Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание личности с детских лет играет важную роль в становлении и развитии народа и государства. В конце XX века российское общество претерпело так называемую ломку сознания. Опыт последних лет показал, что в условиях свободы и рыночной экономики мы не можем рассчитывать на успех в воспитании подрастающего поколения, полагаясь только на детский сад или школу. Нынешнее общество влияет на личность и семью далеко не с лучшей стороны. Капитализм развивает в детях эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Условия жизни зачастую ставят родителей перед выбором: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь.
Изменились и моральные устои общества. Борьба с религией после Октябрьской революции 1917 г., крушение советской идеологии после развала СССР привели на современном этапе к нравственной анархии. При этом СМИ активно пропагандируют насилие, порнографию, жестокость. Древние традиции воспитания в семье забыты, а взамен них с Запада приходит «гуманистическая» идеология, сводящая роль родителей до молчаливых исполнителей прихотей ребёнка.
Огромный процент разводов, брошенные родителями дети, стремительный рост количества умственно отсталых детей, культ эгоизма, половой разнузданности и жестокости – вот плоды такой идеологии.
Сегодня важно оглянуться назад и вновь обратиться к народной мудрости. Исторически сложилось так, что казачество было наиболее сильной и активной частью русского народа. Казаки всегда стояли на защите православной веры. Первопроходцы и последние защитники земли, населения и традиций Руси, казачество сумело сохранить вековые традиции и уклад жизни вплоть до революции.
Процесс возрождения казачества охватил не только области, где традиционно проживали казаки, но и другие территории в нашей стране и за её пределами.
Авторитет казачества и его статус в социокультурной среде региона зависит от многих объективных и субъективных факторов, которые необходимо учитывать. Во-первых, необходимо найти историческое обоснование закономерности развития казачьих обществ в конкретном регионе. Во-вторых, известно, что значительная часть населения России относилась к идее возрождения и развития казачьих обществ с большим скептицизмом и даже злостью. Чтобы избежать и преодолеть данное негативное отношение, работу по развитию казачества необходимо строить на основе реализации конкретных дел, основным из которых на сегодня стало взаимодействие казачества и Русской Православной церкви.
Цель работы – выявить особенности сохранения казачьих традиций на примере МБОУ ДО Старостаничного центра эстетического воспитания детей Каменского района
Объект исследования – казачьи традиции.
Предмет исследования – сохранение казачьих традиций на примере МБОУ ДО Старостаничного центра эстетического воспитания детей Каменского района.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину казачьи традиции.
2. Выявить особенности воспитания молодежи в рамках казачьего порядка и традиций.
3. Рассмотреть особенности работы центра эстетического воспитания детей Каменского района.
4. Рассмотреть и выявить особенности образовательной программы центра эстетического воспитания детей Каменского района по сохранению казачьего культурного наследия.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты проблемы воспитания детей на основе традиций казачества
1.1. Воспитание на основе традиций казачества
В современных условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. При решении этой проблемы необходимо учитывать влияние социальной среды, в которой растут и формируются многие учащиеся [2, с. 33].
Живя в казачьей станице нельзя забывать замечательные традиции казаков, их быт и нравы, их систему воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому педагогический коллектив не отказывается от идеи создания классов казачьей направленности, ведь жители станицы являются хранителями ценнейшего клада – традиций казачества.
Определяя основные направления своей деятельности нужно строить воспитательный процесс так, чтобы донести до своих воспитанников всё то, лучшее, что вмещает в себя история и культура русского народа. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток начинает понимать величие своей Родины, в нём растёт потребность стать творцом, гражданином России (4).
Одним из самобытных разделов в истории отечественной педагогической мысли является воспитательный опыт казаков Северного Кавказа. Казачество как часть русского народа имеет богатейшую историю, свой неповторимый национальный колорит, основой которого является самоотверженное служение Родине. Основой воспитательной системы казаков являлись религиозно-нравственные и военно-патриотические традиции, передаваемые из поколения в поколение, уходящие корнями в духовные ценности русского народа [3, с. 21].
Военно-патриотическое воспитание казака осуществлялось с самого раннего детства. Семья, социальная среда, государственные институты – вот те субъекты, которые оказывали целенаправленное воздействие на становление личности казака, формируя идеал человека труженика, семьянина, воина, гражданина.
Семья оберегала вековые воспитательные и культурные традиции, использовала присущие только казачеству методы и приемы педагогического воздействия на ребенка. Казаки всем укладом семейной жизни стремились воспитывать в детях чувство долга перед семьей и Отечеством, уважение к старшему и ближнему, отвращение к злу и неправде, умение жить в гармонии с самим собой и природой, радоваться малейшей удаче и достойно преодолевать трудности, ценить семейное счастье, дружбу, мир и порядок.
