Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Период детства - важнейший этап в развитии личности, ее духовно- нравственной составляющей. Именно в этот период развития человека закладывается та основа, которая в будущем поможет ему успешно реализовать свои способности, в том числе, творческие возможности. Особую значимость в развитии и реализации творческого потенциала приобретает воспитание средствами искусства, в том числе музыкальное искусство. В процессе занятий различными видами музыкальной деятельности, среди которых особое место занимает музыкальное исполнительство, происходит приобщение к высокохудожественным образам мировой культуры.
Пение – одно из самых доступных и популярных видов музыкальной деятельности. В настоящее время пение является популярным занятием и у взрослых, и у детей.
Таким образом, выявляется проблема обучения младших школьников, подбора вокальных упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями их организма, что подтверждает актуальность избранной темы исследования: «Проблемы подбора вокальных упражнений в младшем и среднем возрасте».
Цель исследования: изучить особенности работы с детским голосом на начальном этапе обучения вокалу.
Объект исследования: процесс обучения вокалу.
Предмет исследования: особенности подбора вокальных упражнений при работе с деть младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: начальный этап обучения вокалу будет продуктивным, если:
- при организации начального этапа вокальной работы будут учитываться вокальные возможности участников детского вокального коллектива, их опыт певческой деятельности, музыкальные интересы;
- в методике работы с детским голосом будет использоваться вариативный комплекс методов и приемов формирования вокальных навыков.
Задачи исследования:
- изучить информационные источники по проблеме исследования, освещающие различные методические подходы к обучению детей пению;
- рассмотреть сущность понятий: «методика, методы, приемы обучения»;
- рассмотреть возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста (6 – 9 лет);
- рассмотреть особенности певческого развития детей младшего школьного возраста (6 – 9 лет);
- проанализировать имеющееся методическое обеспечение певческого воспитания детей 6 – 9 лет.
- рассмотреть содержание и методику обучения эстрадному вокалу детей 6 – 9 лет и обобщить результаты опытно – поисковой работы.
Методы исследования: изучение, анализ информационных источников по проблеме исследования, теоретические - анализ программного и учебно-методического обеспечения.
Структура работы: курсовой проект состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Дается характеристика возрастных особенностей развития младших школьников, основных певческих навыков, на формировании которых базируется процесс певческого воспитания.
1.1. Возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения в начальной школе с 7 – 8 до 9 – 10 лет (1 – 4 классы) [7]. Младший школьный возраст называют вершиной детства, это возраст когда у ребенка сохраняется много детских качеств, таких как: легкомыслие, наивность, искренность в выражении своего отношения, взгляд на взрослого снизу вверх. Но при этом начинает утрачиваться детская непосредственность в поведении, изменяться логика мышления, происходит сена ведущего вида деятельности: на смену игровой, учебная становиться более значимой деятельностью.
Происходит качественное совершенствование органов чувств: увеличивается чувствительность к цвету; улучшаются суставно – мускульные и зрительные ощущения и т.д. [34]. Активно развивается познавательная сфера школьников, меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни. В младшем школьном возрасте особую значимость и ценность приобретает все, что имеет отношение к учебной деятельности.
Для младших школьников характерна неустойчивость восприятия. В то же время оно довольно остро, они могут любознательно созерцать. Они очень точно могут наблюдать окружающую жизнь, тонко улавливать новизну. При опоре на характерную ярко выраженную эмоциональность восприятия, можно успешно развивать у детей наблюдательность.
В работе с младшими школьниками проблема развития внимания является чрезвычайно актуальной. Нередко можно слышать жалобы на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей особенно семилетнего возраста, т.е. первоклассников. Их внимание характеризуется слабой организованностью, ограниченностью объема, слабой распределяемостью, неустойчивостью, преобладанием непроизвольного над произвольным вниманием. Поэтому серьезное внимание необходимо уделять развитию произвольного внимания, способствующего успешному выполнению учебной деятельности. Как показывают исследования, чаще всего у хорошо успевающих школьников лучше показатели развития внимания. При этом различные свойства внимания могут вносить неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам (И.В. Дубровниа) [19].
Особенности развития мышления, согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения на мышлении фокусируется сознательная деятельность ребенка. Развитие словесно – логического, рассуждающего мышления, необходимое для усвоения знаний, перестраивает все познавательные процессы: «память в этом возрасте становиться мыслящей, а восприятие – думающим» [14, с. 54.]. в младшем школьном возрасте наступает переломный этап в развитии мышления ребенка: совершается переход от мышления наглядно – образного, остающееся для данного возраста, к словесно – логическому, понятийному мышлению.
