Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поступая в школу, дети сталкиваются с новыми условиями, требованиями, с новыми людьми. Процесс обучения редко бывает гладким и простым, особенно вначале, как для самих детей, так и для родителей и педагогов. Одной из важнейших проблем является агрессивное поведение младших школьников, которой уже посвящено немало исследований.
В общем, агрессия – это поведение, приносящее вред, но проявляется оно по-разному. Агрессия может быть вербальной (словесной), физической (драки, швыряние предметов и т. п.), косвенной (провокация, сплетни, ябедничество). Кроме того, к агрессивному поведению относят раздражительность (вспыльчивость, грубость по любому малейшему поводу) и негативизм (противодействующее, оппозиционное поведение). Отдельным видом является аутоагрессия, то есть направленная на самого себя.
Актуальность работы. Агрессивные дети чаще всего тревожны, озлобленны, эгоцентричны, нечувствительны к чувствам других людей, имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную) и трудности в решении жизненных проблем. У них бедный духовный мир, мало или совсем нет никаких увлечений. И, напротив, агрессию могут проявлять хорошо развитые и социализированные дети для самоутверждения, поднятия своего авторитета.
За прошедшие годы психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по изучению агрессивного поведения школьников [27, с. 54]. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Ковалева А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Платонова К.К. и других авторов.
По мнению известных психологов и психотерапевтов, агрессивным называют поведение, при котором у человека возникает желание нанести кому-либо преднамеренный моральный или физический вред, создать благоприятную ситуацию для психологического дискомфорта. Демонстрация агрессии может проявляться не только по отношению к человеку, но и к животным или каким-то неживым предметам (порча имущества, осквернение памятников), в этом случае говорят о вандализме.
По утверждению Зигмунда Фрейда, агрессивность заложена в человеке от природы, поэтому такую форму поведения можно ослабить, но она не поддается лечению.
Агрессивные мысли возникают у многих людей, но кто-то умеет с ними справляться, а кто-то нет. И тогда речь идет о серьезных гормональных и психоневрологических изменениях в организме, которые требуют специального лечения.
Цель исследования: изучить агрессию младших школьников.
Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников.
Задачи:
Проанализировать феномен агрессивного поведения младших школьников в психолого - педагогической литературе.
Выявить особенности агрессивного поведения младших школьников.
Разработать модель психолого-педагогической коррекции младших школьников.
Определить этапы, методы и методики исследования.
Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
Разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения.
1.Теоретические аспекты агрессивного поведения младших школьников
1.1.Причины агрессивного поведения
Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.
Семья - это первый институт социализации, который оказывает мощное влияние на поведение и мироощущение человека. Если ребенок растет в неблагополучной семье, в семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. Также он привыкает к постоянному ощущению враждебности, опасности и во всех остальных отношениях ведет себя агрессивно, как только почувствует малейшую угрозу. Кроме того, запрет на выражение негативных эмоций, наказание за их проявление порождают еще большую агрессию, которая может быть направлена на себя или на одноклассников. Еще много существует моментов в родительском поведении, способствующих развитию агрессии: невнимание, безразличие, отсутствие доверительных отношений, слишком жесткий контроль, непоследовательность в воспитании и т. д.
Феномен агрессии достаточно широко исследуется в психологии. На сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из популярных напрaвлений в исследовaниях психологов всего мира. Связано это, скорее всего, с огромным ростом уровня агрессивного поведения и насилия в современном обществе [17, с. 46].
По мнению Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, агрессия - «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» [цит. по 3, с. 320].
Классическое определение aгрессии было предложено А. Бассом, который охарактеризовал агрессию как «реакцию, наносящую вред другому организму» [цит. по 14, с. 57].
В психологическом словаре определение агрессии звучит так:
«Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт» [43, с. 16].
В психолого-педагогической и специальной литературе используется также и термины «агрессивность». А.А. Реан указывает, что «различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям: не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности; с другой стороны, агрeссивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения, как агрессивных действий, всегда является результатом сложного взаимодействия ситуативных факторов» [цит. по 55, с. 49].
Склонность к агрессивному поведению усиливается, когда блокируется целенаправленное поведение. Весьма вероятно, что корни фрустрации лежат в потребности контролировать или быть контролируемым. Когда этому что-либо препятствует, человек пребывает в состоянии фрустрации.
