Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что сегодня в обществе начинает увеличиваться доля с ОВЗ. Потеря слуха или нарушение слуха – это одна из форм ОВЗ. К сожалению сегодня, процент детей страдающих проблемами со слухом растет. Не обязательно, что данная проблема ведет к инвалидности, но она приводит к снижению качества жизни ребенка.
Эффективных оперативных методов борьбы с ограничением возможностей здоровья человечество не разработало. Кохлеарная имплантация – это оперативный метод вживления импланта в районе височной кости и ушной улитки. Данное устройство при условии правильной работы импланта гарантирует возвращение слуха ребенку на высокий уровень.
К сожалению, научное и медицинское сообщество не может сегодня предложит эффективной программы реабилитации ребенка перенесшего операцию по кохлеарной имплантации. Проблема состоит в том, что разные специалисты считают, что в реабилитации должно быть только одно превалирующее направление. Соответственно медики делают упор на медицинскую составляющую. Дефектологи – работают с проблемой слуха, вернее адаптации ребенка к возвращению слуха. Психологи отмечают важность реабилитации ребенка не только в части подготовки к операции, но и приспособления ребенка к жизни со слуховым аппаратом.
Однако самой важной задачей является обучение ребенка условиям и правилам жизни в современном обществе. Психологи отмечают, что родители и специалисты не должны допускать ситуации, чтобы ребенок воспринимал себя особенным. Слуховой аппарат – это только необходимость, в остальном ребенок самый обыкновенный.
Только такой подход поможет ребенку вырасти самостоятельным и полностью подготовленным к жизни в социуме. Отсутствие такого базиса превратит перспективную личность в личность зависимую от социальной помощи и не готовую к жизни в социуме.
Цель исследования – выявить особенности реабилитации детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.
Объект исследования – кохлеарная имплантация.
Предмет исследования – реабилитация детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину кохлеарная имплантация.
2. Рассмотреть особенности работы органа слуха.
3. Выявить особенности реабилитации детей перенесших кохлеарную имплантацию.
4. Оценить современные подходы и проблемы к реабилитации детей перенесших кохлеарную имплантацию.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие о кохлеарной имплантации
1.1. Медицинские аспекты работы органа слуха и кохлеарной имплантации
Наружное и среднее ухо проводят звук. Во-первых, звуковые волны приводят барабанную перепонку. Барабанная перепонка, в свою очередь, приводит в движение цепочку слуховых косточек (лодыжка, incus и стремя). Нижняя пластина стремени, расположенная на конце цепи слуховых косточек, соединена с краями круглого окна внутреннего уха или улитки мембраной.
Внутреннее ухо представляет собой полость в форме спирали, заполненную жидкостью. Колебания подножки переносятся в эту жидкость.
Механические колебания преобразуются в нервные импульсы чувствительными клетками внутреннего уха, так называемыми волосковыми клетками. Они производят электрические потенциалы действия, которые передаются от спирального ганглия к мозгу через слуховой нерв. Мозг принимает нервные импульсы и формирует звуковой образ.
Чувствительные волосковые клетки могут быть повреждены в результате целого ряда заболеваний или травм. Поврежденные волосковые клетки не способны преобразовывать механическую вибрацию в потенциалы действия. Со смертью всех волосковых клеток наступает полная глухота. Глухота, сложившаяся до того, как ребенок овладевает речью, называется прелингвальным [5, с. 111].
Если во время потери слуха ребенок говорил, это глухота постлигвальная.
Как работает система кохлеарной имплантации
Звуки улавливаются микрофоном и передаются на речевой процессор. В современных моделях эти два блока сочетаются и носятся за ухом. В речевом процессоре все окружающие звуки специальным образом кодируются в электрические импульсы, и передатчик, который удерживается на коже как магнит, отправляется через кожу в приемник, закрепленный в височной кости. От приемника импульсы направляются вдоль рабочего электрода в улитку, где они стимулируют спиральный ганглий слухового нерва [11, с. 88].
Таким образом, вся система кохлеарной имплантации состоит из двух частей, которые физически не связаны между собой: внешней, которую можно надевать и снимать в любое время, и внутренней, при установке которой ставится задача реальной операции кохлеарной имплантации. состоит. В настоящее время используются две модели имплантатов: одна кодирует звук через 12 каналов (и 12 пар контактов на рабочем электроде в улитке) - Combi 40+, другая имеет многообещающие технические решения, которые будут активированы в ближайшем будущем - это Pulsar. Вся система питается от батарей (расположенных в ухе) или батарей (есть отдельный батарейный блок).
Кроме этого следует сказать, что имплант весьма компактный. Сам датчик с микрофоном небольшого размера и легко может быть скрыт ушной раковиной. Такая опция превращает слуховой аппарат в незаметное устройство о существовании, которого может быть ознакомлен только сам ребенок, а не окружающие.
Кроме этого следует сказать, что компактность и незаметность слухового аппарата имеет большое значение для подростка. Особенно если речь идет о ребенке, который учится в обычной школе, а не в специальной. Нужно напомнить, что не всегда операбельное лечение ОВЗ является признаком или критерием, по которому можно определить тяжесть ОВЗ.
В некоторых случаях ребенок может стать жертвой аварии или генетической аномалии, в результате которой может происходить постепенное снижение остроты слуха вплоть до полной глухоты. Именно в таких случаях необходим такой имплант.
1.2. Показания к кохлеарной имплантации и принципы реабилитации
Показания к кохлеарной имплантации [5, с. 112]:
• двусторонняя глухота или потеря слуха IV степени с порогами слуха при частотах речи 90 дБ или более; неэффективность использования слуховых аппаратов (желателен опыт ношения не менее 4 месяцев);
• разборчивость речи не превышает 30% для повседневных предложений (открытый выбор) и не выше 10% для односложных слов (открытый выбор) со слуховым аппаратом;
• сохранение функции нейронов спирального ганглия, слухового нерва и центральных отделов слухового анализатора (по данным аудиологического обследования);
• высокая мотивация больного и его близких родственников.
Операцию можно проводить с полутора лет, верхний предел не ограничен (при отсутствии противопоказаний).
Противопоказания к операции кохлеарной имплантации [1, с. 80]:
• воспалительные заболевания среднего уха;
• перфорация барабанной перепонки;
• сохранение функции волосковых клеток (по данным отоакустической эмиссии);
• полная облитерация улитки *;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власова А.О., Богданова Е.А. Кохлеарная имплантация. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Специальная психология в отоларингологии. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Измайлова В.П. Классификация нарушений слуха. Методики коррекции. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. ОВЗ и психика ребенка. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
5. Ильина В.О. Методы психокоррекции заболеваний слуха у детей // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
6. Карнаухов Г.З. Медико-психологические особенности реабилитации детей с ОВЗ. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
7. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Кохлеарная имплантация. Особенности адаптации психики ребенка. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
8. Корецкий В.И. Кохлеарная имплантация. Принципы проведения операции. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
9. Костомаров Н.И. Особенности мпсихолого-педагогического сопровождения детей перенесших кохлеарную имплантацию // Медицинские монографии и исследования . Кн. 1. М.: Академия, 2015. – 386 с.
10. Котов М.С., Егоров С.С. Показания к кохлеарной имплантации. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
11. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Принципы лечения и реабилитации детей с глухотой. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
12. Суворов В.А. Глухота. Принципы лечения и профилактики. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
13. Терентьева О.В., Логинова В.С. Реабилитация детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
14. Федорова О.Д. Нарушение слуха и кохлеарная имплантация. – Новороссийск: Акцент, 2017. – 1380 с.