Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей педагогической работы в начальной школе.
Актуальность рассматриваемой нами темы подчеркивается тем, что в настоящее время школьное обучение – это один из наиболее ответственных моментов в жизни как ребенка, так и родителя. Дети после детского сада помещаются в новые психологические, педагогические, физические условия.
Можно ли утверждать, что ребенок становится школьником, когда приходит в первый класс? Думаем, что нет. Процесс адаптации ребенка – это длительный процесс, когда и школа, и сам ребенок адаптируются друг к другу [5]. И в этом процессе, конечно, немаловажную роль играет сам педагог и его работа.
Что включает в себя понятие «педагогическая работа»? Ассоциации, приходящие сразу – это «обучение», «воспитание», «образование» и пр. «Воспитывать» – от «в ось питание». Это процесс творчества, имеющий цель качественного взаимодействия педагога и учащихся, формируя развивающую среду. «Образование» - от глагола «создавать», «формировать». Благодаря образованию происходит постоянная передача поколениям навыков, опыта, знаний, ценностей культуры и творчества. Педагог и воспитывает, и формирует личность ребенка в процессе образования; создает предпосылки к тому, чтобы дети осваивали социальные, культурные ценности социума, развивали эффективные способы мышления, общались и развивали навыки эмпатии [10]. Это постоянно трансформирующийся, меняющийся процесс, который создают и педагог, и ребенок, их личности.
В последние несколько десятилетия мы наблюдаем постоянные инновации в системе образования. Происходит трансформация организационных систем образования, для достижения максимального качества обучения. При этом важно сохранить благополучие в плане психологии, физики и умственных способностей ребенка. То есть принцип «не навреди» - он главный, в том числе.
Задача школы – формирование максимально возможного, всестороннего, гармоничного развития ребенка, учитывая его индивидуальные личностные особенности [4].
Объектом исследования является процесс организации педагога в начальной школе.
Предметом исследования являются способы педагогической работы обучения в начальной школе.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение психологических и педагогических основ работы с младшими школьниками;
2) Описание особенностей развития познавательных процессов у детей в начальной школе;
3) Характеристика моделей работы педагога в начальной школе;
4) Проведение опытно-экспериментального исследования значимости применения педагогом эффективных методик, комплексно воздействующих на личность детей в начальной школе.
Методы исследования:
1) Анализ педагогической и психологической литературы по теме работы педагога в начальной школе;
2) Наблюдение;
3) Проведение эксперимента;
4) Математическая обработка полученных данных.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что применение педагогом эффективных способов, комплексно воздействующих на личность детей, инициирует качественное воспитание и обучение учеников в начальной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы педагогической работы в начальной школе
1.1. Психологические и педагогические основы адаптации ребенка в начальной школе
Приход в начальную школу – это новый виток в жизни как ребенка, так и для его родителей. В последние десятилетия это особенно становится актуально, поскольку родители, в большинстве своем, уделяют внимание тому, чтобы ребенок при поступлении в школу уже был «подготовлен». Кроме того, в первый класс ребенок может уже пойти с шести лет. Психологическая, педагогическая готовность ребенка к школе – это также немаловажный момент, который часто родители учитывают [15, с. 97].
Первый класс – это переходный момент между дошкольным и младшим школьным возрастом.
Если до семилетнего возраста ребенок больше играл, преобладающей деятельностью у него было творчество, ролевые игры, то сейчас от ребенка важно, чтобы эти виды деятельности были адаптивно встроены в учебную.
Естественно, ребенку нужно помочь полноценно прожить этот процесс в школе, поскольку сама его личность приобретает новые ценности, системы поведения и общения. Теперь личность ребенка становится активно познающей [9].
Какова базовая задача родителей, учителей в данном процессе? Прежде всего, важно сформировать оптимальные условия, для того чтобы раскрылись и реализовались возможности ребенка. При этом следует учитывать и индивидуальные особенности самого ребенка.
Когда ребенок приходит в первый класс, начинается его адаптация. К новым условиям, новым отношениям, требованиям, режиму и пр.
Педагог, в свою очередь, учитывает физиологические, психологические особенности первоклассников. Дети шести-семи лет часто хотели бы получить признание со стороны взрослых (родителей, учителей). И взрослые, в свою очередь, своей деятельностью пытаются заслужить это признание. Поэтому основной метод работы – это просьба, а не жесткие требования [10].
Педагог имеет также цель создать у детей внутреннюю позицию школьника, когда постепенно дети переходят от игры к учебному процессу и активному взаимодействию, общению с взрослыми, в том числе и учителем.
Что необходимо сделать, чтобы процесс адаптации протекал безболезненно для самих учеников? Прежде всего, создать условия для этой адаптации. При этом сам процесс адаптации может быть как минимальным по времени, так и длительным. В среднем – от 3-х месяцев до 6.
