Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе будет рассмотрена тема имиджа педагога в колонии имени М. Горького. Данное рассмотрение построено автором на образе и личности основателя этой колонии Антона Семёновича Макаренко.
Литературно-педагогическое наследие Антона Семёновича Макаренко является большим вкладом в советскую и российскую культуру. Его статьи, речи и выступления по вопросам воспитания – завоевание мировой педагогики, представляющей собой новый и высший этап в развитии педагогической науки. Его романы и повести: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» – вошли в золотой фонд советской и российской литературы и являют собою пример органической связи художественного творчества с жизнью в воспитании нового человека. Произведения Макаренко связаны с великими традициями русской литературы XIX века и традициями М. Горького. Художественно-педагогическое наследие А. С. Макаренко служит единому делу – делу воспитания нового человека. Макаренко подходил к человеку с большой любовью и требовательностью. Распространено «… мнение, что у человека должны быть и достоинства, и недостатки… Но с какой стати должны быть недостатки?» – спрашивал он в одной из статей. И со всей решительностью отвечал, что не должно быть у человека недостатков, человек должен быть прекрасным. Макаренко и сам был настоящим человеком. «Удивительный Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается», – писал ему М. Горький. М. Горький увидел в нём тип нового педагога, сгорающего в «огне действенной любви к детям». В этом определении точно выражен философский смысл личности Макаренко и всего его дела. Макаренко постоянно подчёркивал, что организованные коллективы колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского – это «чудо».
Целью данной курсовой работы является изучение влияния имиджа педагога на становление личности детей в колонии имени М. Горького
Объектом данной курсовой работы выступит имидж педагога в исследуемой организации
Предметом данной работы послужат педагогические и психологические аспекты воспитания детей в колонии имени М. Горького
В соответствии с вышеописанным автором сформированы следующие задачи:
1. Исследовать понятия «имидж педагога».
2. Раскрыть концепцию А.С. Макаренко о воспитании детей-беспризорников.
3. Проанализировать влияние имиджа А.С. Макаренко на процесс воспитания детей в колонии имени М. Горького.
Методами исследования послужили анализ профильной литературы в аспекте изучаемой темы, рассмотрение педагогического опыта Макаренко в колонии и его результатов, обобщение и систематизация имеющегося материала.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников.
Объем курсовой работы составляет 25 страниц.
1. Педагогические основы и аспекты трудовой колонии имени М. Горького
1.1 Создание трудовой колонии имени М. Горького
После распада СССР процессы разрушения культуры и образования в нашей стране шли так стремительно, что сейчас, имея дело с молодыми людьми, уже нельзя поручиться, что они читали «Трех мушкетеров» Дюма. Но это только часть проблемы. Снижение культурного уровня, сужение круга интересов, отсутствие навыков совместной деятельности приводят к тому, что сначала люди не могут строить коллективы, а потом и просто элементарно общаться с соседом.
Как сейчас решить проблему построения коллектива? Да еще в условиях, когда это строительство не должно превратиться в долгострой? В СССР в 20–30-е годы XX века этот вопрос решили. Сразу после окончания Гражданской войны в России начался важный социальный эксперимент — было создано несколько детских коммун: коммуна для подростков, попавших в исправительные учреждения (Болшевская коммуна), и коммуны для беспризорников (Колония имени М. Горького и коммуна имени Дзержинского). Создание специальных учреждений для беспризорников было вызвано наличием в СССР большого числа детей, оставшихся после Первой мировой и после Гражданской войны без родителей: в 1922 году в стране насчитывалось около семи миллионов малолетних бродяг.
Первая коммуна была создана в 1921 году в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Колония находилась в селе неподалеку от Полтавы и была названа в честь Максима Горького, ставшего одним из инициаторов борьбы с беспризорностью. Колония имени Горького просуществовала до 1926 года. За пять лет стараниями ее главы, Антона Семеновича Макаренко, в колонии были выработаны принципы существования, навсегда выдернувшие детей из кочевой стайной протосоциальной среды, в которую их бросили ужасы беспризорщины.
На каких принципах стоилась жизнь в горьковской коммуне?
Дети в коммуне не только учились, но и работали. И учеба, и работа были обязательными для всех. Сначала коммуна занялась сельским хозяйством. Добившись роста урожая пшеницы, в коммуне занялись также животноводством. А на доходы был построен театр, в котором каждую неделю шли спектакли, поставленные коммунарами для деревенских жителей.
Одним из главных внутренних принципов существования коммуны был принцип самоуправления. Все члены коммуны были разбиты на отряды. Отряды эти образовывались не по производственному и не по учебному принципу — сделано это было для того, чтобы не дать членам отряда сконцентрировать внимание только на одном, интересном для них аспекте жизни коммуны. Кроме того, в отряд входили дети разных возрастов, что давало возможность старшим учить младших и обеспечивало преемственность поколений.