Теория социального научения сконцентрировала в себе следующие представления: агрессивность формируeтся в течение жизни и в частности в процессе социализации личности; особенно – в результате наблюдения за поведением родителей и других старших членов семьи и сверстников.
Огромное влияние оказывает компания сверстников, нормы и правила общения в ней, под которые приходится подстраиваться. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые», либо они могут так реагировать на отвержение, на плохое отношение к себе со стороны одноклассников.
И не стоит недооценивать влияние средств массовой информации. Ценности, образцы поведения, транслируемые с экранов телевизоров, компьютеров впитываются детским умом без особой критики и чаще всего учат тому, что круто быть сильным, добиваться всего физическим насилием и т. д.
На все эти факторы, конечно же, накладываются индивидуальные особенности каждого ребенка (черты характера, темперамент и т. д.). Что касается именно младших школьников, то плюс ко всему для них важной фигурой становится учитель, и его отношение, поведение также влияет на учеников. Демонстрируемая им манера поведения, обращение перенимаются детьми. Помимо фигуры учителя значимыми являются оценки, которые он ставит, его похвала и критика. Младшие школьники очень трепетно к этому относятся и, почувствовав невнимание к себе и своим стараниям и заслугам, несправедливость по отношению к себе, начинают вести себя часто очень агрессивно.
1.2.Профилактика агрессивного поведения
Причины агрессии могут быть разные, но точно можно сказать, что предотвращение ее развития желательнее и проще, чем коррекция агрессивного поведения младших школьников, а тем более подростков или уже взрослых людей.
Все начинается с семьи. Родители с самого начала должны контролировать свое поведение, эмоции, создавать в семье благоприятную атмосферу любви, уважения, внимания, доверия, поддерживать культуру общения, развивать у ребенка уверенность в себе, эмпатию, уважение к окружающим, ответственность за свои поступки. Нужно спокойно относиться к агрессии ребенка, не ругать, но говорить ему о том, что это
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. 811 с.
2. Авдулова Т.П. Психология школьникового возраста: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2012. 238 с.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2013. 512 с.
4. Артеменко Б.А. Основы клинической психологии детей и школьников: учебное пособие для вузов: Цицеро, 2014. 151с.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Школьниковая агрессия. М.: Эксмо Пресс, 2010. 512с.
6. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания школьников и взрослых [Электронный ресурс]: руководство. Электрон. текстовые данные. М.: Когито-Центр, 2011. 51c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15572.ЭБС
«IPRbooks».
7. Вараксин В.Н. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. 283 с.
8. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. Минск: ТетраСистемс, 2014. 272 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28175. ЭБС «IPRbooks».
9. В ожидании будущего: программа психологического сопровождения школьников. М.: Чистые пруды, 2010. 28 с.
10. Волков Б.С. Психология подростка. 5-е изд. СПб и др.: Питер, 2010. 240 с.
11. Гарусев А.В. Основные методы сбора данных в психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. М.: Аспект Пресс, 2012. 158 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8872. ЭБС «IPRbooks».
12. Гасанова Д.И. Семья и школа в нравственном воспитании школьников [Электронный ресурс]: монография. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. 129 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20418. ЭБС «IPRbooks».
13. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 269 с.
14. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для вузов. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 272 с.
15. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум: учебное пособие для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 307 с.
16. Грецов А.Г. тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб и др.: Питер, 2012. 414 с.
17. Девиантное поведение детей и школьников в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. 183 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21445. ЭБС «IPRbooks».
18. Долгова В.И. Психологу образования: взаимодействие с родителями: моногр. Челябинск: Атоксо, 2011. 213 с.
19. Долгова В. И., Иванова Л. В., Крыжановская Н. В. Регламент аттестационных материалов. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. 132 с.
20. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших школьников. Челябинск, Атоксо, 2010. 111 с.
21. Долгова В. И., Ниязбаева Н. Н. Ценностное содержание современного образования: эмпирическое исследование // Вестник национального университета им. Абая. Серия «Педагогические науки. No2 (42). 2014. Алматы, 2014. с. 29-32.
22. Дружинин В.Н. Эксперементальная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд. СПб. и др.: Питер, 2011. 318 с.
23. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Изд. 10-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 315 с.
24. Еремин В.А. Воспитание в испытаниях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 175 с.
