Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не
только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной
деятельности. Актуальность исследования связана с возникшей в условиях современной
политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа
личности - человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать
решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Задача отбора и
подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии
соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность
за решение насущных проблем, является чрезвычайно насущной.
Факторы, которые могут оказывать влияние на формирование и развитие лидерских способностей:
особенности семейного воспитания;
специфика деятельности, в которую включен человек;
специфика среды его общения;
3
особенности его досуга и т. д.
Глава 1 Теоретическое исследование социальных представлений о лидерстве
1.1 Эволюция понятия «лидерства», анализ подходов к определению
Развитие общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Меняются вкусы,
предпочтения и даже взгляды людей. Проведём анализ для того, чтобы узнать, как общественный
прогресс изменил представление о лидерстве, выясним, каких лидеров теперь принимает
общество. Любое слово у человека вызывает некие ассоциации. Когда слышим слово лидер,
возникает образ «акул бизнеса», непоколебимые, строго идущие к своей цели, не обращая
внимания на возникшие трудности.
Джон Дэвисон Рокфеллер, Генри Форд, Стивен Пол Джобс всех их объединяет яркий характер,
биографичные книги об их жизни продаются миллионными тиражами.
Личностные харизматические качества, оригинальные, порой неординарные поступки помогли
построить им империи. Именно такая интерпретация лидерства вытекает из
структурнофукционального подхода.
Понятие «лидерство» рассматривается как управленческий статус, связанный с принятием
решений. Л. Даутон отмечает, что выполнение управленческих функций даёт человеку статус
лидера. В. Кац и Л. Эдингер рассматривали лидерство, как влияние на других людей, которое
соответствует следующим условиям: - постоянное влияние. К лидерам нельзя отнести тех, кто
оказал разовое воздействие на людей; - воздействие лидера. Широта влияния лидера должна
распространяться на всю группу людей, а не на несколько человек; - приоритет во влиянии.
Направленность воздействия лидера ко всем членам общества; - осуществление влияния через
авторитет. Влияние должно осуществляться через правомерные действия, через авторитет,
признание, а не с помощью применения силы. Стоит отметить, что некоторые авторы
отождествляют лидерство и применение силы. Так Блондель, допускает, что лидер может
осуществлять влияние посредствам насилия.
Примером лидерства через влияние является Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании.
«Железная леди» именно так называла её пресса. Настойчивость, революционные действия
заставляли общественность её уважать. Женщина с сильным характером, которому позавидовал бы
мужчина, именно такой весь мир запомнил Маргарет Тэтчер. Американский журнал «Time»
включил Тэтчер в сотню выдающихся людей 20- го века в категории «Лидеры и революционеры».
[4]
Лидерство как неформальное влияние. Этот подход особенно распространён в отечественной
литературе. Р. Л. Кричевский пишет: «…Лидерство – феномен, порожденный системой
неформальных (неофициальных) отношений». Он появляется в какой-либо социальной группе,
становится образцом для других людей.
Такой лидер есть в любой группе людей, особенно часто это распространено в организациях, когда
лидер сколачивает свою коалицию, имеет влияние на поведение других сотрудников. В 2016 году
4
агентство Bloomberg опубликовало список самых высокооплачиваемых топ-менеджеров мира. В
первую десятку вошли: Марк Лор, президент и главный исполнительный директор
Walmart eCommerce U.S., генеральный директор корпорации Apple – Тим Кук, Джон Вайнберг,
председатель совета директоров Evercore Partners Inc. и другие. Несомненно, эти топменеджеры –
лидеры. Однако, они не обладают такими яркими качествами, неординарными поступками, как
лидеры прошлых столетий.
1.2 Лидерство как социальный феномен
Лидерство современной психологической науки — это групповые процессы, связанные
доминированием ролей. Произносим термин лидер, и сразу подразумевается личность,
предоставляющий основное доминирующий авторитет в группе. Изучение лидерства уходит
корнями глубоко в двадцатые годы девятнадцатого века.
