.
3. Федеральный закон от 03.10.2018 № 351-ФЗ «О внесении изменения в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 41. – Ст. 6191.
4. Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 41. – Ст. 6192.
5. Федеральный закон от 03.10.2018 № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 41. – Ст. 6393.
6. Аверин А.Н., Понеделков А.В., Воронцов С.А., Голобородько А.Ю. Динамика государственных минимальных социальных гарантий. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2018. – № 5 (96). – С. 111 – 114.
7. Аверин А.Н., Понеделков А.В., Воронцов С.А., Голобородько А.Ю. Уровень заработной платы в Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2018. – № 5 (96). – С. 115 – 118.
8. Богма К.А. Социальные особенности реформирования системы здравоохранения в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. – № 2. – С. 256 – 260.
9. Бондарев В.Г., Давыдов Л.В., Стребков А.И. Социальная политика как политический механизм принуждения к бедности и сдерживания социума от «социальных потрясений» // Конфликтология. – 2012. – Т. 1. – С. 87 – 106.
10. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. – 2017. – № 1 (63). – С. 30 – 37.
11. Гусенко М. Людей предпенсионного возраста взяли на учет // Российская газета. – 2018. – 1 октября.
12. Гусенко М. Пенсия плюс // Российская газета. – 2018. – 3 сентября.
13. Кострюкова В.В. Основы пенсионного страхования в России: проблемы и перспективы // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С. 90.
14. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник. – М.: Юрайт, 2014.
15. Милославский М. Город поддержит // Российская газета. – 2018. – 27 сентября
16. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А. Противоречия в контексте переходных периодов транзитивного общества // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 111.
17. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты». – 2016. – Вып. 5. – С. 56.
18. Трудное, непростое, но необходимое решение. Обращение Президента к гражданам по поводу изменений пенсионной системы // Российская газета. – 2018. – 30 августа.
19. Что положено «предпенсионеру» // Российская газета. Неделя. – 2018. – 27 сентября.