Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что сегодня остается
недооцененной проблема создания правильного или адекватного
психологического климата в коллективе. Особенно актуальна эта проблема
для персонала различных детских учреждений или учреждений работающих
с детьми.
2
Детский сад – это первое и основное дошкольное учреждение, где
происходит формирование и закладывание всех основных установок, с
которыми ребенок буде жить всю дальнейшую жизнь. Это очень важно и
принципиально для развития личности ребенка.
С другой стороны нужно сказать, что в системе работы человек-человек
большое значение имеет дружность и сплоченность коллектива. Только
такой дружный и объединенный коллектив способен помочь выявить и
нивелировать все грозные признаки начинающейся профессиональной
деформации.
1. Теоретические аспекты проблемы организации деятельности дошкольного
образовательного учреждения
1.1. Проблемы и перспективы развития частного дошкольного образования
Доля негосударственного сектора в российском дошкольном образовании
весьма незначительна. Тем не менее, частные детские сады – прежде всего, с
хорошей репутацией – прочно занимают свою нишу в общей
образовательной системе.
Обратимся к цифрам. По состоянию на 1 апреля 2017 года, уровень
доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет
составил 98,73%. В 74 субъектах федерации уровень доступности
дошкольного образования для детей в этом же возрасте составляет более
99%, в 4 субъектах – от 95 до 99% (республики Бурятия и Татарстан,
Новосибирская и Самарская области).
В 7 субъектах федерации уровень доступности дошкольного образования для
указанной возрастной категории составляет менее 95% (Республика Дагестан
(82,88%), Республика Ингушетия (56,07%), Республика Крым (76,17%),
Республика Северная Осетия – Алания (93,33%), Республика Тыва (86,92%),
Забайкальский край (90,4%) и город Севастополь (94,86%).
3
Причинами такого уровня доступности для указанных регионов являются
низкие стартовые значения показателей доступности дошкольного
образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет до начала реализации
мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного
образования (Республика Дагестан – 59,65%, Республика Ингушетия – 20,95,
Республика Тыва – 64,32, город Севастополь – 75,68%), нехватка
региональных средств на создание новых мест, а также существенное
увеличение численности детей [12].
В целом, в 2013–2016 годах созданы более 1 233 000 мест в дошкольных
образовательных организациях.
По данным субъектов федерации, средняя наполняемость групп в
дошкольных образовательных организациях составляет 25,3 чел. Этот
показатель зависит от возраста и направленности групп.
Функционируют 2 032 семейные дошкольные группы как структурные
подразделения муниципальных и (или) государственных организаций,
реализующих основную образовательную программу дошкольного
образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми, с охватом 8 066
детей и 297 семейных дошкольных групп, осуществляющих только присмотр
и уход (без реализации образовательной программы) с охватом 890 детей.
Что касается частных дошкольных образовательных организаций, то, по
информации Минобрнауки России, в 2016 году функционировали 1 438
дошкольных учреждений, в которых насчитывалось более 112 000 детей.
Перспективы развития частных детских садов (федеральный аспект)
Еще 10 лет назад частные дошкольные учреждения, по сути, были под
запретом – если не формальным, то фактическим. Сейчас эта система
модернизирована, прежде всего, благодаря развитию конкуренции в сфере
дошкольного образования, а также активному внедрению вариативных форм
воспитания и обучения дошкольников.
Одной из важных инициатив, способствующих развитию частных детских
садов, стал указ Президента России В. Путина от 4 ноября 2014 года о
4
внесении в перечень направлений для оценки работы глав регионов по
созданию бизнес-климата 10-го показателя – «Содействие развитию
конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах
Российской Федерации». Стандарт разработан Агентством стратегических
инициатив. Один из целевых показателей документа – доведение к 2016 году
доли негосударственных дошкольных образовательных организаций в
субъекте РФ до уровня 3% и выше [3].
1.2. Достоинства и недостатки государственного и частного дошкольного
образовательного учреждения
Частный детский сад пользуется все большим спросом у молодых родителей.
Многие отдают малышей в частные сады, пока ждут очереди в
государственный, да нередко там и остаются. Некоторые предпочитают
государственные, и не только из-за цены.
Частный детский сад – стоимость
В частный садик устроить ребенка намного легче в основном из-за того, что
не каждая семья в состоянии оплачивать содержание в нем своего чада.
Стоимость колеблется [11]:
• 5 000 рублей – неполный день -4-5 часов;
• 10 000 – если ребенок находится в детсаду с 8 до 17 часов;
• 15 000 -25 000 – полный двенадцатичасовой день.
Цены, конечно, приблизительные, так как они зависят и от уровня жизни в
регионе, и от дополнительных занятий с детьми: бассейн, верховая езда,
иностранные языки и прочее.
Но условия, в которых находятся дети, во многих частных садах намного
лучше муниципальных. Естественно плюсы и минусы очень усредненные.
Например, общим плюсом для частных садиков указывается более
качественное приготовление пищи, однако есть масса примеров, когда в
муниципальных детсадах повара славятся на всю округу.
Давайте сравним [10]:
5
1. Количество детей в группе – в частном саду от 6 до 15, в
муниципальном – от 20 и больше;
2. Питание пятиразовое в обоих видах садов, но в частных готовят
вкуснее, качественнее, интереснее и разнообразнее;
3. Образование дети получают в частном саду более полное хотя бы
потому, что воспитатели уделяют больше времени каждому ребенку из-за их
малого количества, кроме того, есть возможность оплачивать труд
специалистов: хореографа, преподавателей иностранных языков, тренера по
гимнастике и т.д., в зависимости от запросов родителей. В муниципальном
саду дети получают необходимые навыки для поступления в школу, на
секции, кружки и развивающие занятия родители водят их в детские центры,
спортзалы или дома культуры;
4. В частном саду малыши меньше болеют, опять же потому, что в группе
их мало, а значит, меньше видов вирусов и инфекций, прилетающих от
других детей. У медсестры детсада есть возможность осмотреть каждого
малыша, не допустить контакта заболевающего ребенка с другими детьми.