Изначально ученые направляли свой интерес на вероятное существование всеобщих свойств
характера у фаворитов. Тогда и возникла теория черт, которая приобрела довольно большое
количество отрицаний из-за того, что разнообразные виды жизнедеятельности социальной группы
требуют неодинаковых качеств лидера. Их итогом стало проявление черт в наибольшей степени
эффективных лидеров в современных обстановках. К раскаянию, концепция была не удачной, и
обнаружить совместные черты очень тяжело[3].
Последующим шагом ученых стала ситуационная теория лидерства, где допустимым является
частая смена лидера. Ф. Фиддер проводил ряд анализов по интересующей нас проблеме и
обнаружил подчиненность стиля лидерства от ситуации в группе. Если в группе благополучная
обстановка, доброжелательные взаимоотношения и коллеги принимают лидера, то он может
ставить вопросы и быть строгим. Тот же способ работает и в неблагоприятной обстановке, где
лидера не ценят.
В коллективе, где есть трудности, и коллеги не знают, как воспринимать лидера, эффективнее будет
тот лидер, который нацелен на отношения. Создавать хорошую ситуацию, наладить
взаимоотношения в группе – первостепенное задание лидера.
Конкурирующая теория – системная теория лидерства, где лидерство отвечает за формирование
отношений в коллективе, лидер – человек ответственный за контроль всех взаимоотношений. Ни
для кого не секрет, что есть понятие формальный лидер – это человек, занимающий высокий
социальный статус, главной обязанностью которого считается контроль всех процессов в группе.
Этого лидера выбирают люди, которые не входят в число людей, которые работают под началом
лидера. Что же касается неформального лидерства, то этот уникальный человек способен
замотивировать других людей. В нашем исследовании под лидерством понимаются групповые
процессы, связанной властью в группе. То есть когда человек способен повелевать чем- либо и
кемлибо, покорять независимости конкретного человека.
Лидерство бывает формальным и неформальным. Выбранный лидер занимает высокий
социальный статус, а другой имеет большие возможностей, но при этом может не пользоваться
расположением других соучастников группы.
5
Глава 2. Результаты эмпирического исследования социальных представлений о лидерстве
2.1 Организация и методы эмпирического исследования.
В нашем исследовании приняли участие 68 руководителя (45 мужчина, 23 женщины), обучавшихся
на факультете переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров Академии
управления при Президенте Республики Беларусь. В качестве диагностического инструментария
была использована анкета, разработанная Л. Г. Почебут, Е. Н. Газагореевой для изучения
социальных представлений о неформальном лидере в организации [1].
Мы посчитали целесообразным использование данного инструментария и для изучения
представлений и формальном лидере организации. В связи с тем, что формальный лидер, по
нашему определению, всегда является руководителем, для изучения стилей лидерства
использовалась методика «Самооценка стиля управления» (А. В. Аграшенкова). С точки зрения Г.
Кунца и С. О. Доннела, «если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями,
установленными руководством, они могут работать примерно на 60–65 % своих возможностей,
просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе.
Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен
вызывать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство» [2, с. 185].
2.2 Анализ полученных результатов
Частота встречаемости каждого качества определялась в процентах. Затем также ранжированию
были подвергнута частота встречаемости качеств от наиболее часто встречающихся до наименее
часто встречающихся. В результате оказалось, что наиболее часто респонденты отмечали такое
качество, как честность и справедливость (28 % от числа всех отмеченных качеств).
Второе место заняло такое качество, как уверенность в себе и смелость (17 % от числа всех
отмеченных качеств), на третьем месте важными оказались коммуникативные качества,
решительность и смелость (15 %). Важными оказались также такие качества, как ответственность
(10 %), интеллект (18 %), целеустремленность (7 %), харизма (8 %), организаторские способности (6
%).