Большую значимость в образовательной деятельности играет память, а дошкольный возраст интенсивного развития памяти. Возможности памяти младших школьников велики: легко справляются с дословным запоминанием, усваивается речь настолько, что дети становятся истинными носителями родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их порой на всю жизнь [34].
В младшем школьном возрасте память ребенка все больше приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Однако актуальной остается выработка умений самоконтроля, самопроверки процесса и результата творческой учебной деятельности. В младшем школьном возрасте происходит становление такого важного фактора в развитии личности, как произвольное поведение. Школьники становятся самостоятельными и пытаются сами выбирать как поступить в определенных ситуациях, ориентируясь на нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Усваивая моральные ценности, они стараются следовать им. Иногда поступки могут диктоваться эгоистичными мотивами, например, желанием получить одобрение взрослых, укрепить свою позицию среди сверстников. Таким образом, их поведение связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха [34].
1.3. Характеристика вокальных навыков
Младший школьный возраст – это ответственный этап в музыкальном развитии ребенка. В этот период активно развиваются музыкальные способности, такие как: ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, музыкально-слуховые представления, способности к исполнительским видам деятельности (певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах). Певческое развитие в этот период имеет свою специфику и связано с формированием определенных певческих навыков.
У младших школьников пока еще не сформирован голосовой аппарат – связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое и поверхностное. Поэтому в этот период необходимо особенно тщательно определять содержание и методы работы с учащимися, а так же продумывать репертуар, соответствующий певческим возможностям детей.
Навыки определяются как действия, которые в результате систематического повторения и отработки приобретают автоматизированный характер выполнения. Они характеризуются высокой степенью освоения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального образования в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М. : Просвещение, 1983. 112 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. М. : ВЛАДОС, 2000. 336 с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. М. : Просвещение, 1989. 224 с.
4. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. М. : 1956. Изд-во Питер. ун-та, 1956. 178 с.
5. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. Л. : Музыка , 1968. 165 с.
6. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие. М. : Академия, 2002. 416 c.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 192 с.
8. Билль А.М. Чистый голос. Методические материалы для организаторов и педагогов детских вокально-эстрадных студий. М. : Государственный российский дом народного творчества, 2003. 110 с.
9. Бочев Б.Н. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. М. : Академия, 1963. 329 с.
10. Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей: учеб. пособие. М. : ВЛАДОС, 1997. 153 с.
11. Буторина Н.И. Развитие музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио : автореф. дис….канд. пед. наук. Екатеринбург : [б.и.], 2002. 24 с.
12. Варламов А.Е. Полная школа пения : учеб. пособие. СПб. : Лань, 2008. 120 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М. : Хранитель, 2008. 671 с.
14. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М. : Государственное музыкальное издательство, 1963. 279 c.
15. Дмитриев Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для ст – ов сред. пед. уч. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1997. 240 с.
16. Емельянов В.В. Развитие голоса координация и тренинг. М.: «Лань», 2000, 192 с.
17. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства : истории, теория, технология. М. : МГУКИ, 2003. 231 с.
18. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально- просветительских интересов младших школьников в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. М. : Музыка, 1978. Вып. 13. 267 с.
19. Журавленко Н.И. Уроки пения. Минск : Полиграфмаркет, 1998. - 204 с.
20. Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения. М :Феникс, 2009. 251 с.
21. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб. : Музыкальная палитра, 2005. 280 с.
22. Клип О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов : дис. … канд. пед. наук. М. : [б.и.], 2003. 120 с.
23. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Ленинград : «Музыка» 2-е издание, 1988. 49 с.
24. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л. : Музыка, 1967. 88 с.
25. Педагогика: учебник для студ. пед. учеб. заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. М. : Педагогическое образование России, 2002. 608 с.
26. Петровский А.В. Психология. М. : Академия, 2001. 512 c.
27. Подласый И.П. Педагогика : учебник для судт. высш. пед. учеб. заведений : в 2 кн. М. : ВЛАДОС, 2001. Кн. 1 : Общие основы. 576 с.
28. Попов В.С. О развитии певческоо голоса младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. М. : Музыка, 1985. Вып.16. 204 с.
29. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М. : Издат. центр «Академия», 2011. 608 с.
30. Сергеев Б.А. Пение. Программа обучения. СПб. : из –во «Союз художников», 2003. 42 с.