Как следует начинать адаптацию учеников начальной школы. Нормы поведения лучше сначала предлагать в игровой форме, но встраивая правила школы. Ученики, особенно не посещавшие детский сад, часто испытывают трудности в общении со сверстниками. Это и работа с эмоциями, в том числе. Ребенку начальной школы сложно пока пережить свои эмоциональные неудачи, если они есть [7].
Задачи, которые стоят перед учителями и родителями в период школьной адаптации, сложны, но решение их дает плоды. Первокласснику важно усвоить школьные нормы, сформировать интерес к жизни в школе, поверить и усилить свои силы в обучении [8]. Детские организм может реагировать резко на изменение привычного образа жизни. Дети могут начать быстро утомляться, или, наоборот, быстро возбуждаться, проявлять плаксивость, раздражительность. Чтобы справиться с этими процессами, педагогу важно знать как действовать в эмоционально значимых ситуациях для детей. Педагог начальной школы – это тот, кто, прежде всего, устанавливает положительный эмоциональный контакт с детьми и родителями, формирует наиболее благоприятные условия для психологической, физиологической адаптации учеников начальной школы.
Дети, идущие в первый класс, могут и стремиться быть во все лучшими, первыми, могут иметь завышенную самооценку, могут превышать границы дозволенного и пр.
Выводы
Что необходимо сделать, чтобы процесс адаптации протекал безболезненно для самих учеников? Прежде всего, создать условия для этой адаптации. При этом сам процесс адаптации может быть как минимальным по времени, так и длительным. В среднем – от 3-х месяцев до 6.
1.2 Особенности развития познавательных процессов у детей в начальной школе
Особенности развития памяти
В возрасте до школы преобладающей функцией у детей является непосредственная память. Ребенок будет запоминать только то, что ему интересно и понятно. Мотивация в этот период у ребенка – непосредственна и непроизвольна [8]. Если то, что делает ребенок, имеет для него смысл и обладает эмоциональным подтекстом – он это запомнит. Центром сознания у первоклассника является память. Ребенок постепенно накапливает и обрабатывает поступающую в память информацию.
Все остальные процессы – внимание, например, находятся под влиянием именно памяти.
То, сколько ребенок запомнит, зависит от того, насколько он активно работает с объектом запоминания.
Итак, приходя в школу, у ребенка преобладает непосредственная, непроизвольная память. Постепенно, в процессе обучения в школе, ребенок осваивает механизмы произвольной памяти. Как это происходит. Сначала ребенок выделяет только саму задачу. Например, важно запомнить или вспомнить. Но приемами для этого он не обладает. Следующий, второй, этап – ребенок уже формирует для себя приемы запоминания. Например, повторить, сгруппировать, систематизировать, применить систему «знак-сигнал». И уже потом, применяя третий этап – овладение – ребенок полностью запоминает произвольно [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. - М.: Просвещение, 1982. - 318 с.
2) Балин В. Д. Психическое отражение: элементы теоретической психологии. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2010.
3) Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 283 с.
4) Георгиевский В. А. Проведение праздников в начальных классах: из опыта работы: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
5) Горлова Е. В. Настольная книга классного руководителя начальной школы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 286 с.
6) Горячева И. А. К. Д. Ушинский и «Родное слово»: методическое пособие для учителя начальной школы. — М.:Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, 2010.
7) Давыдов Ю. Н., А. Б. Гофман, А. Д. Ковалев. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. Пособие для гуманитарных вузов. – М.: Наука, 1994.
8) Дик Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 285 с.
9) Еникеев М. И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА-ИНФРА М, 2018
10) Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы: — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 442 с.
11) Климов Е. А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
12) Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2018. – 584 с.
13) Купина Н. А. Азбука сочинительства. — М.: Флинта, 2009. — 106 с.
14) Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Введение в психологию. Личность и деятельность/М. В. Гамезо, А. П. Гуркина, И. А. Домашенко и др. – М.: Просвещение, 1982.
15) Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь: ПГПИ, 1988.
16) Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Книга 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
17) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 336 с.
18) Психологический словарь/Под ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
19) Сапегина В. А. Классные часы в начальной школе. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 316 с.
20) Сычева Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 380 с.
21) Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2011.
22) Фархитдинова О. М. Психология; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. – 68 с.
23) Черницкий А. М. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10. — М.: Эксмо, 2013. — 220 с.
24) Шадриков В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. — М.: Логос, 2011.
25) Шереметова Н. В. Педагогическая поддержка успешности в обучении младших школьников / Н. В. Шереметова//Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2008. — N 60, вып. 24. — С. 239-242.
26) Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах: пособие для учителей по внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1983. — 158 с.