Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Современные мотивационные механизмы, используемые в работе с персоналом, позволяют не только повысить производительность труда в организации, но и выстроить наиболее заинтересованным сотрудникам индивидуальную траекторию развития. Это приводит к освоению новых направлений деятельности сотрудниками, получению дополнительного образования.
В современном обществе человек нуждается не только в материальной оценке его труда, но и моральной. От успешности каждого работника зависит и успешность компании в целом. Важно чтобы цели предприятия совпадали с личными целями сотрудника. Для общего успеха руководитель организации должен относиться к своим сотрудникам как к самым лучшим клиентам. Только в этом случае он получит истинную преданность работников и высокие результаты их труда.
Цель работы: исследование особенностей профессиональной мотивации сотрудников ООО «Швейный дом» и разработка предложений по совершенствованию системы мотивации.
Объект исследования – сотрудники ООО «Швейная фабрика»
Предметом исследования являются особенности профессиональной мотивации сотрудников.
Гипотеза: существует взаимосвязь между удовлетворенностью труда и уровнем трудовой мотивации.
Задачи, которые необходимо решить:
1. Провести теоретический анализ разработанности проблемы профессиональной мотивации в работах отечественных и зарубежных авторов.
2. Дать краткую характеристику исследуемой организации.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей профессиональной мотивации сотрудников.
4. Разработать предложений по совершенствованию системы мотивации сотрудников.
Методами научного исследования стали: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; практические методы (психодиагностические методы и методы экономического анализа); методы статистического анализа.
Теоретико-методологическая основа исследования. Работа выполнена на основе научных достижений отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления производством. В ходе исследования были использованы научные труды по проблемам мотивации и стимулирования персонала в рыночной экономике.
В работе использовались следующие общие и специальные методы экономических исследований: системный подход, диалектический метод познания, структурный, системный и факторный анализ, сравнительный микро- и макроэкономический анализ. При изучении практических материалов использовались методы экономико-статистической обработки и экономико-математического моделирования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности мотивации работников предприятий, внедрение которой позволит повысить эффективность системы управления персоналом и конкурентоспособность предприятия в современных экономических условиях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие и теории профессиональной мотивации в психологии
Многочисленные теории мотивации получили развитие в XX веке. Важнейшее их отличие друг от друга состоит в выделении ведущего (доминирующего) мотивационного фактора и побудительных сил поведения.
Наиболее ранняя теоретическая модель мотивационной сферы личности была представлена в классическом психоанализе.
Психоаналитический подход к рассмотрению мотивации человека строится на утверждении диалектической борьбы противоположно направленных побуждений человеческой природы, интенсивность и динамичность которых формирует внутренне противоречивую картину психической жизни личности, способствуя развитию непреодолимого внутриличностного конфликта. Основные мотивационные доминанты деятельности человека при таком рассмотрении – это стремление к получению удовольствия (максимальному удовлетворению естественных – витальных – потребностей), а также страх неудовольствия, то есть намерение человека минимизировать объем неудовлетворенных потребностей, а также сократить меру наказания за удовлетворение тех потребностей, которые нарушают установленные социальные нормы .
Теория мотивации активно разрабатывалась З. Фрейдом, который полагал, что существует определенное число врожденных влечений, свойственных каждому человеку и неизменных в процессе его онтогенетического развития. Эти влечения рассматривались Фрейдом в качестве своеобразных энергетических систем, которые стремятся к разрядке, вынуждая человека действовать в направлении конкретных объектов импульсивно, неосознанно. Таким образом, в рамках классического психоанализа утверждалось, что мотивацию человека формирует непрерывное противоборство двух разнонаправленных влечений, которые в ряде случаев достигают компромисса (при нормальном психическом развитии личности жизнеутверждающие влечения преобладают над деструктивными).
Первоначально в рамках классического (ортодоксального) бихевиоризма проблемы мотивации исключались из области исследований, так как основополагающая формула «S – R» («стимул – реакция») не допускала существования иных детерминант кроме внешних стимулов. Данный подход исключает рассмотрение психики как источника активности личности, выступая в качестве совокупности автоматических, запущенных извне реакций. Переход проблематики мотивационного поведения в рамки психологического исследования сопровождался корректировками бихевиористического учения, в том числе признанием в качестве аксиомы положения о существовании внутренних побудительных сил, закрепляемых в форме потребностей и оказываемых на поведение индивида не меньшее воздействие, чем внешние стимулы. В рамках необихевиоризма этими внутренними движущими силами признавались мотивы, составившие «среднее (промежуточное) звено» между стимулами и реакциями и опосредовавшие ответ организма на выдвигаемые средой требования .
Однако даже после признания существования данной промежуточной переменной в необихевиоризме делался упор лишь на внешней стороне активности организма и физиологических факторах, которые мотивируют поведение субъекта. В качестве первых детерминант активности рассматривались физиологические циклы и эмоциональные состояния, которые проявлялись в форме конкретных телесных реакций.
Социальные факторы в рамки научного исследования были введены одним из лидеров необихевиоризма Э. Толменом, который предлагал три уровня мотивации, два из которых можно признать социальными:
1. биологическая мотивация;
2. мотивация власти;
3. мотивация успеха.
Далее, в необихевиоризме для научного описания такой характеристики мотивации, как направленность, использовалось понятие «валентность». Было экспериментально доказано, что организм далеко не всегда стремится к тому, в чем испытывает насущную потребность. С целью прояснения этих механизмов было предложено различать положительную и отрицательную валентности. Если объект в силу каких-либо причин обладает положительной валентностью, организм стремится к обладанию этим объектом, если же отрицательной, то возникает реакция избегания (Б. Скиннер). То, какой валентностью будет обладать конкретный предмет, зависит от прошлого опыта взаимодействия со средой и особенностей научения, то есть в большей степени определяется социальными, а не сугубо биологическими факторами .
Анализируя различные нарушения поведения человека (фобические расстройства), теоретики необихевиоризма утверждали, что поведение человека детерминируется преимущественно отрицательной мотивацией, при которой направляющим вектором служит реакция избегания. Так, М. Майером был рассмотрен страх как основная движущая сила поведения человека. Особенностью приобретенной отрицательной мотивации является ее стремительная генерализация, то есть быстрое распространение на новые объекты и ситуации.
С точки зрения необихевиоризма рассматривалась и познавательная мотивация. Например, стали широко известны эксперименты с людьми, предполагающие изоляцию и сенсорную депривацию испытуемых. Так, в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала; Юнити-Дана - М.:, 2013. - 440 c.
2. Варенов А. В., Исаев С. Ю. Мотивация персонала. Игра или работа; Речь - М.:, 2012. - 160 c.
3. Верещагина Л. А., Карелина И. М. Психология потребностей и мотивация персонала; Гуманитарный центр - М.:, 2012. - 156 c.
4. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие; М.: Инфра-М; Издание 2-е, перераб. и доп., 2012. - 464 c.
5. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 350 с.
6. Никифорова, Г.С., Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. - СПб.: Речь, 2010. - 172 с.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 512 с.
8. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. - СПб: изд. Михайлова, 1999. - 301 с.
9. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. - СПб: СПбГУП, 2010. - 533 с.
10. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности; Академия - М.:, 2012. - 338 c.