Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы эстетического воспитания и развития эстетической культуры младших школьников средствами искусства являются в настоящее время весьма актуальными. Личностная ориентация современного образования предусматривает привлечение младших школьников к эстетическому опыту человечества, к творческой деятельности, что является основой эстетического развития личности. В связи с этим важное значение приобретает осмысление конкретных вопросов эстетического воспитания и эстетической деятельности и базовых теоретических основ формирования эстетической культуры личности.
В наше время проблема эстетического воспитания младших школьников, формирования их эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указана проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них А.А. Адаскина 1, Ю.С. Любимова 10, Л.С. Семенова 13, Г.П. Шевченко 19.
Исследователями сформулированы основные условия развития творческих способностей, выявлена специфика влияния различных средств эстетического воспитания на развитие творческих способностей младших школьников, определены особенности проявлению творческих способностей младших школьников в разных видах деятельности. Несмотря на то, что многие исследователи изучали проблему эстетического воспитания, она не решена, поэтому исследование того, как процесс эстетического воспитания влияет на эстетическое развитие личности младшего школьника в рамках деятельностного подхода, является актуальным.
Цель исследования - изучение путей эстетического воспитания младших школьников посредством деятельностного подхода.
Объект исследования – эстетическое воспитание.
Предмет исследование – роль деятельностного подхода в эстетическом воспитании младших школьников
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические основы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, его сущность задачи и способы формирования с позиции деятельностного подхода.
2. Проанализировать цели и задачи методики формирования эстетической культуры в начальной школе.
3. Охарактеризовать порядок организации развития эстетической культуры среди младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовой базы эстетического воспитания, обобщение психолого-педагогического опыта.
База исследования: ГБОУ СОШ № 79 Калининского района г. Санкт-Петербурга.
1.Теоретические основы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания зародились во времена Платона и Аристотеля. По мнению Аристотеля - эстетика являлась частью философии и служила созданию общего взгляда на мир, затрагивая проблемы красоты природы и искусства. Платон считал, что эстетика затрагивала вопросы государственного контроля над искусством и роли эстетики в воспитании человека, а, по мнению Сократа, эстетика близко соприкасалась с этикой, иначе говоря, моралью и нравственностью [3, с. 39].
О.А. Кривцун рассматривает предмет эстетики как мир четких форм, созданных человеком и природой. Он считает, в связи с тем, что эстетика изучает не только красивое, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т. д., следовательно, она является наукой о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира [8, с. 52].
Таким образом, эстетику можно определить как философскую науку, изучающую сферу эстетического проявления культурно-опосредованного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности, где формируются, закрепляются и достигают идеала результаты освоения мира по законам красоты [3, с. 42].
В процессе различия и усвоения чувственного восприятия жизненных явлений у людей возникает эмоциональное отношение к ним. Оно проявляется в определенных переживаниях (восхищение, сострадание, печаль, гнев, восторг и т.д.) и существенно отличается от научного отношения к миру, которое предлагает теоретическое познание. Особые качества природы, материальной жизни или искусства, оказывающие на наше восприятие то специфическое воздействие, которое особенно ярко проявляется в искусстве, получили названия эстетических качеств (эстетическое отношение искусства к действительности, эстетическое воздействие, эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетическое отношение).
Воспитание - это целенаправленный и координированный процесс развития человека с помощью специально организованных педагогических действий и воздействий в соответствии с определенным социально- педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает в себя три существенных признака [11, с. 81]:
1) целенаправленность, наличие какой-то цели, какого-то идеала;
2) соответствие хода процесса воспитания нравственным и эстетическим идеалам, нормам и образцам поведения, как достижениям исторического онтогенеза человечества;
3) наличие определенной сформированной системы воспитательных воздействий и побуждений.
Процесс воспитания - это совокупность целей, задач, содержания, форм и методов, направленный на гармоничное и всестороннее развитие человека [11, с. 82].
