Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Современное общество ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий. Именно школьное образование закладывает систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Важнейшим приоритетом общего образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться.
Проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательного интереса имеет очень большое значение. Учебный предмет «Математика» выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, комбинирование данных, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков, формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Особое значение данный предмет имеет для развития пространственных представлений, учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования познавательного интереса посредством применения, в учебном процессе системы упражнений развивающего характера, которые позволяют учащимся получить возможность самостоятельного и успешного продвижения в обучении.
Объект исследования - универсальные учебные действия школьников на уроках математики.
Предмет исследования - особенности и условия формирования универсальных учебных действий на уроках математики.
Цель работы: обеспечить положительную динамику при формировании познавательного интереса учащихся на уроках математики через использование заданий развивающего характера различных типов.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по формированию и развитию познавательного интереса учащихся;
2. выявить значение и особенности использования развивающих заданий для формирования и развития познавательной деятельности школьников;
3. создать условия для повышения активности обучающихся в области математики и способствовать реализации познавательного интереса во внеурочной деятельности.
Глава I. Теоретические основы преподавания математики в курсе средней школы
1.1 Специфика обучения учащихся по математике
Существуют различные технологии формирования математических понятий, одной из которых является технология дифференцированной работы учителя математики в общеобразовательной школе .
Для того, чтобы учащиеся были доведены до определенного уровня усвоения знаний и умений по математике им необходимо различное количество упражнений и различная мера помощи учащимся со стороны учителя. В этих условиях для организации индивидуальной работы учащихся применяется самостоятельное выполнение ими системы индивидуальных заданий по математике во внеурочное время. Учителю предлагается составлять систему индивидуальных заданий по определенной теме (разного уровня и характера, занимательные и исследовательские), содержащую от 6 до 10 серий таких заданий в учебный год, причем каждая из них должна состоять из десяти заданий. Первое такое задание необходимо выдать каждому учащемуся в начале учебного года. Эти задания являются домашними и выполняются ими в соответствии со своим темпом, возможностями. Каждое последующее из серий заданий строится с учетом выполненного предыдущего в соответствии с программным материалом. Учитель, проверяя работу, пишет подробную рецензию и правильное решение всех нерешенных учеником задач.
Вместе с этим, в психолого-педагогической и методической литературе рассматриваются вопросы поиска эффективных путей и способов организации дифференцированной работы учителя со слабоуспевающими учащимися.
Учителю часто приходится работать с одним классом так, как будто перед ним сидят несколько совершенно разных коллективов. Кроме того, существующие точки зрения отдельных учителей, что учащиеся «слабого» уровня должны решать только простые задачи, является неверным. Поэтому с учащимися этой группы, как и при работе с учениками среднего и высокого уровня следует с простыми задачами решать и сложные, отличаться будут только меры помощи со стороны учителя к каждой из групп учащихся. Существует и обратное мнение о том, что делить учащихся на группы не следует. Однородность групп позволяет экономить время учителя, так как он подбирает задания и методические приемы обучения к уроку для всей группы в целом, а не для учащихся разных уровней в одном классе, что технически гораздо сложнее. Пребывание среди равных раскрепощает учащихся, слабые перестают противопоставлять себя «зубрилам и отличникам», начинают развивать свою продуктивную умственную деятельность, более сильные учащиеся получают возможность проявить себя в большей степени .
Самостоятельная работа является эффективным средством формирования математических понятий у учащихся основной школы в условиях уровневой дифференциации; разработана соответствующая методика организации самостоятельных работ учащихся.
1.2 Повышение познавательной активности на уроках математики
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
Первое условие формирования познавательного интереса состоит в том, чтобы в процессе учебно-воспитательной деятельности осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Для выполнения этого условия с целью развития познавательного интереса необходимо применять ситуации активного поиска, размышления, ситуации решения познавательных задач, ситуации противоречивости суждений, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому учащемуся, принять решение, принять определённую точку зрения.
Второе условие состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Для выполнения этого условия с целью развития познавательного интереса необходимо применять такие методы как отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, путь синтеза, анализа и обобщений. Учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся способствует более высокому уровню обучения и усвоения учебного материала. Именно это условие и обеспечивает углубление и укрепление формирования познавательного интереса, основанное на том, что обучение систематически совершенствует деятельность познания, её способов, умений, навыков. В процессе учебной деятельности педагогу приходится постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. При всём разнообразии предметных умений и навыков выделяются общие, универсальные учебные действия, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания учебной программы, такие, например, как умение анализировать и обобщать, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства, читать книгу (работать с книгой), умение систематизировать учебный материал и т.д. Универсальные учебные действия основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют в различных условиях, легко, мобильно, пользоваться знаниями и за счёт прежних самостоятельно приобретать новые .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Колосов В. Углублённое математическое образование // Математика. 2004. №. С. 2-7.
2. Кордина Н.Е. Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения, - Волгоград: Учитель, 2012
3. Кузнецов А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание // Педагогика. 2004. №2. с. 28-33.
4. Марков В.И. Деятельностный подход в обучении математике в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Киров. 2006. с. 200.
5. Матвеева Е.И. Новые образовательные стандарты /Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
6. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учебное пособие для студентов педагогических институтов по физико-математической специальности / А.Я. Блох [ и др. ]. М.: Просвещение, 1985. с. 336
7. Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 класс. / под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б., - М.: Просвещение, 2013
8. Программа спецкурса «Элективные курсы для предпрофильной подготовки и профильного обучения» // Центр дистанционного обучения ГОУ «ПГИРО». URL: http://distpgiro.3dn.ru/OD/speckurs/matem.doc (дата обращения: 23.05.2019)
9. Пустовалова Е. В. Приёмы развития познавательных интересов на уроках математики / Е. В. Пустовалова, О. А. Шалимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013
10. Рудницкая В.Н. Математика: методика обучения. -М.: Вентана – Граф, 2012.
11. Сачкова Л.А. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. Нижний Новгород, 2011. 315 с.
12. Синько Т.П. Элективные курсы // Наука. Образование. Культура. URL: http://www.den-zadnem.ru/page.php?article=34 (дата обращения: 20.05.2019)
13. Титаренко А.М., Роганин А.М. Новейший полный справочник школьника 5-11 классы. Математика. «Эксмо», 2008. 304 с.
14. Фарков А.В. Школьные математические олимпиады – М.: ВАКО, 2014
15. Шарыгин И.Ф. Математика для поступающих в вузы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2006. 479 с.
16. Шейнина О.С. Математика. Занятия школьного кружка. – М., 2010
17. Элективные курсы по математике: учебно-методические рекомендации. / М.В. Крутихина [и др.]. Киров, ВятГГУ, 2006. 40 с.
18. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. №2. 1995. С. 31 - 42.
19. Ященко И.В. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. М.: Айрис-пресс, 2003. 432 с.