Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития обществу нужен такой человек, который будет способен принимать самостоятельные решения, будет обладать способам получения знаний, будет готов к сотрудничеству с другими людьми, будет стремиться к самообразованию. Поэтому появилась проблема найти такую технологию обучения детей, которая была бы направлена на то, чтобы ученики были активными участниками процесса обучения, самостоятельно решали познавательные задачи, а не пассивно воспринимали учебную информацию. Наибольшее число ученых признают такой технологией технологию проблемного обучения, которая, по их мнению, лучше всего подходит для развития интеллектуальных способностей.
Проблемное обучение положительно воздействует на усвоение таких составляющих содержания образования как знания, умения и навыки, ценности, творческой деятельности на каждом уроке. Технология проблемного обучения направлена на самостоятельный поиск информации, активизирует мышление, и поэтому делает обучение личностно-значимым. Дети учатся самостоятельно видеть проблему, формулируют ее и затем находят пути решения этой проблемы.
Проблемное обучение развивает способности к творчеству и потребности в творческой деятельности, то есть оно влияет на развитие творческого мышления учащихся интенсивнее, чем не проблемное обучение.
В 60-е гг ХХ века начинает активно развиваться идея проблемного обучения. Определение сути данной идеи было неодинаковым у разных авторов. Например, В.Оконь говорил, что проблемное обучение – это совокупность каких-либо определенных действий, Т.В.Кудрявцева понимала под проблемным обучением решение проблемных задач, М.И.Махмутов определял его как тип обучающего обучения. Труды отечественных специалистов, педагогов и психологов, имели большое значение по данной проблеме. Они пришли к выводу, что умственное развитие характеризуется, помимо объема и качества знаний, еще и системой умственных действий и логических мыслительных процессов.
В школе использование данной технологии направлено на то, чтобы поставить ученика в положение исследователя некоторых посильных для него проблем. Педагог со своей стороны должен помогать и руководить процессом исследования, но не устранять трудности, а готовить обучающегося к их преодолению. Проблемное обучение опирается на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, и на основе этого способствует развитию интеллекта, эмоциональной сферы и формированию мировоззрения. В этом состоит главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. Оно предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Цель исследования: проанализировать проблемное обучение как средство активации мыслительной деятельности учащихся
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия проблемное обучение.
2. Выявить особенности реализации проблемного обучения в школе.
3. Обосновать дидактические и методические аспекты реализации проблемного обучения.
Объект исследования: процесс организации проблемного обучения.
Предмет исследования: активация мыслительной деятельности учащихся в процессе проблемного обучения.
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения
1.1 Сущность проблемного обучения
Направленная на обучающихся педагогика, в которой ученики усваивают материал посредством практического решения задачи – это проблемно-ориентированное обучение. Метод проблемного обучения изначально использовался в медицинских образовательных организациях. После чего данная технология стала обширно применяться и в других образовательных организациях. Проблемное обучение развивает критическую оценку и способствует обучению во взаимодействии с другими участниками процесса обучения.
Ключевой дефиницией проблемного обучения является проблема (от греческого – «задача»).
С философской точки зрения «проблема» понимается как знание о незнании.
С педагогической позиции проблема – это сложное теоретический или практический вопрос, требующий решения, изучения, исследования. Проблема возникает там, где личность сталкивается с интеллектуальным затруднением в процессе решения реальных ситуаций [2, c.25]. Проблемы могут иметь объективный (когда еще не существует их научного решения) или субъективный характер (научное решение данной проблемы есть, а только определенная группа школьников не знают способов ее решения).
Что касается понятия «проблемного обучения», то ученые относят его к разным категориям. Его называют типом учебного процесса, методом, принципом, психолого-педагогической системой, подходом к обучению, и наконец, педагогической технологии. В контексте современной педагогики проблемное обучение рассматривается как педагогическая технология. Что же такое технология?
Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить? Как воспитывать?» [6, c.7].
Педагогическая технология проблемного обучения отвечает на вопрос «Как открывать знания вместе с учениками?». Вся история человечества - это история творчества: научных открытий, технических изобретений, художественных прозрений.
В процессе проблемного обучения дети усваивают знания и способы деятельности в условиях проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, когда человек не знает, как объяснить возникшее явление или процесс, не может решить задачу известным способом.
Проблемное обучение включает четыре этапа: во-первых, постановка проблемы (вопрос, который необходимо решить); во-вторых, определение путей решения проблемы; в-третьих, осуществление процесса решения проблемы, и последний этап – презентация готового продукта.10, с. 52.