В комплексном воспитательном процессе можно выделить важное направление, как эстетическое воспитание. Анализ философской и педагогической литературы показал, что имеются разные подходы к определению понятия эстетического воспитания. Так, например, Е.Ф. Сивашинская эстетическое воспитание понимает, как важное направление воспитательной работы, смысл которого заключается в создание разнообразной эстетической деятельности, направленной на усвоение эстетических знаний, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности в полной мере ощущать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству (созданию новых эстетических ценностей), развитие творческих способностей [14].
Развитое чувство прекрасного достигшее высокой степени развития, умение отличать красивое от безобразного во многом определяет поведение человека и в школе, и на работе, и во время отдыха, и в семье. Согласно
Г.М. Кождаспировой, эстетическое воспитание рассматривается как развитие и улучшение в человеке способности к правильному пониманию, оценке и созданию красивого в жизни и искусстве, активному участию в творчестве, созиданию по законам красоты [7, с. 44].
Во всех случаях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно развивать и совершенствовать в человеке умения чувствовать прекрасное в искусстве и в жизни, в точности понимать и оценивать его [16, с. 146].
Эстетическое воспитание является всего лишь определенной стороной всех других форм воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание не является самостоятельной формой воспитания, потому что у него нет своего особого предмета, ведь эстетические ценности не образуют какой-то локальной предметной сферы, но возникают в ходе освоения человеком всего чувственного воспринимаемого мира. Вместе с тем ни одна форма воспитательной деятельности не является полноценной, не достигает большого результата, если она не включает в себя компонент эстетического воспитания. Главная цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное вокруг себя, т.е. формирование эстетической культуры ребенка.
Эстетическая культура - является основной частью духовной культуры человека, характеризующая способность человека к приобретению ею эстетических знаний в процессе восприятия, правильного понимания прекрасного, удивительного в искусстве и действительности, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.
Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты:
- эстетическое восприятие, целенаправленный процесс формирования эстетического сознания, эмоциональной сферы детей средствами эстетики: природы и искусства, которое проявляется в способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;
- эстетическое чувство, индивидуальное эмоциональное переживание,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности/А.А. Адаскина. – М.: Просвещение, 2012. –285 с.
2. Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь /В.А. Бачинин. – СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2015. – 288 с.
3. Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Бореев. М.: Высш. шк., 2012. – 511 с.
4. Гусейнов А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2000. – 471 с.
5. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. /Л.Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический Проект: Культура. 2005. 304 с.
6. Каган М.С. Эстетика как философская наука /М.С. Каган. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 2013. – 544 с.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов /Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2015. – 287 с.
8. Кривцун О.А. Эстетика: учебник для академического бакалавриата / О.А. Кривцун. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. – 549 с.
9. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников /Д.Б. Лихачев. – М.: Наука, 2011. – 315 с.
10. Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов / Ю.С. Любимова // Пачатковая школа. – 2017. – № 9. – С. 60-64.
11. Педагогика: курс лекций по актуальным проблемам общего и дошкольного образования: Учебное пособие // Клюева Е.В., Наумова Т.В., Губанихина Е.В., Корешкова М.Н. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013. – 254 с.
12. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2017. – 463 с.
13. Семенова Л.С. Формирование у школьников эстетической культуры в процессе выполнения творческих проектов/Л.С. Семенова // Вестник БГУ. – 2015. – № 3. – С. 47-50.
14. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Электронный ресурс]. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-1.shtml (дата обращения: 05.06.2019).
15. Тимошенко Л.Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования /Л.Г. Тимошенко // Вестник ТГПУ. 2017. – Выпуск 2 (80). – С. 53-56.
16. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени / инновационная наука. – № 4. – 2015. – С. 146-148.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с дополнениями и изменениями). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов /Н.В. Шайдурова. – М: Творческий Центр «Сфера», 2014. – 160 с.
19. Шевченко Г. П. Эстетическое воспитание в школе: Учебн.-метод. пособие /Г.П. Шевченко. – М: Высшая школа, 2015. – 213 с.
20. Эстетическое воспитание школьников» / Под ред. Л.П. Печко – М: Академия, 2014. –138 с.