Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития речи у младшего поколения всегда является актуальной. Правильно построенная, развитая речь гарантирует человеку успешность общения, возможность быть понятым. Как правило, именно в младшем дошкольном возрасте каждый ребенок впервые сталкивается с необходимостью использования правильной речи, поскольку этого требует Закон «Об образовании» РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [16, 17]. В дошкольном возрасте от ребенка требуются любые изъяснения о своих потребностях, которые помогали бы взрослому человеку его понять.
Естественным и ожидаемым с точки зрения возрастной психологии является и тот факт, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) с несовершенной речью и некоторыми трудностями произношения. Особую категорию воспитанников ДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). ОНР встречается у 40% детей дошкольного возраста, один из распространённых вариантов которого – ОНР III уровня. ОНР представляет собой совокупность различных речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и интеллекте. Исследования возрастных психологов, педагогов, логопедов подтверждают возможность успешной работы по развитию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня именно в старшем дошкольном возрасте, перед поступлением в общеобразовательную школу [4, стр. 8].
На данный момент проблема формирования монологической речи у детей с ОНР III степени изучается в нескольких аспектах. Р.Д. Тригер рекомендует сочетать эту работу с ознакомлением детей с окружающим миром. С.Г. Шевченко, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова говорят о необходимости проведения работы по развитию речи в ходе дидактических, творческих и сюжетно-ролевых игр. Л.Б. Халилова акцентирует внимание на том, что в процессе коррекционной работы необходимо учитывать не только специфику семантического развития детей данного контингента, но и внутренние закономерности лексической системы языка [4, стр. 9].
Таким образом, цель данного исследования: изучить процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объектом исследования ставим процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является монологическая речь детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня.
Согласно цели работы, объекту и предмету, ставим перед собой ряд задач:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
2) изучить средства развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3) выявить начальный уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
4) выстроить эффективную работу с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по развитию монологической речи.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации эмпирических данных по изучению уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а так же в составлении цикла занятий «В гостях у сказки», который может быть использован педагогами ДОУ на практике.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы; эмпирического характера – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент с помощью диагностической методики В.П. Глухова, методы описательной математической статистики.
База исследования:_______________.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Научный коллектив НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е годы XX столетия обосновал явление общего недоразвития речи в теории. Обоснование было дано согласно полученному экспериментальному материалу в процессе исследования разнообразнейших форм речевых патологий дошкольников. Над этим вопросом работала Левина Р.Е. со своим штатом сотрудников: Г.И. Жаренковой, Н.А. Никитиной, Г.А. Каше, Т.Б. Чиркиной, Л.Ф. Филичевой, А.В. Ястребовой [19, 20].
Результатом труда советских ученых стало первое определение ОНР. Общее недоразвитие речи – это такая форма речевой аномалии, при которой происходит нарушение формирования компонентов системы речи. Данное определение относится к детям, имеющим нормальный слух и первично сохранный интеллект.
ОНР у ребенка можно определить по ряду симптомов: позднее появление речи, бедный словарный запас, неграмотная речь, нарушение звукопроизношения и словообразования. ОНР может быть выражено в разных степенях: ребенок может только «лопотать» или вовсе ничего не произносить, а может иметь развернутую речь с некоторыми грубыми ошибками.
Анализируя психолого-логопедическую литературу, мы выделили пару основополагающих подходов к классификации ОНР:
1) Левина Р.Е. предлагает психолого-педагогический подход [10, стр. 56];
2) Мастюкова Е.М. предлагает клинический подход [11].
Данные подходы описывают ОНР с разных точек зрения, взаимодополняя друг друга и решая ряд общих задач: задачу комплектования детских групп с патологией речи; задачу целенаправленной эффективной логопедической работы с учетом симптомов у ребенка и механизма речевого нарушения.
Таким образом, выделены четыре уровня ОНР, отражающие состояние языковых компонентов у детей [19, стр. 12]:
1) I уровень — дети, у которых речи как таковой нет.
2) II уровень – дети, у которых есть зачатки речи, очень бедный активный словарный запас, а имеющиеся в словаре слова часто употребляются неправильно.
3) III уровень – дети, у которых речь развернута, но присутствуют дефекты в её звуковой и смысловой сторонах.
4) IV уровень – дети, у которых присутствуют лишь некоторые упущения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической речевых сторон.
Р.Е. Левина работала над описанием первых трех уровней [10]. С детьми IV уровня работала Филичева Т.Б [19].
Мастюкова Е.М., утверждая неоднородность состава категорий детей с ОНР, по клиническому признаку делит их на три группы [11]:
1) неосложненные формы ОНР – наблюдаются у детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию: недостаточную регуляцию мышечного тонуса, моторной дифференцировки, незрелость эмоционально-волевой сферы;
2) осложненные формы ОНР – наблюдаются у детей, имеющих неврологические и психопатические синдромы: церебрастенические, гипертензионно-гидроцефалические, судорожные, гипердинамические.
3) грубое ОНР – наблюдается у детей, имеющих органические поражения речевого отдела мозга.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Алексеева М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. – М.: «Академия». - 2003. – С. 27-43.
2) Булычева А.В. Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет. – Социальная сеть работников образования. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/starshaya-gruppa-spisok-literatury-dlya-detey-5-6-let
3) Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: АРКТИ. – 2007. – 68 с.
4) Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е издание., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
5) Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу // Дефектология. – 1989. - №1. – С. 69-77.
6) Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Детство-Пресс. – 2004. – 128 с.
7) Ефимова О.В., Шадрина Л.Г. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2016. - № 2. - С. 43–47.
8) Иваненко М.О. Роль сказки в речевом развитии дошкольников. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/tema-opyty-raboty-rol-skazki-v-rechevom-razviti-doshkolnikov.html
9) Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т. А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6 – 7 лет: сб. науч. трудов. – М.: Просвещение. - 1989. – 143 с.
10) Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс. -2013. - 367 с.
11) Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение. - 1992. - 95 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0144/5_0144-2.shtml#book_page_top
12) Мыльцева М.В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация. - 2018. — С. 124-126. — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13747/
13) Уваровская Л.В. Роль сказки в развитии речи детей. – Фестиваль педагогических идей 1 сентября. – 2016. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/598238/
14) Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М Струнина. – М.: Владос. - 2004. – 287 с.
15) Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Мозаика-Синтез. - 2001. – 237 с.
16) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
17) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
18) Филипович Е.И. Методика развития речи (специальная). – НОЧУ ВПО «МСГИ». – 2016. – 14 с.
19) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение. - 1991. - 44 с.
20) Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение. - 2009. - 230 с.