Фрагмент для ознакомления
2
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В современной системе формирования познавательных учебных действий необходимо выделить три ключевых этапа, которые проходит учащийся в ходе усвоения знаний, которые должны быть отражены в современном учебнике:
Первый этап – общеобразовательный, в котором происходит знакомство учащегося с иностранным языком и культурой страны изучаемого языка, осваиваются общие коммуникативные навыки, необходимые для того чтобы объясниться в ежедневном общении, поделиться впечатлениями, ориентироваться в городской среде, выяснить и получить необходимую информацию в быту.
Второй этап - личностно-ориентированный, который позволяет уже изучить основы общения на определенную тему, которая важна для учащегося и постоянно присутствует с ним в учебной деятельности.
Третий этап – специализированный, личностно-ориентированный этап, на котором осуществляет совершенствование общения в узкоспециальном профиле и растет общий уровень овладения предметом [2, с. 78].
Эта градация предполагает, что характер обучения на каждом из этапов является автономным с одной стороны, и подразумевает взаимосвязь всех этапов обучения с другой стороны.
1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
3. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [3, с. 56].
Главные требования, которые стоят перед любым методом познания, базируются, прежде всего, на объективности, то есть способности давать достоверный и надежный материал, который должен быть свободным от искажений, а также субъективного толкования и преждевременных выводов.
Второе ключевое требование это надежности, то есть однозначности результатов, которые были получены при проведении повторных исследований, а также сходство одинаковости результатов разных исследователей.
Третье важное требование, это требование обоснованности, то есть способности выбранного метода изучать особенности процесса обучения, которые важны для исследователя [15, с. 67].
Четвертое требование состоит в точности передачи информации, которое определяется точной дифференцировкой, а также индивидуальным подходом. Все данные методы педагогического исследования подразделяется на несколько групп.
Теоретические методы, прежде всего, основаны на применении таких мыслительных операций как:
«- сравнение,
- анализ
- синтез,
- обобщение
- конкретизация.
Кроме того, к теоретическим методам относятся следующие виды работы с источниками информации, такие как:
- сравнительно-исторический анализ источников научной литературы,
- анализ школьной документации,
- непосредственное изучение массового опыта учителей» [15, c. 19].
Данные методы помогают определить ключевую проблему исследования, затем поставить цели и задачи, и выдвинуть гипотезу.
Данные когнитивно-визуальные технологии основаны на принципе гуманизации, что позволяет в процессе обучения ориентироваться на индивидуальные познавательные особенности субъекта обучения, например, такие как правополушарный тип мышления и предпочитаемый визуальный канал восприятия; признавать право каждого обучаемого на активизацию того сенсорного источника восприятия учебной информации, который у него преобладает.
Принцип гуманизации непосредственно позволяет обеспечивать разностороннее познавательное развитие личности школьника, активизировать визуальные каналы восприятия, а также развивать образное и визуальное мышление.
Данный принцип является ведущим среди других принципов, так как в нем воплощены ключевые ценности современного образования, которое должно сочетать в себе и обучение, и развитие, и саморазвитие.
Следующий принцип научности, должен направить когнитивно-визуальные технологии непосредственно на развитие познавательной активности школьника, сконцентрироваться на формировании у учащихся умений и навыков научного поиска, вести к научной организации учебного труда, формировать основы научного наблюдения различных явлений природы и их фиксации.
Принцип активности решает задачи по выполнению различных творческих заданий, самостоятельному поиску и анализу информации, умению находить, а затем применять различные способы для получения и усвоения учебной информации.
Именно принцип активности ведет к развитию творческого мышления, которое осуществляется не тогда, когда непосредственно воспринимается готовое знание, а когда процесс познания осуществляется в ходе собственной деятельности учащегося, которая направлена на постоянный самостоятельный поиск знания.
Следующий важный дидактический принцип – это принцип наглядности, который обеспечивается при помощи применения различных наглядных пособий, иллюстраций, и, особенно, ярких примеров из жизни. Наглядность достигает наибольшей эффективности, когда в обучении она непосредственно выполняет не только иллюстративную, а также и когнитивную функции. В этой ситуации наглядность не только способствует развитию визуального мышления, но и формирует в сознании учащихся различные визуальные образы, которые выступают определенными сложившимися иллюстрациями и продуктом самого мышления.