В семье осуществлялось военно-физическое, умственное, религиозно-нравственное, эстетическое воспитание, хотя систематизированных научных знаний семья не давала. Знания приобретались детьми в процессе трудовой деятельности, общения, в непосредственных беседах с родителями и старшими, в играх, упражнениях на сообразительность и находчивость. Воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни, национальной культуре, системе нравственных ценностей. Оно поддерживалось всем укладом станичной жизни.
Общественный характер воспитания у казаков заключался в том, что наряду с семьей педагогическое воздействие на подрастающее поколение оказывали казачьи объединения и все население станицы. С детства казачат приучали уважительно относиться к мнению не только родителей, но и всех старших, прислушиваться к их советам, выполнять их поручения и просьбы. Обычаи, созданные всем укладом станичной жизни, религиозно-нравственные заветы, воплотившиеся в «Кодексе казачьей чести», становились своего рода «законами жизни» всех казаков [1, с. 88].
1.2. Воспитание детей на казачьих традициях
15 февраля на Губкинской территории на базе МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» состоялся региональный семинар по теме «Организация работы казачьих обществ и учреждений дошкольного и дополнительного образования по воспитанию детей на казачьих традициях [17, с. 56].
Семинар был проведен в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан России», реализации поручения Губернатора Белгородской области от 30.12.2010г. о внедрении в практику дошкольного и школьного воспитания исторических и культурных традиций белгородского казачества, реализации целевой территориальной программы «Духовно-нравственное воспитание населения Губкинского городского округа» на 2011-2013 годы, а так же с целью обмена опытом работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе культурного наследия казачества.
В работе семинара участвовало более 250 человек. Это представители муниципальных органов управления образованием, делегации казачьих обществ Белгородской области из 14 районов Белгородской области (Белгородского, Новооскольского, Ровеньского, Волоконовского, Красногвардейского, Шебекинского, Чернянского, Старооскольского, Прохоровского, Борисовского, Ракитянского, Яружского, Губкинского, Яковлевского), Губкинского благочиния, делегации общеобразовательных и дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, представители СМИ [13, с. 99].
На семинаре была организована работа выставки на тему «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников на основе сохранения и приумножения культурного наследия казачества Белогорья». На выставке представлены творческие работы педагогов, родителей, детей: макеты храмов, казачьих пикетов, мини-горниц, многообразие кукол в казачьих нарядах. Обширная фотовыставка дала возможность познакомиться с традициями каждого учреждения, интересными мероприятиями, разнообразием предметно-развивающей среды. Яркие детские рисунки стали подтверждением всей проделанной работы. На выставке также были представлены методические разработки конспектов различных мероприятий с детьми дошкольного возраста, сценарии праздников и развлечений, оформленные педагогами дидактические игры на данную тематику, планы совместной работы дошкольных учреждений с Осколецким хуторским казачьим обществом. Участники семинара могли приобрести сборник из опыта работы дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
До начала работы семинара участникам показан цикл фильмов «Холковский сполох», «Посвящение в юные казачата», «Казачата детского сада №32 «Журавушка», которые осветили тесное взаимодействие учреждений образования и Осколецкого хуторского каза
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Казаки в современной России. Культурные традиции. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с.
2. Барабанщиков A.B. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1983.
3. Власова А.О., Богданова Е.А. Традиции казаков в образовательном процессе. – Краснодар: ДЛТ, 2016. – 374 с.
4. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Казачьи традиции. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
5. Заседателева Л.Б. Казачество как социально историческое и этнографическое явление в истории России. М., 1974.
6. Измайлова В.П. Сохранение казачьих традиций в России. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
7. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Применение казачьих традиций в школе. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
8. Карнаухов Г.З. Казачьи традиции и культура. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
9. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Традиции и культура казаков. Образовательный проект. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
10. Корецкий В.И. Особенности формирования молодых казаков и казачек. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
11. Котов М.С., Егоров С.С. Принципы формирования культурной идентичности у молодых казаков и казачек. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
12. Курочкин В.В. Подходы к сохранению и приумножению культурных традиций казачества в школе / Курочкин В.В. // Интерактивная наука. // Раздел «Педагогика». – №10. – 2016. – С.137-140.
13. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Современное казачье учебное заведение. Принципы взаимодействия с родителями. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
14. Основы военно-патриотического воспитания / Под ред. Л.А. Бублика, Ю.С. Васютина, А.Н. Вырщикова и др. М.: Просвещение, 1988.
15. Родная Кубань. Страницы истории./ Под редакцией профессора В. Н. Ратушняка – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2003.
16. Суворов В.А. Казачье учебное заведение. Особенности воспитания детей. – Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 1431 с.
17. Терентьева О.В., Логинова В.С. Казачьи культурные традиции для школьников. Народный фольклор. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
18. Федорова О.Д. Традиционные формы казачьей культуры в современной казачьей школе. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.