25. Ерзин А.И. Диагностика и коррекция агрессивного поведения [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2012. 254 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21803. ЭБС «IPRbooks».
26. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. Саратов: Научная книга, 2012.158 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321. ЭБС
«IPRbooks».
27. Захарова Ю.А. Энциклопедия детских проблем [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 171
c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1149. ЭБС «IPRbooks».
28. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. 4-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 350 с.
29. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 444 с.
30. Казанская К.О. Детская и возрастная психология: конспект лекций. М.: А-Приор, 2010. 160 с.
31. Казанская В.Г. Подросток. Социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям. СПб и др.: Питер, 2011. 286 с.
32. Коррекционная педагогика: учеб. Пособие для пед. Вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. 351 с.
33. Костяев А.П. Вербальная агрессия в профессиональной коммуникации: автореферат диссертации. Великий Новгород, 2011. – 45 с.
34. Краткий психологический словарь. Изд. 2-е, испр. Ростов-на- Дону: Феникс, 2012. 317 с.
35. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю. Электрон. текстовые данные. М.: Академический Проект, Трикста, 2011. 317 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27407. ЭБС «IPRbooks».
36. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Трикста: Академ. Проект, 2011. 420 с.
37. Львова С.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. М.: Московский городской педагогический университет, 2010. 132 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26551. ЭБС «IPRbooks».
38. Майерс Д. Социальная психология .7-е изд. СПб и др.: Питер, 2012. 793 с.
39. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения: учебное пособие для вузов. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
40. Мартин, Д. Психологические эксперименты Секреты
механизмов психики. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2002. 480с.
41. Нарушения поведения и развития у детей [Электронный ресурс]: книга для хороших родителей и специалистов. Электрон. текстовые данные. СПб.: КАРО, 2011. 176 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19451. ЭБС «IPRbooks».
42. Николаенко Я.Н. Коррекция агрессивного поведения у детей и школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие для педагогов,
психологов, дефектологов. Электрон. текстовые данные. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013. 88 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29975. ЭБС «IPRbooks».
43. Новейший психолого-педагогический словарь.Минск: Соврем. шк., 2010. 925 с.
44. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие для вузов.М.: Инфра-М, 2012. 184 с.
45. Педагогика: учебник для бакалавров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 487 с.
46. Педагогическая психология: практикум: учебное пособие для вузов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. 305 с.
47. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 378 с.
48. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство: учебное пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2011. 150 с.
49. Пикина А. Коррекция агрессивного поведения у детей [Электронный ресурс]. http://socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog- post.html (дата обращения: 09.03.2015).
50. Платоновой Н.М.Агрессия у детей и школьников: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006.
51. Почебут Л.Г. Социальная психология. СПб и др.: Питер, 2010.
665 с.
52. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. СПб.:
Речь, 2010. 693 с.
53. Психология в современном мире: материалы 1 международной научной интернет-конференции студентов и молодых исследователей: 21 апреля 2010 г. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. 361 с.
54. Психолого-педагогическая программа коррекционной работы: методическое пособие. Челябинск: Цицеро, 2013. 107 с.
55. Психология: Учебник для педагогических вузов. М.: Юрайт- Издат, 2005. 660 с.
56. Пятницкая И.Н. Трудные дети – трудные взрослые.М.: КноРус, 2011. 120 с.
57. Регламент аттестационных материалов: методические рекомендации. Изд. 3-е. перераб. и доп. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 128 с.
58. Резепов И.Ш. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 109 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1140. ЭБС
«IPRbooks».
59. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: практическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2012. 412 с.
60. Руденко А.М. Экспериментальная психология: учебное пособие для бакалавров.Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 285 с.
61. Руденко В.И. Родители и подростки: умные отношения. Ростов- на-Дону: Феникс, 2011.219 с.
62. Рыкова Н.Н. Академия волшебства: программа развивающих занятий для детей 10-15 лет. СПб.: Речь, 2011. 127 с.
63. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психологи.: Питер, 2001. 224с.
64. Самосознание проблемных школьников [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые данные. М.: Институт психологии РАН, 2007. 332 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15632. ЭБС «IPRbooks».
65. Самыгин С.И. Возрастная психология: для студентов вузов.Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 221 с.
66. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь.М.: Проспект, 2011. 512 с.
67. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. М.: Институт психологии РАН, 2010. 352 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15541. ЭБС «IPRbooks».