И это еще не все доводы за то, чтобы водить своего ребенка в частный садик.
2. Особенности психологического климата в государственном и частном
дошкольном образовательном учреждении
2.1. Описание базы, объекта и методов исследования
Для исследования было выбрано два дошкольных образовательных
учреждения. Первое – это государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 107 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга. Второе – частное образовательное
учреждение «».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 107 комбинированного вида Выборгского района Санкт-
6
Петербурга или ГБДОУ детский сад № 107 Выборгского района СанктПетербурга.
Детский сад расположен по адресу 194354, Санкт-Петербург, улица Есенина,
дом 8, корпус 2, литера А. Он был создан в 1982 г. решением
Ленгорисполкома № 622 от 08.09.1980 г.
Режим работы – понедельник-пятница с 07.00 до 19.00 часов. Выходные дни:
суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством
Российской Федерации.
Язык: Образовательный процесс ведется на русском языке.
Второе учреждение – детский сад для детей от 3 до 7 лет – «».
Характеристики работы детского садика:
2.2. Результаты эмпирического исследования персонала государственного
детского сада
На рисунках 1.1.-1.5. представлены ответы учебного персонала ГБДОУ
детский сад № 107 Выборгского района Санкт-Петербурга.
На рисунке 1.1. представлены ответы учебного персонала на первый вопрос
анкеты.
Рис. 1.1. Анализ ответов учебного персонала на 1 вопрос анкеты в %
Анализ данных представленных на рис. 1.1 показывает, что в 21% случав
персоналу нравится работать в коллективе детского сада. Еще в 26% редко. В
33% случав совсем не нравится. 20% опрошенных затруднились ответить
Такие данные говорят, что персонал детского сада в целом нейтрально
относится к обстановке в своем детском садике. Единственное, что указывает
на некоторый кризис является факт того, что 33% опрошенных недовольны
коллективом и только 21% коллективом довольны.
7
5. Делитесь ли Вы в вашем коллективе личными проблемами?
а) часто
б) иногда
в) редко
г) никогда».
Анализ данных отображенных на рис. 1.2. показывает, что персонал показал,
что руководство Вашего детского садика проводит корпоративные
мероприятия часто в 16% случаев. Еще в 23% случаев это происходит
иногда. В 30% случаев это происходит редко. 33% опрошенных заявили, что
этого вообще никогда не бывает.
Собранные данные говорят о недовольстве персонала моральнопсихологическим состоянием коллектива. Люди жалуются на большую
загруженность бумажной и практической работой. Люди не имеют
возможности вместе отмечать какие-то общие праздники. Создается
обстановка каждый сам за себя.
2.3. Результаты эмпирического исследования персонала частного детского
сада
Анализ данных представленных на рис. 1.6. позволяет сделать вывод, что
51% опрошенных нравится работать в ЧОУ. 31% нравится редко.
Только 12% не нравится работать, а еще 5% опрошенных педагогов
затруднились ответить.
Такие данные говорят, что персоналу нравится работать в коллектив ЧОУ.
Анализ данных представленных на рис. 1.7. позволяет сделать вывод, что
62% опрошенных отмечают, что руководство ЧОУ проводит корпоративные
мероприятия часто. 26% опрошенных считают, что руководство это делает
часто.
8% считают, что руководство это делает редко, а еще 2% редко.
8
Собранные данные позволяют сделать вывод, что руководство ЧОУ
организует для персонала ЧОУ корпоративные мероприятия. Совместное
празднование Нового Года, для педагога и т.д. – это норма для этого ЧОУ.
Коллектив сплачивается и учится решать задачи и проблемы совместно.
Заключение
Доля негосударственного сектора в российском дошкольном образовании
весьма незначительна. Тем не менее, частные детские сады – прежде всего, с
хорошей репутацией – прочно занимают свою нишу в общей
образовательной системе.
Обратимся к цифрам. По состоянию на 1 апреля 2017 года, уровень
доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет
составил 98,73%. В 74 субъектах федерации уровень доступности
дошкольного образования для детей в этом же возрасте составляет более
99%, в 4 субъектах – от 95 до 99% (республики Бурятия и Татарстан,
Новосибирская и Самарская области).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Профессиональное выгорание у
персонала в системе человек-человек. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
2. Ильина В.О. Сравнение психологических особенностей персонала
ГБДОУ и ЧОУ // Материалы международного научно-практического форума
«Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С.
111-123
3. Карнаухов Г.З. Синдром профессионального выгорания в детском саду.
– Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
4. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Психологические особенности
персонала детского сада. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
5. Корецкий В.И. Персонал частного детского сада. Психологический
климат. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
9
6. Костомаров Н.И. Особенности психолого-социального сопровождения
персонала ЧОУ // Психологические монографии и исследования . Кн. 1. М.:
Академия, 2015. – 386 с.
7. Котов М.С., Егоров С.С. Психология персонала в ЧОУ. – Уфа: Курган,
2016. – 365 с.
8. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Программы психолого-социального
сопровождения персонала ГБДОУ. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
9. Суворов В.А. Современные подходы к организации психологического
климата в ГБДОУ. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
10. Терентьева О.В., Логинова В.С. Государственный детский сад против
частного детского сада. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
11. Титова Н.С. Счастливый персонал – эффективный бизнес. –
Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
12. Федорова О.Д. психологический климат коллектива. – Новороссийск:
Акцент, 2017. – 1380 с.