Учащиеся в своей деятельности проходят через все эти четыре этапа. При этом, в отличие от ученого, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, только для себя лично, а не для всего человечества, выражая его в простых выражениях.
На проблемном уроке учитель с помощью диалога подводит детей к постановке проблемы, дети должны сами сформулировать тему урока и тем самым у детей возникает интерес, т.е. познавательная мотивация. Затем учитель снова диалогом помогает детям решить проблему - открыть новые для них знания. При этом достигается глубинное понимание того, что ученик дошел до знаний лично. И наконец, учитель дает задание - все, что понял оформить в продукт, например, сформулировать правило.
На традиционном уроке, как правило, сам учитель называет тему урока. Обычно это не вызывает у детей познавательного интереса. Затем учитель сам опять же объясняет новый материал, понимание материала большинством класса при этом не является гарантированным, а затем учитель задает задачу - правило выучить наизусть. Следовательно, традиционная технология обеспечивает репродуктивное усвоение знаний.
На традиционном уроке деятельность учителя занимает большое количество времени, а деятельность ученика - незначительное. На проблемном же - реализуется совместная деятельность учителя и учащихся на протяжении всего урока.
Технология проблемного обучения позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия новых знаний [1, c.14].
Часто процесс проблемного обучения включает в себя работу в небольших группах учащихся. В группе у каждого ученика есть определенная роль, которая часто может меняться. Ребенок сосредоточен на размышлениях и рассуждениях учащихся для построения собственного обучения.
Принципы этого процесса следующие:
Ориентированные на ученика самоидентифицированные цели и результаты.
Ученики проводят самостоятельное обучение.
Обучение проводится в небольших группах по 8–10 человек.
Можно использовать триггерные материалы, такие как сценарии на бумажном носителе, лабораторные данные, фотографии, статьи или видео.
Все участники группы должны сыграть свою роль
Позволяет получать знания через совместную работу
Улучшает командную работу и общение, решает проблемы и поощряет независимую ответственность за совместное обучение.
Зависит от построения учебного плана урока.
Процесс проблемного обучения был впервые введен Барроу и Тэмблином в программу медицинской школы в Университете МакМастера в Гамильтоне в 1960-х годах [3, с. 23]. Традиционное медицинское образование разочаровало студентов, которые воспринимали огромное количество материалов, представленных в первые три года обучения в медицинской школе, как имеющие мало отношения к практике медицины и клинической медицины.
Технология проблемного обучения призвана стимулировать интерес обучению. Она воспитывает ответственное отношение к совместной командной деятельности. Именно для этого была создана учебная программа проблемного обучения, чтобы повысить мотивацию к учению. Проблемное обучение было принято впоследствии другими программами образовательных учреждений, в том числе в средней школе. [5, с. 80].
Итак, проблемное обучение в педагогической литературе рассматривается как педагогическая технология, направленная на активное получение знаний, развитие творчества, привлечения к научному поиску.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина Л.Б. Роль познавательного интереса в развитии детей младшего школьного возраста // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 10 марта 2014 г., г. Стерлитамак. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. С. 14-15.
2. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. 72 с.
3. Данилов, Д.Д. Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций/ Д.Д. Данилов, Н.А. Исаева// Начальная школа плюс До и После. 2014. № 4. С. 22-34.
4. Жунисбекова Ж.А. Использование методов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-1. С. 71-75
5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 2014. 180 с.
6. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». Москва: ИКЦ «МарТ», 2014. 336 с.
7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 2010. 64 с.
8. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2014. 257 с.
9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: кн. для учителей. М.: Просвещение, 2017. 240 с.
10. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М: Академия, 2012. 168 с.
11. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» качественное образование для всех: Сб. материалов. М.: Баласс, 2016. С. 144-180.
12. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Воронеж: Модэк, 2011. 512 с.
13. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 2015. 208 с.
14. Особенности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой / сост. Ф.Р.Гвашева. Сочи: Педагогика, 2007. 51 с.
15. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В.С. Кукушина. М: Пресс, 2016. 426 с.
16. Планируемые результаты начального общего образования / Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова [и др.] / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 120 с.
17. Саушкина А.В. Проблемное обучение на уроках математики в начальной школе// Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] 2016. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 224-225.
18. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М: Инфра-М, 2012. 230 с.
19. Фурман А.В. Методика применения проблемных ситуаций на уроке // Проблемные ситуации в обучении. Москва: Академия, 2011. С. 67-152.
20. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа Плюс:«До и после». 2010. № 1. С. 36-38.