Фрагмент для ознакомления
2
- Перед вами – самые простые задания из работы – задания, направленные на проверку вычислительных навыов. Данные приемы вычислений отрабатываются на каждом уроке. Давайте проверим ваши математические способности
- Все мы с вами систематически ходим в магазин, но иногда приходится отправлять за покупками и детей. ФГОС ориентирует на решение жизненных бытовых задач, которые помогут детям быть самостоятельными в принятии решений.
- В каждой контрольной работе встречаются задачи геометрического характера. Вот одна из них.
- С 1 класса на уроках математики дети выполняют задачи на развитие логического мышления. Эти задания вам очень интересны. Давайте каждый из вас попробует решить такую задачу.
- Как вы заметили, задания построены по принципу «От простого – к сложному». Самая сложная задача – перед вами.
Приведем пример работы с учащимися по теме: «Формирование умения у учащихся читать, записывать, сравнивать величины, используя основные единицы измерения».
С целью прочного усвоения единиц измерения величин и соотношений между ними целесообразно предлагать разнообразные упражнения и при подготовки к ВПР.
В начальном курсе математики формируются представления о величине как некотором свойстве предметов и явлений, которое связано с измерением.
Следовательно, изучение величин – это связь математики с жизнью. Практика показывает, что данный материал является одним из трудных в изучении разделов начального курса математики.
Типовыми являются задания: «Измерьте длину отрезка», «Выполните действия» (с величинами), «Найдите периметр (площадь) прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами» и др.
Чаще всего учащиеся допускают ошибки в преобразованиях величин, в действиях с величинами, выраженными в различных единицах, в ходе решения задач на нахождение периметра (площади) прямоугольника (квадрата), при записи единиц периметра (площади) прямоугольника (квадрата), в ходе решения составных задач с пропорциональными величинами. Причинами возникновения указанных ошибок являются:
• несформированность понятия о величине;
• незнание единиц измерения величин и соотношения между ними;
• незнание алгоритмов преобразования величин, действий с величинами, выраженными в одинаковых или разных единицах;
• несформированность общего умения решать текстовые задачи.
• на измерение;
• на построение отрезков определенной длины, выраженной в единицах двух наименований;
• на перевод величин, выраженных в одних единицах, в другие единицы измерения;
• на сравнение однородных величин, выраженных в единицах различных наименований;
• выполнение арифметических действий с величинами.
На разных этапах урока и подготовки к ВПР предлагаю обучающимся следующие задания:
Задания для устного счета
1.Вставьте в окошко число: 8м= дм, 2ч 15мин = мин
2.Запишите величины в порядке уменьшения(увеличения):
5085 см, 5085 дм, 5085 км, 5085 м.
3.Составь по правилу столбики для величин:
9 км, 1 сут, 80 кг
4.Выбери единицы массы (времени, длины, площади):
5 дм, 1 т, 9 ч,100 кг
5.Какая величина лишняя?
А) 3080 см, 5407 км, 4078 кг, 19063 м
6.Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм
Задания для закрепления арифметических действий с именованными числами .
1.Задание на нахождение ошибок «Красный карандаш»
2.Выбери правильное решение. Обоснуй свой выбор. (предлагается 2 решения)
3.Выполнение арифметических действий.
Решение задач
1.Нахождение площади, периметра прямоугольника (квадрата)
2.Выполнение несложных чертежей, рисунков, технологических карт для изготовления модели изделий. Тесная связь с предметом технология.
3.Задача с недостающими данными.
Предлагаю внести в задачу недостающие данные, либо сформулировать вопрос, а затем решить её.
4. По краткой записи, детям предлагаю составить текст и решить задачу.
5. Составление задачи по равенству. (Р = (4+5)*2)
При выполнении заданий используется преобразование величин:
а) перевод величин из различных единиц в одинаковые;
б) наоборот, перевод величин из одинаковых единиц в различные.
Необходимо вооружить учащихся алгоритмом обоих видов преобразований. Кроме этого, на этапе знакомства с этими алгоритмами полезно требовать от учащихся подробного изложения их применения.
При изучении действий с однородными величинами, выраженными в одинаковых или различных единицах используется алгоритм (сложения, вычитания, сравнения):
1.Определи, в каких единицах выражены величины.
2.Вырази единицы в одинаковых величинах.
