Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема социальной реабилитации военнослужащих прошедших горячие точки в нашей стране стоит очень остро. Дело в том, что, по сути, своей данной проблемой наука не занималась. Вернее было бы сказать, что еще после Великой отечественной войны психологи начали накапливать опыт изучения психики воинов прошедших войну.
Именно Великая отечественная война стала первым конфликтом, который принес нашей стране большое количество воинов с неуравновешенной психикой и которые мечтали вернуться обратно на войну. Однако программ по реабилитации таких военнослужащих тогда просто не существовало. В лучшем случае, им давали короткие отпуска домой или давали большой объем работы, что бы у человека не оставалось времени для раздумий.
Вторым важным звонком для отечественной науки стала война в Афганистане. Нужно признать, что к этой войне отечественная психология и психиатрия смогла предложить первые варианты купирования боевого синдрома. Проблема состоит в том, что по своей сути ветераны боевых действий – это своего рода наркоманы. Только зависят они не от лекарственного средства или табака, а от ощущения эйфории.
Проблема состоит в том, что военнослужащий, побывавший на войне в условиях настоящих боевых действий, а не показной учебной стрельбы испытывает два противоположных чувства. С годной стороны – это страх. Любой человек боится умереть, боится быть убитым или остаться инвалидом на всю оставшуюся жизнь.
С другой стороны – он испытывает чувство восторга или эйфории, если он смог провести успешную боевую операцию. Это очень важно, поскольку такой человек не испугался выскочить из окопа или укрытия на противника. При этом боец выполнял отданные ему приказы, не прятался от каждого шороха. Другими словами солдат выполняет распоряжения командиров и не боится окружающей его обстановки. Самое главное – он не боится собственных страхов, он их пересиливает.
Военнослужащий начинает наслаждаться своим положением – разумного победителя не только врага внешнего, но и своего страха. С этого момента начинается проблема психокоррекционной работы. Такая эйфория может привести к нескольким исходам. С одной стороны солдат, может не дожить не до какой эйфории, а просто погибнуть, прячась от каждой пули и получить случайный осколок. С другой стороны он может продолжать дальше жить и служить, зная, что он боялся, но он смог пересилить свой страх. Третий вариант – это бесшабашная смелость. Здесь военнослужащие еще на войне начинают совершать неразумные поступки, бравировать своей смелостью и т.д. Как правило, такая бравада заканчивается или смертью, или ранением или неврозом.
Проблема же еще состоит в том, что солдаты в мирной жизни пытаются найти аналог своему ощущению эйфории, но не могут. Сложно им и просто найти место для себя. От ветеранов отказываются именно в силу того, что в обществе их считают безумными и неуравновешенными.
Цель работы – выявить особенности социальной реабилитации военнослужащих, вернувшихся из горячих точек.
Объект исследования – социальная работа с военнослужащими.
Предмет исследования – социальная реабилитация военнослужащих, вернувшихся из горячих точек
Задачи исследования:
1. Дать определение термину социальная работа с военнослужащими.
2. Выявить особенности проведения такой работы.
3. Охарактеризовать деятельность организаций занимающихся такой деятельностью.
4. Предложить принципы реформирования системы социальной работы с военнослужащими.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические основы социальной работы с военнослужащими
1.1. Понятия социальной работы с военнослужащими
Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями различается в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контактному контингенту, составу военнослужащих, длительностью пребывания на военной, службе. Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятиях, чтобы выработать привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы в постоянном окружении других людей.
Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы тех, кому оказывается помощь. Скорректировать личностные установки клиентов, научив их правильно воспринимать принудительные стороны своей жизни; внести элементы социальной справедливости в рамки субординационных отношений, характерных для военной службы [11, c. 23].
Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, в первую очередь социальная зашита военнослужащих является их функциональной обязанностью, ею занимаются также военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры, руководители любого ранга также должны держать эти вопросы в поле своего внимания, обеспечивая в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач — соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством; контроль над обеспечением таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.
Большое значение в социальной работе с военнослужащими является психолого-социального сопровождения семей военнослужащих. Быт военного – это тяжелое испытание для семей. Как правило, в гарнизонах женщинам очень тяжело найти работу. Подчеркнем, что речь идет о любой работе, а не то, что по специальности. Даже в ситуации крупных градообразующих гарнизонов это является большой проблемой.
