Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В развитии отечественной культуры огромную роль играет музы-кальное искусство, которое возвышает и окрыляет человека, обогащает его духовный мир, помогает формировать его мировоззрение и эстетический вкус. Музыкальное искусство тесно связано с жизнью людей, оно оказыва-ет большое влияние на их умы и души. Особый интерес к музыке проявля-ет молодёжь. Однако свои предпочтения молодые люди отдают, в большей степени, популярной и электронной музыке, не всегда позитивно влияю-щей на психоэмоциональное и нравственное развитие личности. В то же время сегодня в отечественной музыкальной культуре остаётся актуальной традиция вокального ансамблевого исполнительства, особенно поддержи-ваемая в последние годы средствами СМИ и положительно воздействую-щая на музыкальное воспитание молодёжи.
Растущая популярность в молодёжной студенческой среде ансам-блевого пения как разновидности музыкального искусства обусловливает-ся рядом объективных факторов, среди которых необходимо подчеркнуть следующие:
• наличие вокального певческого инструмента у каждого исполни-теля;
• отсутствие у начинающего участника вокального ансамбля огра-ничений в возрасте и специальном музыкальном образовании;
• стремление молодых людей к достижениям и их публичной демон-страции, в том числе в сфере музыкального искусства;
• доступность занятий по вокалу и ансамблевому пению благодаря созданию широкой сети государственных и частных учреждений культуры и образования всех уровней и типов;
• развитие вокального ансамблевого творчества в кружковой и фа-культативной внеаудиторной работе студенческих культурно образова-тельных центров и клубов.
Организационная и содержательная работа с вокальным коллекти-вом в условиях функционирования культурно-образовательных центров строится на основе достижений таких наук, как: музыкальный менеджмент, музыкознание, эстетика, психология, педагогика, методика музыкального воспитания и вокального обучения.
Вокальные ансамбли, являясь малой формой совместного музици-рования, занимают значимое место в широкой концертной практике. При этом они могут быть разными по уровню подготовки исполнителей и по стилю исполнения. Занятия студентов в вокальном ансамбле культурно-образовательного центра способствуют расширению музыкальной куль-туры молодых людей, развитию их музыкальных способностей (мелодиче-ского, ритмического, тембрового, гармонического слуха; вокального го-лоса; музыкальности в целом), а также воспитывают сценическую культу-ру, музыкально-художественный вкус, творческую инициативу и самосто-ятельность. Особенно необходимо подчеркнуть тот факт, что участие сту-дентов в вокальном ансамбле влияет на развитие их исполнительских навыков, что положительно сказывается на самооценке личности и её творческом развитии в целом. Дело в том, что в процессе ансамблевого пения даже при имеющихся весьма скромных вокальных данных у каждо-го участника ансамбля появляется возможность самовыражения, публич-ной демонстрации собственных достижений. Это, в свою очередь, обу-словливает стремление студенческой аудитории к освоению вокального ансамблевого исполнительства. Развитие исполнительских навыков сту-дентов (звукообразования, дыхания и т.д.), как и успешность творческой деятельности вокального ансамбля в целом, во многом зависит от про-фессиональной организации его работы, позволяющей:
1) грамотно выстроить репетиционную и концертную деятельность вокального коллектива для достижения высоких исполнительских резуль-татов; 2) мотивировать стремление студентов к систематическим занятиям по вокалу для совершенствования их исполнительских навыков; 3) опти-мально организовать работу каждого участника с учётом его способностей и потребностей; 4) выстроить творческое взаимодействие участников во-кального ансамбля; 5) научить студента понимать и доносить смысл му-зыкального произведения слушателям с помощью различных исполни-тельских способов передачи художественного образа. В студенческом культурно-образовательном центре имеются особые условия для органи-зации вокального ансамбля с целью развития исполнительских навыков молодёжи. Здесь студенты могут не только систематически заниматься во-кальным исполнительством, но и с успехом реализовать свои потребности через общение с музыкальным искусством, полноценное включение в ин-тересный творческий процесс, коллективное участие в различных куль-турно-массовых мероприятиях.
Объектом исследования является процесс развития исполнительских навыков студентов.
Предметом исследования является специфика организации репети-ций вокального ансамбля как средства развития исполнительских навыков студентов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВО-КАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИ-ТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ
1.1. Характеристика вокального ансамбля
Понятие «ансамбль» происходит от французского «ensemble» – со-вокупность, единство частей, образующих одно целое. В музыкальном ис-кусстве термин «ансамбль» обозначает художественный коллектив из не-скольких исполнителей, которые идут к одной цели – создание художе-ственного творения [11, с. 24]. Слово «ансамбль» употребляется не только в музыке, но и в художественном искусстве, архитектуре, театре. В изоб-разительном искусстве «ансамбль» означает сочетание произведений ху-дожественного искусства и их дополнение друг другом. В архитектуре «ансамбль» обозначает единство пространственной композиции зданий, сооружений, произведений монументальной живописи, скульптуры и са-дово-паркового искусства [18, с. 18]. В.И. Краснощёков отмечает, что в музыке понятие ансамбль (от фр. ensemble – вместе) имеет несколько зна-чений: а) совместное исполнение несколькими певцами или инструментали-стами музыкального произведения; б) небольшая группа музыкантов, сов-местно исполняющих музыкальное произведение; в) музыкальное сочине-ние, предназначенное для исполнения небольшой группой певцов или ин-струменталистов; г) коллектив, объединяющий исполнителей различных видов искусства; д) художественное единство при совместном исполнении, согласованность, уравновешенность всех компонентов исполнения [1, с. 201-202]. О.С. Изюрова музыкальным ансамблем называет «несколько ис-полнителей, являющихся единым художественным коллективом, реализу-ющих общую цель – создание художественного продукта, а также
слаженное исполнение музыкального произведения несколькими музыкан-тами».
Различные приемы владения голосом появились лишь к V веку, и только в XVI веке вокальное искусство получило более четкие представле-ния о владении голосом. Вокальные методики появились в результате возникновения национальных вокальных школ в Западной Европе. Пер-выми преподавателями были композиторы, владевшие разными техниками формирования вокального звука, дыхания, развития силы звука. Из своих учеников они пытались сотворить идеальные «живые инструменты».
Самыми известными были итальянская, французская и немецко-австрийская вокальные школы. В XIX – XX веках вокальное искусство широко развивается во всех европейских государствах, в Южной Америке, США, Канаде, а также в Японии, Корее и других странах [4, с. 40]. В Рос-сии одним из первых учителей стал И.А. Рупин, крепостной костромской губернии, который обучился пению в Италии. В России до начала XVII века вокальное искусство существовало только в форме народного и цер-ковного пения.
Нельзя не отметить огромную роль русского городского романса в истории отечественного вокального искусства, а также деятельности ком-позиторов, певцов и педагогов А.Е. Варламова и П. П. Булахова. На раз-витие вокального искусства повлияло становление русской оперы как са-мостоятельного музыкального жанра, не менее значительной была и роль М.И. Глинки – исполнителя и вокального педагога, создателя своеобраз-ной школы «концентрического развития голоса». Он писал, что музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют. В дальнейшем на развитие русской вокальной школы и ее исполнительские принципы ока-зали влияние творчество, а также критическая и педагогическая деятель-ность А.С. Даргомыжского, А.М. Серова, М.А. Балакирева, П.А. Кюи, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского. Харак-терные черты русской вокальной школы – это мастерство драматической игры, простота и задушевность исполнения при совершенной вокальной технике, умение сочетать вокальное мастерство с эмоционально окрашен-ным живым словом. С вокальным искусством развивались
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образова-ния [Текст] / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – Москва: Прометей, 2013. – 718 с.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном воспитании, про-свещении, образовании [Текст] / Б.В. Асафьев. – Москва: Музыка, 1965. – 151 с.
3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л.А. Баренбойм. – Москва: Планета музыки, 2017. – 340 с.
4. Бровко В. Л. Азбука аранжировки [Текст] / В.Л. Бровко. – Санкт-Петербург: Композитор, 2004. – 84 с. 5. Бочкарев Л.Л. Психология музы-кальной деятельности [Текст] / Л.Л. Бочкарев. – Москва: Классика-XXI, 2017. – 352с
6. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание [Текст] / Н.А. Ветлуги-на. – Москва: Советский композитор, Вып. 1, 1978. – 160 с.
7. Гамезо М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва: «ЧеРо», «Юрайт», 2012. – 336 с.
9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсди-нер. – Москва: МИП «Магистр», 1993. – 190 с.
10. Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей [Текст] / Кэрол Дуэк. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с.
11. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором [Текст] / Г.А. Дмитриевский. – Москва: Музгиз, 1957. – 106 с.
12. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певче-ского голосообразования: методические рекомендации для учителей музы-ки [Текст] / В.В. Емельянов. – Тюмень: Тюменский изд. Дом, 2014. – 79 с.
13. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе [Текст] / Д.Б. Кабалевский. – Москва: Педагогическое общество России, 2018. – 576 с.
14. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художе-ственном коллективе [Текст] / А.С. Каргин. – Москва: Просвещение, 1984. – 224 с.
15. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические пробле-мы руководства [Текст] / А.Г. Ковалев. – Издание 2-е, дополненное. – Москва: Политиздат, 1978. – 279 с.