3.Выполни заданное действие.
4.Преобразуй полученный результат.
5. Проверка.
Рабочая тетрадь к учебнику также содержит задания на формирование уменийчитать, записывать, сравнивать величины, используя основные единицы измерения, поэтому систематически работаю по данным тетрадям.
Электронные сборники для ВПР по математике:
1.Начальная школа. Математика. Контрольные и тренировочные материалы для 4 класса с ответами и комментариями. (Из серии "Итоговый контроль", 2-е издание. Москва. "Просвещение" 2016г)
2.Математика. Итоговое тестирование. Мини ЕГЭ. (О.Узорова, Е.Нефедова, Издательство АСТ, 2012г)
3. Диагностические работы по материалам «НИКО» демонстрационных версий.
Вывод: Математика – один из главных предметов в начальной школе, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач. Дети любят работать в группах и парах, где каждый ученик должен высказать и отстоять своё мнение. Большое внимание уделять развитию логического мышления, для этого включаю задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти. Помогает в этом кружок, который может вести учитель - «Занимательная математика».
Все задания, приведенные выше, направлены на оценку обязательных результатов обучения по предметам Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний и всей работы в целом.
Союзники учителя - это родители обучающихся. Совместно с родителями необходимо создавать оптимальные условия для успешной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе.
Завершающий этап работы - это контроль, оценка, коррекция.
2.3 Подготовка к итоговой аттестации на занятиях кружка
Особенности кружка и кружковой работы по математике:
• кружок может иметь свое название, которое придумывают дети: «Почемучка», «Кружок юных математиков» и др.;
• проводится не чаще 1 раза в неделю;
• выпускается газета, оформляется математический уголок в классе;
• могут принимать участие все желающие, помимо членов кружка.
Частота проведения кружковых занятий постепенно возрастает с переходом детей в последующий класс. При организации математического кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятии, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы [1].
Методы, используемые при проведении математического кружка:
• короткие доклады и сообщения учащихся;
• инсценировки;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.
Бантова М. А., Бельтюкова Т. В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984 -335 с.
2.
Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах. М. «Прорсвещение», 2015 г.
3.
Беспалько В. Л. Программированное обучение. - М. 1970.
4.
Гришкова В. Н. Памятка «Как работать над задачей». // Начальная школа. 2014, №1, с. 68.
5.
Глушков И. К. Дифференцированная работа над задачами. // Начальная школа. 1986, №2, с. 34-35.
6.
Давыдов В. В., Теория развивающего обучения. - М.: Интор 1996., 544 с.
7.
Истомина Н. Б. методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2013, 288 с.
8.
Истомина Н. Б. Обучение решению задач. // Начальная школа, 2014, №12
9.
Истомина Н. Б. Работа над составной задачей. // Начальная школа, 1998, №2, с.44-49.
10.
Истомина Н. Б., Нефедова И. Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи. // Начальная школа, 1998, №11, с. 42-48.
11.
Кожухов С. Составление задач школьниками. // Математика в школе, 1995, №2, с. 4-6.
12.
Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - 5-е изд. - М.: Дело, 2013
13.
Мамыкина М. Ю. Работа на задачей. // Начальная школа, 2013, №4, с. 63-67.
14.
Моро М. И., Пышкало А.М. Методика обучения математике 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1978, 336 с.
15.
Матвеева Н. А. Методические приемы обучения составлению задач. // Начальная школа, 2013, №6, с. 41.
16.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990 - 943 с.
17.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г., Психология. Словарь. - М.: Изд. полит, лит. 1990 - 495 с.
18.
Попова Н. С. Методика преподавания арифметики в начальной школе. - Ленинград, 1955.
19.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2т. – М. 1989, 328 с.
20.
Скаткин Л. Н. Обучение решению простых и составных задач. М., 1963, 183с.
21.
Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. - М, 1974.
22.
Туркина В. М. Задачи в 1 классе. // Начальная школа, 1996, №9, с. 51-53
23.
Уткина Н. Г., Улитина Н. В. Сборник упражнений и работ по математике для начальной школы. – М. Аркти-ларгос, 2015 г.
24.
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-принт, 2015 г.
25.
Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М.: Просвещение. 1997г., 208 с.
26.
Халидов М. М., Мукина В. М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач. // Начальная школа, 2016 №9, с 54.