Таким образом комплексная реализация данных принципов приводит к гармоничному развитию личности, а также реализации личностью, имеющихся возможностей и способностей, как субъекта образования в полной мере.
1.2 Особенности воспитательного процесса в начальной школе
В принятой концепции совершенствования российского образования воспитание детей и молодежи сегодня рассматривается как основной приоритет деятельности образовательного учреждения. Данное обстоятельство обусловлено сразу целым рядом проблем, которые назрели в современном российском обществе в целом и образовательных учреждениях в частности.
Дело в том, что современная социокультурная среда, где происходит становление целостного мировосприятия школьников, сегодня характеризуется по ряду направлений принципиально новыми особенностями.
К этим особенностям сегодня относятся как увеличение скорости происходящих изменений в жизни, так и быстрое освоение молодежью социального опыта, а также, нельзя не обратить внимание на стремительное развитие интеграции и глобализации современного мира, в которых происходит смещение ценностных ориентаций, углубление социальных, а также культурных противоречий, разрастания локальных конфликтов и других негативных факторов, которые угрожают человеку, его жизни, здоровью.
В этой связи, отмечается такой факт, что цели воспитания в разных социальных группах, которые сформировались в нашем обществе, причем не только семьях, но и образовательных учреждениях сегодня различны, а значит отсутствует общая согласованность целей, и таким образом, к ребенку предъявляются разные, а порой и взаимоисключающие требования. Все эти обстоятельства не минуемо приводят к нарастанию отсутствия мотивации к адекватному положительному поведению молодежи.
С позиции гуманистической педагогики воспитание – это не столько воздействие на личность с целью ее формирования, сколько взаимодействие, которое и создает воспитательный эффект.
Личность с её активностью является и объектом и субъектом воспитания, включаясь в процесс самовоспитания как наиболее эффективный.
К сожалению, сегодня воспитание или воспитанность, как таковая не рассматривается большей частью общества как очень важное условие для достижения высокого качества жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.
Однако, вместе с тем, хорошее образование в купе с воспитанием и обучением являются ключевым параметром, который определяет качество жизни, и, таким образом, создает условия и дальнейшие предпосылки для развития, как экономики, так и социальной сферы.
Образование, по своей сути, призвано создавать широкие возможности для интеллектуально-духовной жизни человека, а также развития его внутреннего потенциала. Однако, сегодня мы видим, что воспитательные системы, которые создаются в настоящее время в образовательных учреждениях, а также содержание образовательной деятельности очень часто замыкаются непосредственно на внутренних проблемах микросоциума образовательного учреждения, не принимая во внимание геополитические тенденции и широкий социокультурный контекст жизнедеятельности современного общества.
Поэтому, воспитание и обучение уже не отвечают непосредственно в полной мере на вызовы и требования современного мира, в частности это касается вопросов информационной безопасности, процессов глобализации, национальных и межцивилизационных отношений.
Это следствие того, что далеко не всегда учителя и воспитатели в своей ежедневной профессиональной деятельности адекватно учитывают отличительные особенности современной молодежи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе образования младших школьников. //Начальная школа, 2009, №1.
2. Аквилова Г.Н. Клепинина З.А «Методика преподавания в начальной школе» Москва Владос 2001.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007.
4. Виноградова Н.Ф., Калинова Е.С. Окружающий мир: учебник для обучающихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2004. – 160 с.
5. Виноградова Н.Ф. Методика обучения : 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.
6. Григорьева Е.В. Методика преподавания.Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». — М.: ВЛАДОС, 2008. — 253 с.
7. Методика преподавания естествознания в начальной школе Учеб. Пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. - М., 2011 – 240с.
8. Методика преподавания в начальной школе // Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. . - М., 2004. – 280 с.
9. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М., 2003. – 220 с.
10. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011. – 180 с.
11. Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2011. – 280 с.
12. Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 280 с.
13. Суматохин С.В. Научно-методические основы школьного учебника биологии: Дис…д-ра пед.наук. - М. 2005. – 180 с.
14. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2010, №10
15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, с. 492. Педагогика, М. 1989.