Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Математика всегда считалась основополагающей наукой и в настоящее время роль математики в обществе лишь возрастает. Актуальным в наши дни становится непрерывное образование: школа – ВУЗ (колледж) – курсы повышения квалификации и т.д. Оно требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Без базовой математической подготовки невозможно образование современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
Существует большое количество специальностей, связанных с непосредственным применением математики: экономика, финансы, химия, информатика, техника, биология, психология и многие другие.
Таким образом, в современном мире возрастает роль математической подготовки.
Обучение на расстоянии всегда интересовало, как педагогов, так и учащихся. До недавнего времени в нашей стране и за рубежом практиковалась заочная форма обучения, в которой обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Проблема доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Проблему доступности качественного образования с развитием компьютерных технологий, появлением сети Интернет успешно решает дистанционное обучение.
Цель исследования – рассмотреть дистанционные формы дополнительного математического образования школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть элементы дистанционного обучения при изучении математики
- разработать проект дистанционного урока по математике в пятом классе на тему «Деление. Компоненты действий».
Разработке методикам использования дистанционных форм обучения в общеобразовательной школе посвящены труды таких авторов как Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской, Н.А. Варданян, С.Н. Суханова, Н.В. Шкарупа и др. Но они не позволяют решить все проблемы, возникающие при внедрении дистанционных технологий в учебный процесс.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Элементы дистанционного обучения при изучении математики
1.1 Понятие дистанционного обучения
Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждено нормативными документами федерального и регионального уровней: в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» [1] статья №16 полностью посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В статье №10 документа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» упоминается, что «…при реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии» [2].
Для внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс необходимо начать с модернизации существующих дополнительных общеобразовательных программ, поставить новые цели и задачи, представить ожидаемые результаты по изменению образовательного процесса, путем внедрения новой технологии.
Основной целью дистанционного обучения в программу общеобразовательной школы является проектирование условий обучающимся для свободного доступа к информационным учебным ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционных технологий для развития навыков самостоятельной работы.
Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства для каждой стороны. На помощь приходит достижение современности –электронное образование. Это довольно ёмкое понятие, которое подразумевает разные виды и формы электронного обучения. Они позволяют сделать образование интересным и доступным для каждого. Я на примере своего сайта расскажу, как можно организовать дистанционное обучение практически в любой школе.
Информационная составляющая мира становится сегодня невероятно доступной. Вместе с этим меняется представление о том, как надо учиться, как познавать мир. В настоящее время наряду с традиционным обучением все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных методов обучения.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, который основан на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществить обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
1.потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;
2.работа с часто болеющими детьми;
3.выполнение проектов и исследовательских работ;
4.работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
5.увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.);
6.участие в дистанционных конкурсах и проектах;
7.обучение на дистанционных курсах, заочных школах;
8.подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
К основным задачам внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс можно отнести:
увеличение информационного объединения;
проектирование единой образовательной информационной среды для участников педагогического процесса;
проектирование образовательного информационного пространства объединения, для размещения информация для учащихся и их родителей;
повышение конкурентособности учащихся для успешных профессиональных и межличностных отношений;
увеличение эффективности коммуникативной режиме on-line (общение через сеть Интернет);
формирование у учащихся потребность в систематическом и системном повышении внутреннего потенциала,
освоение способов познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования.
Для наилучшего понимания изменения дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения:
- необходимость стартового набора, в который входит комплект качественного техническое обеспечение с выходом в Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и учащегося. А также важным условием для обеспечения успешной работы педагога и учащегося в системе дистанционного образования, является стартовые знания и умения в области владения компьютером, программным комплектом, для осуществления работы.
- интерактивность образовательного непрерывном взаимодействии всех участников обучающего процесса, где каждый учащийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области.
- индивидуализация. образовательного процесса, вытекает из принципа интерактивности, так как в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и персонифицировать процесс обучения. Педагогу легко наблюдать успехи и пробелы в обучении каждого учащегося, так как весь процесс обучения зафиксирован. И в зависимости от запросов учащегося, а также на основе анализа собственных наблюдений, индивидуальные методики и приемы дальнейшего обучения.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат - занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат - технологий. Чат - занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Форум-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для таких занятий могут использоваться специально разработанные образовательные форумы – форма работы учащихся по определённым темам внутри одного пространства.
От чат - занятий форумы отличаются возможностью многодневной работы и несинхронным взаимодействием учащихся и педагога.
Вебинар-сессия осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Для проведения сессии каждая из сторон должен иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть. Для учебных вебинар-сессий характерно достижение образовательных задач.
И еще многие различные варианты вебвзаимодействия можно предложить, разработать и применять для получения наиболее качественного результата совместной деятельности педагога и учащегося.
В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательном процессе увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности; активизируется самостоятельная деятельность учащихся; создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках