Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С каждым годом увеличивается число профессий, которые требуют повышенной нагрузки голосового аппарата. В связи с этим возрастает потребность в организации профилактической помощи лицам голосо-речевых профессий.
Актуальность исследования определяют недостаточная разработанность эффективных методов постановки голоса лиц речевых и вокальных профессий, необходимость создания четкой программы по предупреждению нарушений голоса и его развития.
Несмотря на достаточно многочисленные клинические и педагогические исследования различных видов голосовой патологии, целесообразно совершенствование педагогических технологий постановки голоса студентов голосо-речевых профессий и реабилитационных мероприятий при голосовых нарушениях для оптимизация логопедической работы.
Объект исследования: период восстановления голосового аппарата.
Предмет исследования: вопросы организации занятия в период восстановления голосового аппарата.
Цель исследования: исследование вопросов организации занятия в период восстановления голосового аппарата.
Задачи исследования:
-провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
-выявить психологические особенности периода восстановления голосового аппарата;
Структура работы содержит: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1 Теоретическое исследование организации занятия в период восстановления голосового аппарата
1.1 Этапы урока вокала
Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.
Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.
И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.
Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.
Репертуар можно разделить на три категории:
1 — песни высокой сложности. Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, вы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапова Т.Н. Состояние голосового аппарата у больных с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух Текст.: автореф. дис. . канд. мед. наук / Т.Н. Агапова. М., 1997. - 19 с.
2. Адулов H.A. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса Текст. / H.A. Адулов. Липецк, 1996. - 376 с.
3. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей Текст. / Е.С. Алмазова. -М.: Просвещение, 1973. 151 с.
4. Алмазова Е.С. Основы методики логопедической работы по восстановлению голоса у детей при органических заболеваниях гортани Текст.: дис. канд. пед. наук / Е.С. Алмазова. М., 1965. - 255 с.
5. Аникеева З.И., Аникеев Ф.М. Как развить певческий голос Текст. / З.И. Аникеева, Ф.М. Аникеев. Кишинев: Шниинда, 1981. - 170 с.
6. Аникеева З.И. Нарушение и восстановление голоса у вокалистов Текст. / З.И. Аникеева. — Кишинев: Штинца, 1985. 174 с.
7. Аникеева З.И. Применение шумометра PSI-202 для исследования голосового поля певца при профессиональных заболеваниях голоса Текст. / З.И. Аникеева // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. — 1985.-№6.-С. 30-33.
8. Аутогенная тренировка в комплексном лечении функциональных нарушений голоса Текст.: метод, рекомендации / Сост. JI.E. Гончарук, Ю.С. Василенко. М.: Минздрав РСФСР, 1982. - 16 с.
9. Бачерикова Е.А. Клиника и лечение нарушений голоса при хронических неспецифических заболеваниях легких Текст.: дис. . канд. мед. наук / Е.А. Бачерикова. М., 1997. - 129 с.
10. Бекбулатов Г.Т. К лечению дисфоний и некоторых доброкачественных новообразований голосовых складок речевой и вокальной постановкой голоса Текст.: дис. . канд. мед. наук / Г.Т. Бекбулатов. М., 1969. -215 с.
11. Бекбулатов Г.Т. Лечение узелков голосовых складок речевой постановкой голоса Текст. / Г.Т. Бекбулатов // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1973. - № 3. - С. 62-65.
12. Бикбаева А.И., Габдулин Н.Т. Нарушения голоса при дисфункциях щитовидной железы Текст. / А.И. Бикбаева, Н.Т. Габдулин // Вестник оториноларингологии. 1986. - № 4. - С. 51-55.
13. Бойкова Н.Э. Клиника, диагностика и лечение голосового аппарата при дисгормональных гинекологических заболеваниях Текст.: дис. . канд. мед. наук / Н.Э. Бойкова. М., 1998. - 188 с.
14. Бойкова Н.Э. Сравнительная характеристика фонетограмм женского голоса в различные возрастные периоды Текст. / Н.Э. Бойкова // Новости оториноларингологии и логопатологии. 1998. - № 2 (14). -С. 102-104.
15. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка Текст.: учеб. пособие для пед. институтов по специальности «Русский язык и литература» / Л.В. Бондарко. М.: Просвещение, 1977. - 173 с.
16. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения Текст. / Б.А. Буяль-ский. М.: Искусство, 1986. - 174 с.
17. Василенко Ю.С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых профессий, их лечение, профилактика Текст.: дис. . докт. мед. наук / Ю.С. Василенко. М., 1974. - 325 с.