Точно так же важно обеспечивать сопровождение детей военнослужащих. Как правило, в силу специфики службы дети долго не видят своих отцов. Особенно это касается семей, где отцы офицеры флота. Само тяжелое положение в этом отношении у офицеров-подводников.
Обеспечение данных сфер жизни семей будет способствовать нормализации отношений в семьях, а так же приведет к нормализации психологического состояния самого военнослужащего.
Самой специфической формой социальной работы является подготовка военнослужащих к выходу в отставку, а так же сопровождение ветеранов боевых действий. Что касается выхода в отставку, то здесь военнослужащим разъясняются их права на получение жилищных сертификатов, а так же дается разъяснение по вопросам их социального обеспечения.
Нужно отметить, что чаще всего военнослужащие выходят в отставку, имея довольно сумбурное представление о нормах социальной поддержки, которую им может оказать государство в лице МО. Чаще же всего сами бывшие офицеры и прапорщики стесняются обратиться в органы социальной защиты при МО для получения той или иной помощи [4, c. 31].
Вторая группа – это помощь участникам боевых действий. Здесь ситуация более сложная.
К сожалению, современная отечественная психология и психиатрия в неполной мере научилась купировать т.н. «синдром боевых действий». Все участники боевых действий живут с этим синдромом. Однако в силу устойчивости психики, а так же наличия хобби или другой компенсаторной деятельности такие военнослужащие научились вымещать негативные стороны данного синдрома. По-крайней мере такая группа ветеранов не злоупотребляет алкоголем и не ведет других форм девиантного поведения.
Большинство же ветеранов подвержено в полной мере всем признакам синдрома участника боевых действий. Это и уже употреблявшийся алкоголизм и многое другое. На физиологическом уровне у таких ветеранов может быть обнаружено множество сопутствующих заболеваний. Однако самая большая проблема – это отсутствие компенсаторной деятельности. Специалист по социальной работе вместе с психологом должны пристально наблюдать за такими военнослужащими и предложить им формы замещающей деятельности.
С последствиями травмирующего события нужно бороться самым активным образом, а не прятаться за девиантным поведением. Саморазрушение – это капитуляция перед стрессом.
Нужно так же отметить, что по опыту войны в Чечне многие ветераны стремились вернуться обратно на войну не сумев устроиться в части живущей в условиях мира. Отчасти это связано с тем, что сами ветераны стремились вернуть ощущение эйфории от преодоления страха. Отчасти и потому, что на войне жизнь кажется проще – задача выжить и победить конкретных врагов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власова А.О., Богданова Е.А. Военно-социальная работа в российской армии и флоте. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Социальная защита военнослужащих. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Измайлова В.П. Классификация ветеранов боевых действий. Методики коррекции. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Война и психика человека. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
5. Ильина В.О. Постстрессовые расстройства психики военнослужащих связанные с пребыванием в зоне боевых действий // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
6. Карнаухов Г.З. Психолого-медико-социальное сопровождение военнослужащих прошедших горячую точку. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
7. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Война. Особенности адаптации психики военнослужащих. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
8. Корецкий В.И. Медико-социальная работа с лицами прошедшими горячую точку. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
9. Костомаров Н.И. Особенности медико-социального сопровождения военнослужащих с синдромом «войны в Афганистане» и «войны в Чечне» // Медицинские монографии и исследования . Кн. 1. М.: Академия, 2015. – 386 с.
10. Котов М.С., Егоров С.С. Социальная работа в армии. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
11. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Программы психолого-социального сопровождения военнослужащих прошедших горячие точки. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
12. Суворов В.А. Современные подходы к организации социальной работы в армии. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
13. Терентьева О.В., Логинова В.С. Методы адаптации и коррекции состояний военнослужащих с пострессовыми расстройствами. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
14. Титова Н.С. Социальная работа и поддержка военнослужащих с постсттрессовыми расстройствами. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
15. Федорова О.Д. Международный и российский опыт коррекции военнослужащих с пострессовыми расстройствами. – Новороссийск: Акцент, 2017. – 1380 с.