Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня развитие цветовосприятия у младших школьников становится одной из важных психолого-педагогических задач. Нужно признать, что, несмотря на наличие, довольно большого числа научных работ посвященных, как самому цветовосприятию, так и особенностям формирования и развития данного процесса у детей дошкольного и младшего школьного возраста четкого представления о данном процессе у современной науки нет.
Особой сложностью представляется вопрос формирования правильного представления о тех или иных цветах, а так же их оттенках. Нужно отметить, что ошибки и недоработки в формировании цветового восприятия, допущенные в детском возрасте, будут преследовать такого ребенка, а затем и взрослого всю жизнь.
Достаточно отметить, что довольно большой процент детей после посещения детского сада путает холодные и теплые цвета. Особенно часто дети ошибаются в определении оттенков различных цветов.
Так же важно отметить, что цветовосприятие является важным условием для формирования самооценки. Дело в том, что сформировав правильное цветовосприятие, ребенок сможет рисовать правильные с точки зрения колористки рисунки.
В этом случае ребенок будет удовлетворен своими познаниями в данной области и у него будет гораздо меньше поводов для формирования комплексов неполноценности или недоверия к школе и педагогам, которые его неправильно научили понимать цвета.
Цель работы – выявить способы развития у младших школьников цветовосприятия при выполнении тематических рисунков.
Объект исследования – процесс развития цветовосприятия у младших школьников.
Предмет исследования – способы развития у младших школьников цветовосприятия при выполнении тематических рисунков.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «цветовосприятие».
2. Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста и особенности развития восприятия у младших школьников.
3. Выявить возможности применения тематических рисунков для развития цветовосприятия на уроках ИЗО.
4. Проанализировать программу по развитию цветовосприятия у младших школьников на уроках ИЗО.
5. Разработать задания для развития цветовосприятия у младших школьников на уроках ИЗО.
Возникает противоречие: между значением цветовосприятия в развитии личности ребенка и недостаточностью используемых возможностей тематического рисунка в развитии данного качества на уроках ИЗО.
Проблема исследования: Каковы способы развития цветовосприятия у младших школьников при выполнении тематических рисунков?
Теоретическая значимость: в обосновании возможностей тематического рисунка в развитии цветовосприятия у детей.
Практическая значимость: разработка задач для детей на развитие цветовосприятия при выполнении тематических рисунков.
Теоретико-методологическая база исследования: теоретические представления о «цветовосприятии» (Бубнова М.В., Кузин В.С.); теоретические представления о возрастных особенностях младших школьников (Ушинский К.Д., Выготский В.С.); теоретические разработки о мере воспроизведения цвета (Неменский Б.М., Мелик-Пашаев А.А.).
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Теоретические основы развития у младших школьников цветовосприятия при выполнении тематических рисунков
1.1. Понятие «цветовосприятие» в трудах отечественных ученых
Цветовое зрение или цветовое восприятие является важной функцией органа зрения благодаря способности различать световые волны спектра.
Есть три основных цвета – красный, синий и зеленый. Они являются основой всех цветовых оттенков, которые может различить человеческий глаз.
Для характеристики разных цветов используются следующие функции:
• Цветовой тон – основной индикатор, который зависит от длины волны излучения.
• Яркость – степень разбавления этого цвета белым.
• Насыщенность – степень проявления основного тона [12, с. 34].
Цветовое зрение важно в разных сферах жизни и деятельности человека. Способность различать цветовые оттенки влияет на эмоциональный фон человека.
Большая роль в изучении цветового восприятия принадлежит Ломоносову (18 век), Юнгу (начало 19 века) Гельмгольцу. На основе их работы была сформулирована теория о трехкомпонентном цветовом зрении. Согласно этой теории восприятие цвета обусловлено активностью колбочек, разделенных на три группы (в зависимости от чувствительности к свету определенного диапазона спектра) [9, с. 30]:
• красный;
• синий;
• зеленый.
Свет попадает на сетчатку глаза, все три типа колбочек возбуждаются, но в разной степени, что заставляет глаз воспринимать разные цвета.
Бубнова М.В., Кузин В.С., Неменский Б.М., Мелик-Пашаев А.А., Олесина Е.П., Радомская О.И., Шпикалоав Т.Я. считали, что умение различать, чувствовать, называть цвет, а затем воспринимать и передавать его в своих рисунках создает предпосылки для разработки практических инструментов зрительной деятельности детей, способствует развитию их эстетического отношения к реальности, сознательному восприятию мира [5, с. 112].
В работах Игнатьева С.Е., Комарова Т.С., Кузьмина В.С. есть указание на то, что чувство цвета – это воздействие световых лучей на зрительный анализатор, а восприятие цвета – это процесс осознанного понимания цвета, основными законами которого являются целостность, значимость, восприятие, избирательность и постоянство [5, с. 112].
В науке существует несколько теоретических взглядов на обоснование использования цвета в педагогике и методику преподавания изобразительного искусства. В частности, речь идет о взглядах [11, с. 40]:
• Флерина Е.А. – развитие цветового восприятия и его передача в детских рисунках.
• Сакулина Н.П. – эмоциональное восприятие ребенком цвета.
• Неменский Б.М. – образная выразительность цвета.
• Журикова Т.Л. – колористическая подготовка учащихся в классе к рисованию в художественной школе.
• Комарова Т.С. и Игнатьев С.Е. Выявлены возрастные нормы восприятия детьми цвета. Они определили три этапа такого развития.
Первый этап – освоение эталонной цветовой системы.
Второй этап – разрушение цветовых стереотипов. Понимание того, что цвет объекта зависит от условий: света, положения в пространстве.
Третий этап – это понимание взаимосвязи цвета и характера изображения [11, с. 29].
Таким образом, можно заключить, что цветоовосприятие изучается отечественной наукой давно. Накоплен богатый опыт обучения детей.
1.2. Возрастные особенности цветовосприятия у младших школьников
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает огромным потенциалом в области восприятия цвета. При нормальном умственном и речевом развитии дети начинают обращать внимание на окраску предметов очень рано. Но мир цвета открывается не сразу ребенку, а в определенной последовательности. Цвет относится к субъективному восприятию мозгом человека видимого света, различиям в его спектральной структуре, воспринимаемой глазом. У человека способность различать цвета лучше развита, чем у других млекопитающих [7, с. 66].
Цвет – это интерпретация окружающего мира в сознании человека, возникающая в результате обработки сигналов, поступающих от светочувствительных глазных клеток – колбочек и палочек. В этом случае первые отвечают за восприятие цвета, а вторые – за резкость сумеречного зрения. Восприятие цвета детьми развивается постепенно. Сначала они различают только теплые тона: красный, оранжевый и желтый. Тогда развитие психических реакций приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать синий, фиолетовый, синий и зеленый цвета. И только с возрастом ребенку становится доступно все разнообразие цветовых тонов и оттенков.
Знакомство с цветом предметов, предметов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детей в их рисунках, приложениях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Важную роль в решении этих проблем играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в то время писал чешский педагог Я.A. Каменский [8, с. 114].
Интерес к цвету, по словам Я.А. Каменского, формируется младшими школьниками постепенно и должен опираться на возрастные возможности. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власова А.О., Богданова Е.А. Цветовое восприятие у детей младшего школьного возраста. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Цветовое восприятие. Принципы формирование. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Измайлова В.П. Обучение цветовому восприятию на уроках ИЗО. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Психология детей младшего школьного возраста. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
5. Ильина В.О. Принципы обучения детей младшего школьного возраста цветовосприятию на уроках ИЗО // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
6. Карнаухов Г.З. Педагогические игры и практические задания при обучении цветовосприятию у детей школьного возраста. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
7. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Формирование цветовосприятия у детей школьного возраста. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
8. Корецкий В.И. Формирование цветового восприятия в начальной школе. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
9. Костомаров Н.И. Принципы обучения детей младшего школьного возраста цветовосприятию на уроках ИЗО по средствам тематических рисунков. Кн. 1. М.: Академия, 2015. – 386 с.
10. Котов М.С., Егоров С.С. Цветовое восприятие в современной начальной школе. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
11. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Программы формирования цветового восприятия в начальной школе. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
12. Суворов В.А. Современные подходы к организации обучения цветовосприятию в начальной школе. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
13. Терентьева О.В., Логинова В.С. Методы обучения и коррекции цветового восприятия в начальной школе. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
14. Титова Н.С. Обучение цветовому восприятию через педагогические игры. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
15. Федорова О.Д. Международный и российский опыт обучения цветовому восприятию в школе. – Новороссийск: Акцент, 2017. – 1380 с.