Особое место в формировании лидерских качеств менеджера среднего звена, с нашей точки
зрения, занимает харизма (8 %). На сегодняшний день не существует единого подхода к пониманию
природы харизматичного человека, харизма Л. Г. Почебут, Е. Н. Газагореевой составлен перечень
функций формального лидера в группе, который был предложен респондентам для ранжирования
по степени важности [1]:
Заключение
Лидерство в российском современном обществе существует повсеместно. На его проявление
влияет естественный аспект взаимоотношений в социуме: мы привыкли подчиняться властному
человеку, который обладает большими способностями, знаниями, навыками, которые мы уважаем,
который умеет грамотно построить свою речь, не застенчив, а общителен и готов в любую минуту
6
прийти на помощь. Это подчинение закладывается у нас с самого детства, когда мы подчиняемся
воспитателю в детском саду, человеку, который воспитывает, который знает и умеет больше нас и
учит нас этому. В школе мы подчиняемся учителю, который также знает и умеет больше нас. А на
улице, при взаимодействии с другими детьми, мы подчиняемся тому, кто сильнее нас, с кем
интересно, кто может что-то рассказать, придумать что-то интересное, проявить наш интерес к
нему, либо сами являемся такими детьми. Повзрослев, общаясь во взрослом обществе, мы
уважаем человека и признаем его лидером, если он приятен нам с виду, грамотно и много
общается, обладает умениями, которые мы, и большая часть группы, в которой мы с ним
взаимодействуем, ценим, обладает лидерскими качествами. На самом деле лидерские качества
зависят от особенностей группы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидер. навыки / Д. Адаир Д. -
М. : Эксмо , 2003. - 318 с.
2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, - М. : Эксмо , 2003. –
295 с.
3. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. -
Екатеринбург: Литур , 2000. – 178 с.
4. Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. - М.: Квант, 1997. –
352 с.
5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе
эмоционального интеллекта. - М.: Альпина, 2004. -265 с.
6. Золотовицкий Р. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения. – М. 1996. - 303 с.
7. Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. - М., 1999. – 143 с.
8. Карделл Ф. Д. Из тени в свет: обретение лидерства и судьбы / Ф. Д. Карделл. - СПб. : Невский
проспект , 2001. - 180 с.
9. Кенджеми Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных
полномочий // Психологический журнал. - 1996. - № 7. - С.49.
10. Кови С. Лидерство, основанное на принципах / С. Р. Кови. – М. : Альпина Бизнес Букс , 2008.
- 300 с.
11. Кови С. Семь навыков лидера. - Минск: Вегапринт, 1996. - 448 с.
12. Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М. Ландсберг. - М. : ЭКСМО ,
2004. - 215 с.
13. Лоскутникова В. И. Психологические аспекты развития потенциала лидерства в юношеском
возрасте. - М. : ЭКСМО , 2004. - 340 с.
7
14. Лоуб М., Киндел С. Лидерство для "чайников" / Перевод с англ. - М.: Диалектика, 2005. - 385
с.
15. Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2002. - 208 с.
16. Михайлов Г. Прфессиональное самосознание руководителя // Прикладная психология и
психоанализ. – 2004. – 243 с.
17. Морозова Ю. А. Лидерство и самореализация личности // Вестн. Волгоградского гос.
архитектурно- технического инст., - Волгоград, 2007. – 104 с.
18. Нефф Т.Д. Уроки лидеров / Т. Д. Нефф. - М. : АСТ , 2003. - 492 с.
19. Нзабонимпа Ж. Психологические особенности формирования политического лидерства в
Руанде дис. канд. психолог. наук / Нзабонимпа Ж. – СПб., [2004]. - 155 с.
20. Первитская А. М. Лидерство как особый вид деятельности // Аспирант и соискатель. – 2006.
– 204 с.
21. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения //
Под ред. А. Карелина. - М., 1997. – 95 с.
22. Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. - М., 1991. – 116 с.