Макаренко считал, что оптимальное число людей в отряде — от 7 до 15 человек. Каждый отряд имел свое место в столовой и свое спальное место. Командиры отрядов собирались раз в неделю для решения хозяйственных и организационных вопросов. Кроме того, в коммуне регулярно проходили собрания всех ее членов.
В 1926 году Макаренко принимает решение перенести коммуну имени Горького в Куряжскую колонию под Харьковым. Решение это было связано с тем, что члены коммуны хотели осваивать рабочие специальности, а местоположение коммуны — отсутствие поблизости заводов — накладывало ограничение на ее дальнейшее развитие. Куряж был хорош тем, что в нем была электростанция, много земли вокруг, уже готовые мастерские (колония располагалась в монастырском здании).
Но решение Макаренко о переезде было всё же неожиданным для колонистов, так как куряжская колония находилась в полуразрушенном состоянии. Плюс к тому ее воспитатели фактически потеряли контроль над своими воспитанниками, а их было около трехсот человек.
Местные власти предлагали Макаренко идти по пути постепенной интеграции одного коллектива в другой. Но Макаренко не признавал никакой постепенности. Он исповедовал свой метод — «метод взрыва». Суть его заключалась в том, что на человека оказывалось сильное разовое воздействие, призванное вызвать в нем решающие изменения. С помощью этого метода педагогу удалось не просто навести в Куряжской колонии порядок — ему удалось это сделать в рекордно короткий срок. Уже спустя несколько месяцев колонию посещали иностранные делегации, изучавшие опыт ее устройства и удивлявшиеся хорошо налаженному хозяйству.
Чтобы уточнить, о чем идет речь, когда говорится о «взрывном» воздействии, надо привести разъяснение самого Макаренко. «Взрывом я называю доведение конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос — или быть членом общества, или уйти из него».
«Ребром» в методике Макаренко вопрос ставит сам коллектив. Поэтому очень важно, чтобы коллектив был. И не просто был, а был готов перестраивать окружающий мир и попадающих в его орбиту людей в соответствии со своим принципами.
У Макаренко костяк такого коллектива сложился в первом поселении. И этот костяк смог повлиять на изменение обстановки на новом месте — в Куряже, а потом последовал за Макаренко в новое место — в образованную им в 1927 году коммуну имени Дзержинского.
В коммуне Дзержинского метод «взрыва» использовался, в частности, в момент, когда нужно было набирать в коммуну новых членов. На железнодорожные вокзалы выдвигался небольшой отряд из коммунаров. Коммунары собирали беспризорных, путешествовавших на поездах, и прямо предлагали им идти работать в коммуну. Если беспризорники соглашались (а они, как правило, соглашались), то немедленно происходил обряд их принятия. Обряд, целью которого было удивить, потрясти, то есть задействовать «метод взрыва».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопян А.А. Имидж учителя как важный компонент педагогической культуры // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 5(47). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5883
2. Берг П. Подай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа / Пер. с англ. Т.А. Сиваковой. – М.: Амалфея, 1997. – 208 с.
3. Глузман Н.А. Формирование профессионального имиджа социального педагога // Образование и наука. – 2017. Т. 19. № 9. – С. 52-69.
4. Калюжный А.А. Педагогическая имеджелогия: вчера, сегодня, завтра // Имеджелогия - 2005: материалы 3-го международного симпозиума. – М., 2005
5. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя: пособие для учителей школ, преподавателей и студентов вузов – будущих педагогов / А. А. Калюжный. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. – 222 с.
6. Горчакова В.Г. Имидж. Искусство и реальность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 279 с.
7. Капустина З.Я. Имидж современного педагога // Учитель. 2006. № 1. –С.43-48.
8. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.
9. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
10. Кыштымова И.М. Индивидуальный образ: введение в психосемиотику имиджа: монография. – Иркутск: БГУЭП, 2006. –189 с.
11. Митросенко С.В. Адаптация студентов в вузе как процесс профессионального нормотворчества //Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XIII междунар. конф.- Т. 2. – СПб., 2007. – С. 163-166.
12. Новокшонова М.А. Имидж педагога: знание, опыт, мастерство // Учитель. 2005. № 3. – С.69-73.
13. Павлова Л.И. Формирование позитивного имиджа современного педагога // Сибирский педагогический журнал. 2010. – С. 125
14. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии. М.: Омега-Л, 2009. – 272 с.
15. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
16. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-Бук; К.: Ваклер, 2004. – 576 с.
17. Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имиджелогия. М: Дашков и К, 2015. – 278 с.
18. Шепель В.М. Имиджелогия: Секрет личного обаяния. – М.:Линка-Пресс, 1997. –168 с.