Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития речи у младшего поколения всегда является актуальной. Каждый житель нашей Родины - носитель русского языка, «великого и могучего», разнообразного, богатейшего. Правильно построенная, развитая речь гарантирует ребенку успешность общения, возможность быть понятым. Как правило, именно в дошкольном возрасте каждый ребенок впервые сталкивается с необходимостью использования речи, поскольку дети зависимы от общения со взрослыми и сверстниками. В стенах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) от ребенка требуются любые изъяснения о своих потребностях, которые помогали бы воспитателю его понять. Развития правильной речи в старшем дошкольном возрасте требует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [19]. От уровня словарного запаса старшего дошкольника зависит успешность его обучения в общеобразовательной школе.
Естественным и ожидаемым с точки зрения возрастной психологии является и тот факт, что дети приходят в ДОУ с несовершенной речью, с обедненным словарным запасом и некоторыми трудностями произношения. Исследования возрастных психологов подтверждают возможность успешной работы по развитию речи именно в старшем дошкольном возрасте. Уваровская Л.В. считает, что одним из эффективных способов развития монологической речи ребенка является чтение литературы, например, богатых по содержанию сказок [16].
Таким образом, цель данного исследования: теоретически и эмпирически доказать возможность развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Объектом исследования выступает процесс развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
В качестве предмета исследования определяем использование сказки в качестве средства развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Согласно объекту, предмету и цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить психолого-педагогические основы развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть возможности сказки как средства развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить начальный уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) определить содержание работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация; эмпирические - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, метод описательной математической статистики, качественный и количественный анализ результатов исследования, диагностическая методика Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи».
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Экспериментальной базой исследования являлось __________.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок
1.1. Психолого-педагогические основы развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от трех до семи лет. В его рамках Гамезо М.В. выделяется три периода [6, стр. 201]:
1) младший дошкольный возраст — от трех до четырех лет;
2) средний дошкольный возраст — от четырех до пяти лет;
3) старший дошкольный возраст — от пяти до семи лет.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической, возраст, в котором происходит формирование словаря ребенка, развитие всех видов речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку и развитие речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем [6, стр. 201].
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания детей. В.П. Глухов, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие их общего речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению [17, стр. 107].
В ФГОС ДО «Речевое развитие» выделяется в основную образовательную область. Это делается не зря, ведь дошкольный возраст ребенка крайне важен в отношении закладки психических процессов, а речи - особенно [19].
На сегодняшний день филологи классифицируют речь на два вида: монологическую и диалогическую. Мыльцева М.В. подразделяет монологическую речь на два основных типа [12, стр. 124]:
1) обращение к слушателю. Это может быть сообщение, которое надо озвучить множественному количеству слушателей, персональное обращение или обращение к аудитории. К этому типу монологической речи у детей дошкольного возраста можно отнести беседу с другом, рассказывание стихотворения на утреннике;
2) беседа с самим собой. Данная монологическая речь ориентируется на неопределенного слушателя, соответственно, не ожидается ответной реакции.
Е.А. Тарлаковская и К.В. Фокина в своих исследованиях описывают несколько видов монологов: описание, рассуждение и повествование [14, 20].
Описание как вид монологической речи может быть конкретизированным и обобщенным, может включать в себя изложение признаков и свойств. Для этого вида свойственно использование номинативных и эллиптических предположений. Монологическая речь — описание, преследует цель полной характеристики предмета речи через перечень таких составляющих его признаков как: количественные, качественные, структурные, функциональные [14, стр. 59].
Рассуждение как вид монологической речи поддерживается при помощи разнообразных целей [14, стр. 59]:
1) обеспечение обоснованности действий;
2) определение их причинно-следственных связей;
3) принятие или обоснованное отклонению выводов.
Монологическая речь — рассуждение, это устное представление, объяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение состоит из нескольких частей:
1) тезис, то есть идея, которую необходимо логически доказать или опровергнуть;
2) аргументация высказанной мысли, подкрепляемая примерами;
3) заключение, вывод.
Повествование отличается динамизмом, наличием процесса преобразования и формирования цепи взаимосвязанных действий. Монологическая речь — повествование у ребенка старшего дошкольного возраста, как правило, представлена в виде рассказа, высказывания о любом событии. При этом правильность повествования заключается именно в последовательности действий. История может быть рассказана ребенком от третьего лица, также повествование может исходить от первого лица: повествующий назван или назначен личным местоимением «я». При этом в своей речи ребенок использует глаголы совершенного вида в форме прошедшего времени. Развитая монологическая речь-повествование считается более выразительной, если ребенок использует следующие элемент
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Алексеева М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. – М.: «Академия». - 2003. – С. 27-43.
2) Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-94.shtml
3) Бадалян Н.Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 271-273. — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/203/49718/
4) Бородич А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М.: Просвещение. - 2004. – 255 с.
5) Булычева А.В. Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет. – Социальная сеть работников образования. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/starshaya-gruppa-spisok-literatury-dlya-detey-5-6-let
6) Гамезо М.В. Возрастная педагогическая психология. – М.: Просвещение. – 1992. - 438 с.
7) Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – М.: Академия. – 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_16303.pdf
8) Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Детство-Пресс. – 2004. – 128 с.
9) Ефимова О.В., Шадрина Л.Г. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2016. - № 2. - С. 43–47.
10) Иваненко М.О. Роль сказки в речевом развитии дошкольников. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/tema-opyty-raboty-rol-skazki-v-rechevom-razviti-doshkolnikov.html
11) Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т. А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6 – 7 лет: сб. науч. трудов. – М.: Просвещение. - 1989. – 143 с.
12) Мыльцева М.В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация. - 2018. — С. 124-126. — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13747/
13) Овсянникова С.А. Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста // Специальное образование. - 2015. - № 1. - С. 225–228.
14) Тарлаковская Е.А. Особенности монологической речи и ее функционально-смысловые типа при формировании монологических умений студентов II курса // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. - 2006. - № 1. – С.58-63.
15) Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение. – 2015. – 306 с.
16) Уваровская Л.В. Роль сказки в развитии речи детей. – Фестиваль педагогических идей 1 сентября. – 2016. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/598238/
17) Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Мозаика-Синтез. - 2001. – 237 с.
18) Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М Струнина. – М.: Владос. - 2004. – 287 с.
19) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
20) Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К.В. Фокина, Л.Н. Терентьева, Н.В. Костычева. — М.: Высшее образование. - 2008. – 250 с.
21) Фотекова Т.А. Тестовая методика «Диагностика устной речи» (адаптированная для детей младшего школьного возраста). – 2016. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ulybkasalym.ru/wp-content/uploads/2016/03/test.pdf